Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК БАТУЕВ.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
3.3 Mб
Скачать

109 :: 110 :: 111 :: 112 :: 113 :: 114 :: Содержание

114 :: 115 :: 116 :: 117 :: 118 :: Содержание

Удовлетворение идеальных потребностей.

Третью группу поведенческих актов именуют безусловными рефлексами саморазвития. Сюда относятся разнообразные проявления ориентировочно-исследовательского поведения, рефлексы сопротивления (рефлекс свободы, по Павлову) и рефлексы превентивной "вооруженности" - имитационный и игровой. Для рефлексов саморазвития

114

характерны два момента: 1) они не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к наличной, существующей в данный момент ситуации. Эти рефлексы обращены к будущему; 2) эти рефлексы самостоятельны, и невыводимы из других потребностей живого организма и несводимы к другим ранее упомянутым мотивациям.

Исследовательское поведение животных побуждается самостоятельной потребностью в получении информации. Элементарные исследовательские реакции появляются очень рано даже у незрелорождающихся животных - это, например, маятникообразные движения головой, связанные с поиском соска матери. В дальнейшем появляются более сложные ориентировочные реакции - обнюхивание, прислушивание, присматривание и др. Наконец, еще позднее у животного возникают и подлинно исследовательские акты в связи с появлением в окружающей обстановке нового раздражителя: поворот глаз, ушей, головы, приближение к незнакомому предмету (рефлекс "что такое?", по Павлову).

В комплексе сложнорефлекторных инстинктивных поведенческих актов ориентировочно-исследовательская деятельность животного служит поиску и обнаружению биологически значимых сигналов. С ориентировочного рефлекса начинается любой контакт животного с факторами среды. Эти элементарные ориентировочные реакции выполняют роль неспецифического фактора активации мозговой деятельности, настраивающие сенсорные аппараты на более адекватное и полное восприятие соответствующей информации (подробнее см. гл. 9).

Поисково-исследовательские формы поведения как важнейший этап освоения окружающей среды свидетельствуют о том, что нормальная жизнедеятельность требует непрерывного поступления из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации.

Такие формы поведения, базируясь на врожденной биологической потребности, в значительной мере реализуются благодаря индивидуальному опыту каждого животного. Оно вынуждено самостоятельно выучивать значимые лишь для него внешние сигналы, которые будут для разных особей того же вида весьма различными.

115

Регулирование исследовательского поведения тесно связано с механизмами эмоций. Положительные эмоции служат факторами удовлетворения исследовательской потребности, отрицательные - фактором перестройки и управления исследовательским поведением. Само по себе исследовательское поведение может служить базой для выработки на его основе условных инструментальных рефлексов. Например, крысы обучаются выходу из лабиринта для обследования новой территории, а собаки и обезьяны обучаются нажимать на рычаг, открывающий окно в соседнее помещение. Некоторые ученые считают, что ориентировка и обследование нового помещения и содержащихся в нем ориентиров играют решающую роль при формировании перцептивного обучения (см. гл. 5).

Общефизиологическое значение этой важной биологической потребности в информации доказывается экспериментами, свидетельствующими о драматических последствиях "информационного голода", особенно для развивающегося организма. Воспитание молодых животных в "обедненной" среде, изоляции и в условиях ограничения движений приводит не только к расстройствам их поведения, но и влияет на массу мозга, толщину коркового вещества и уровень метаболических процессов.

Удовлетворение самых разнообразных биологических потребностей было бы невозможным, если бы в эволюции не получила развитие специфическая тенденция преодоления какого-либо ограничения свободы. Этот общеизвестный факт не получил научного анализа до тех пор, пока И.П. Павлов не обратил на него специального внимания, назвав его рефлексом свободы. В противоположность рефлексу свободы И.П. Павлов предположил существование "прирожденного рефлекса рабской покорности" и отмечал его биологическую значимость для сохранения вида: пассивная поза слабейшего, естественно, ведет к падению агрессивной реакции сильнейшего.

Идея И.П. Павлова о рефлексе свободы получила свое развитие в работах В.П. Протопопова (1950). Им был создан метод "стимульно-преградной ситуации", при котором на путях к овладению стимулом (например, пищевой приманкой) возникала преграда в виде клетки с запертой дверцей. Животное без всякого предварительного

116

научения осуществляло реакцию преодоления этой преграды: грызет зубами, рвет лапами решетку, протискивается в щели до тех пор, пока не откроет свободный доступ к приманке.

В самостоятельную группу потребностей, а значит, и поведенческих форм для их удовлетворения выделяют потребность в приобретении опыта, навыков, умений, которые потребуются животным в будущей их самостоятельной взрослой жизни. К таким формам поведения относят подражательное и игровое.

Подражательное поведение (имитационное) обеспечивает передачу опыта от одного поколения к другому и лежит в основе "сигнальной (не генетической) наследственности" (М.Е. Лобашев, 1967). При этом необходимо выделить формы имитации, которые относятся к инстинктивному поведению, когда выполнение видоспецифичных действий одних животных является побуждающим фактором для других.

"Когда одно животное из стада, увидев и испугавшись чего-нибудь, бросается бежать, а другие члены стада, не видевшие сами опасности, сразу также бросаются бежать, то мы имеем дело с инстинктивным подражанием... Так называемая паника является примером инстинктивного подражания. Овцы, бросившиеся в рассказе о панурговом стаде в море, после того как бросилась одна из них, также проявили инстинктивное подражание".1 Однако такому слепому подражанию неизменно противостоит индивидуально приобретенный опыт.

Под игровым поведением понимают совокупность двигательных актов организма, включающим определенные мышечные группы, используемые в дальнейшем взрослым животным в соответствующих жизненных ситуациях - бегстве, борьбе, добыче пищи, размножении и т.д. (А.Д. Слоним, 1986).

Многие исследователи не без основания полагают, что игровая деятельность является наследственно детерминированным комплексом упражнений, тестирующих и стимулирующих развитие мышечно-опорно-двигательной

117

и нервной систем, а также систем дыхания и кровообращения.

Несомненно, что это поведение имеет самостоятельные мотивационные механизмы и большое разнообразие своих проявлений. Наряду с общими движениями - ходьбой, бегом, прыжками - игра включает вращательные движения, акробатику, борьбу. У приматов, и особенно у человекообразных обезьян, игровая деятельность приобретает сложные формы манипулирования с предметами-игрушками.

Игровая активность в целом может рассматриваться как генетически запрограммированный видовой признак, характеризующийся определенным энергетическим эквивалентом выполненной работы. В процессе реализации игровой деятельности животное тренирует соответствующие поведенческие стереотипы, обогащается информацией об окружающей среде, практикуется во взаимодействии со сверстниками, которое будет необходимым во взрослой жизни, усваивает нормы группового поведения.

Заканчивая описание основных форм поведения, направленного к удовлетворению определенной биологической потребности, мы хотим привести слова И.П. Павлова: "Нет никакого сомнения, что систематическое изучение фонда прирожденных реакций животного чрезвычайно будет способствовать пониманию нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправлению".1

118

1 Кашкаров Д.Н. Современные успехи зоопсихологии. М., 1928. С. 152.

1 Физиология нервной системы (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский). М.; Л., 1952. Т. 4. С. 432.