Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Медицина катастроф.Методпособие к лабор.docx
Скачиваний:
883
Добавлен:
07.03.2016
Размер:
1.24 Mб
Скачать

Зависимость противолучевого эффекта радиопротекторов от величины дозы и вида излучения, вида ткани организма

Некоторые радиопротекторы действуют на многие ткани, другие защищают преимущественно ту или иную ткань. Примером могут служить АЭТ и мексамин. АЭТ защищает и костный мозг, и кишечник, мексамин  только костный мозг. В связи с тем, что при острой лучевой болезни сильно страдают кроветворные органы и функции тонкого кишечника, наиболее перспективными следует считать радиопротекторы, защищающие главным образом костный мозг и кишечник, т.е. миело- и энтеропротекторы. Сама способность препаратов к защите от излучения различна в зависимости от величины дозы радиации и вида ионизирующего излучения.

От протонов высокой энергии эффективными являются серосодержащие соединения ( МЭА, цистамин) и индолилалкиламины.

Одно из наиболее биологически эффективных видов ионизирующего излучения  нейтронное; клетка хуже восстанавливается после нейтронного повреждения, оно меньше модифицируется кислородом, чем действие других видов радиации. Коэффициент кислородного усиления при общем облучении нейтронами почти в 2 раза меньше, чем при облучении другими видами ионизирующего излучения. Этим объясняется слабая защита от нейтронного излучения «гипоксическими» радиопротекторами, приводящими к различным видам гипоксии.

Радиозащитное действие серосодержащих радиопротекторов не зависит от содержания кислорода в тканях. Цистамин, цистафос, АЭТ, гаммафос обладают выраженным защитным действием в условиях облучения быстрыми нейтронами деления. Наиболее эффективны фосфоропроизводные аминотиолов — цистафос и гаммафос.

Серосодержащие радиопротекторы и индолилалкиламины хорошо защищают от гамма-, рентгеновского излучения и протонов высоких энергий, менее эффективны тиольные препараты при нейтронном облучении, а индолилалкиламины в последнем случае защищают еще хуже.

Отсутствие в настоящее время препаратов, приближающихся по своим качествам к «идеальному радиопротектору», послужило основанием поиска рецептур, составленных из нескольких препаратов с различным спектром действия.

Фармакологические радиозащитные рецептуры

По аналогии с фармакологической практикой, когда для усиления действия лекарственных веществ подбираются комбинации различных препаратов, в радиационной медицине ведутся попытки усилить действие одних протекторов путем сочетанного использования их с другими защитными (или незащитными)  биологически активными  соединениями. Известно большое число рецептур, которые оказывают более выраженный защитный эффект, чем отдельные препараты. Для улучшения переносимости радиопротекторов и повышения их защитной мощности разрабатываются радиозащитные рецептуры.

Наиболее совершенные рецептуры, составленные из нескольких радиопротекторов с различными механизмами защитного действия и включающие препараты, смягчающие побочные эффекты. Существуют двухкомпонентные системы, состоящие из серосодержащего радиопротектора и индолилалкиламина. Усиление защитного эффекта наблюдается также при совместном применении цистеина с гистамином и нитритом натрия, триптамина с ацетилхолином или адреналином и др., смесей метгемоглобинообразователей и ингибиторов цитохромоксидазы или, например, совместное применение нескольких серосодержащих радиопротекторов: АЭТ, цистамина, глутатиона. Таким образом, применение комплекса препаратов позволяет снизить дозы радиопротекторов, что приводит к уменьшению побочного их действия и в конечном итоге к снижению токсичности.

Иногда для повышения эффективности протекторов используются фармакологически активные вещества, сами не обладающие радиозащитной способностью, но изменяющие реактивность организма по отношению к радиопротекторам, например алкалоиды. В последние годы появились данные о перспективности использования катехоламинов (адреналина и норадреналина) и симпатомиметиков (мезатона, фенатола, тирамина, о-метилтирамина) в качестве радиопротекторов, на фоне блокаторов адренорецепторов.

Нередко синергическим действием обладают препараты одного типа, например, многокомпонентные системы из одних серосодержащих радиопротекторов.

Краткая характеристика и порядок применения радиопротекторов экстренного действия, имеющих наибольшее практическое значение

Для профилактики острой лучевой болезни в настоящее время используются препараты кратковременного действия:

ИНДРАЛИН представляет собой гетероциклическое соединение (производное индолилалкиламина) и относится к радиопротекторам экстренного действия. Рекомендуемая доза для человека - 0,45г на прием. Три таблетки радиопротектора (по 0,15г), содержащие указанную дозу, тщательно разжевывают и запивают водой. Оптимальный срок приема - за 15 мин до предполагаемого облучения. Препарат обеспечивает защиту в течение 1 ч. Допускается повторный прием с интервалом в 1 ч.

По своим фармакологическим свойствам индралин является в основном агонистом альфа-адренореактивных структур организма. В отличие от большинства других радиозащитных средств (цистамин, меркамин, гаммафос и др.) его протекторное действие сохраняется при воздействии ионизирующего излучения в дозах, превосходящих минимальную, абсолютно смертельную - в 1,5-2 раза.

Радиозащитный эффект индралина проявляется, как правило, при кратковременном воздействии ионизирующего излучения разных видов (гамма-излучение, высокоэнергетические нейтроны, протоны, электроны) с большой мощностью дозы. Эффективность его применения увеличивается в условиях неравномерного облучения и при сочетанном применении со средствами раннего и комплексного лечения радиационных поражений.

Индралин сохраняет противолучевую активность в условиях воздействия на организм таких экстремальных факторов, как физическая нагрузка, повышенная температура воздуха и другие, а также при совместном применении с другими медицинскими средствами противорадиационной защиты, в частности, со средствами профилактики первичной реакции на облучение. Препарат не оказывает отрицательного влияния на операторскую и другие виды профессиональной деятельности специалистов различного профиля и хорошо ими переносится в экстремальных условиях.

ЦИСТАМИН применяют внутрь в виде таблеток. Противолучевой эффект цистамина реализуется преимущественно на клеточном уровне и определяется прежде всего наличием в структуре препарата легко высвобождающейся в физиологических условиях SH-группы. Рекомендуемая доза  1,2г. (6 таблеток по 0,2г). Оптимальный срок применения цистамина  40-60-минут до воздействия ионизирующего излучения, продолжительность радиозащитного действия  4-6 часов. Возможно повторное применение цистамина в той же дозе с интервалом 6 часов. Применение цистамина при уже развившейся лучевой болезни, при значительной лейкопении, лечебного эффекта не дает. Развитие лейкопении препарат не предупреждает. При значительной лейкопении возможно применение цистамина в сочетании со стимуляторами лейкопоэза. После приема цистамина возможны боли в области желудка, тошнота, жжение в пищеводе, но эти явления не служат препятствием для продолжения приема препарата. Содержится в аптечке индивидуальной АИ-2 в двух пеналах малинового цвета по 6 таблеток в каждом.

МЕКСАМИН также относится к группе индолилалкиламинов. Мексамина гидрохлорид проявляет защитную активность при различных способах введения - пероральном и подкожном. Его назначают внутрь за 30-40 минут до облучения в дозе 0,05-0,1г.(1-2 таблетки). Время защитного действия – 40-50 минут.

НАФТИЗИН представляет собой производное имидазолина, относится к перспективным радиопротекторам экстренного действия, является перспективным радиопротектором.