Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pezeshkian_N..doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Разъяснение

Когда действительность приносит разочарование, мечты не сбываются и страх мешает осуществлению желаний, то фантазия становится заменой любви. Встреча с парт­нером переносится в мир грез. Там все очень гармонич­но. Партнерство чисто и благородно, любовь искренняя и теплая, партнер сильный, мужественный и с ним рядом можно чувствовать себя под надежной охраной и защитой. А если партнер - женщина, то она обязатель­но слабая, ее надо спасать и защищать. Партнерство, «сотканное из той же материи, что и мечты», не наруша­ется ни своеволием, ни капризами, оно приятно в любой ситуации, так как оно часть собственного «Я». Партнера создают по своему образу и подобию, пото­му что едва ли такое идеальное существо пребывает где-нибудь на воле, совсем близко от тебя. У всех этих меч­таний длинная история, уходящая в глубь европейских традиций.

У рыцарей-миннезингеров предмет обожания был далек от тривиальных земных помыслов, перед ним можно было преклоняться только издали. Это придавало рыцарю силы в его сражениях.

Другой пример такой платонической любви мы нахо­дим в немецком идеализме с типичным для него разры­вом между идеалом и действительностью. Только через отказ от осуществления мечты любовь может сохранить свою чистоту, иначе она погибнет, так считали романти­ки.

Подобная жизненная установка - гарантия того, чтобы постоянно быть несчастным. Когда человек живет только в мире фантазии, то он сам себе преграждает путь для полнокровной здоровой жизни, для конкретных по­ступков, ориентированных на успех, лишает себя воз­можности испытать счастье близости. Почему? Оттого, что идеал слишком недосягаем? Оттого, что человек сам страшится действительности? Оттого, что он не испытал многообразия жизни и не научился активно проявлять себя в других ее сферах?

Грезы, мечты могут сосредоточиваться на том, что когда-то было воспринято, часто даже если это впечатле­ние так и оставалось в памяти.

Один 18-летний школьник, очень неуверенный и роб­кий среди других, с мечтательным выражением лица го­ворил: «У девушки, которую я тогда видел, были такие чудесные глаза, что я и теперь не могу ее забыть! Я до сих пор жду, что встречу ее опять. Другой такой женщи­ны, как она, нет на свете».

Случай из практики: «Должно быть, я неисправимая фантазерка!»

Когда я смотрю на некоторых людей, то с трудом могу представить себе, что у них есть какие-то проблемы. Таким человеком была одна 36-летняя домашняя хозяйка, очаровательная, темноволосая, с эле­гантной походкой. Голос у нее был приятный, молодой. В ней было что-то эротически притягательное. Это первое впечатление беззаботности оказалось обманчивым: у нее были проблемы, связанные имен­но с ее прелестной внешностью. Вот ее история.

«Когда мне было 17 лет, то моей заветной мечтой была всепогло­щающая любовь. Один мужчина был моим идеалом. Слава Богу, эта мечта не исполнилась. В первом браке с моей стороны не было ни влюбленности, ни сексуального влечения. Как я помню, я очень стра­дала от этого, хотя и считала чем-то неизбежным. Когда я познако­милась с моим будущим вторым мужем, все эти чувства стали бурно проявляться. Я очень хотела сойтись с этим человеком. Мне не было трудно расстаться с моим первым мужем. Но вскоре эти бурные чув­ства во мне угасли. Я нахожу это ужасным. Я не могу больше ничего добавить к этому. Объяснить себе это я тоже не могу. Я очень стра­даю от этого, наверное, я неисправимая фантазерка».

Толкование: «Чувствую ли я, что он меня понимает?»

В воображении люди охотно предаются переживаниям сексуальных страхов, конфликтов, связанных с привя­занностью, проблем отделения. Так, некоторые хотели бы сохранять верность до гроба по отношению к партне­ру, которого они видели, может быть, только один раз, или даже никогда не видели. Хорошо известный литера­турный пример - образ Дон-Кихота, следовавшего за призраком своей Дульцинеи. Конкретные партнеры с их достоинствами и недостатками, с которыми такой чело­век встречается в жизни, настолько отличаются от его воображаемого идеала, что связь оказывается невозмож­ной. Ученик в поисках своей мечты отнюдь не был пас­сивным, но все другие связи его разочаровывали: «Я всегда хотел доказать как мужчина свою огромную по­тенцию. Я уже был близок с несколькими женщинами, но каждый раз все что-то было не так. Я думаю, что я еще не нашел для себя настоящую партнершу».

Искусственная форма межличностных отношений - партнерство, в котором избегают непосредственного сближения, переводя сексуальное желание в русло общих интересов. Так, в мнимой эротической ситуации он заводит с ней разговоры о всевозможных тонкостях культуры, обходя возможность опасного в данном слу­чае для него сексуального сближения, либо из страха быть отвергнутым, либо из нежелания нести ответствен­ность за последствия в случае длительной связи.

Одна 42-летняя секретарша, которая каждый раз после какого-то времени знакомства прерывала партне­рство, чаще всего ссылаясь на какое-нибудь физическое недомогание, сказала следующее об очередной фазе зна­комства: «Этот мужчина на той же волне, что и я. Все земное ему так же чуждо, как и мне. Мы занимаемся ис­кусством, музыкой и религией».

В воображении человек склонен фиксироваться на до­стижимом и недостижимом будущем. Из страха заполу­чить в партнеры не такого человека, какого бы хотелось, неравного по общественному положению, отнимающего свободу, неверного, недостаточно представительного, с низким заработком, не отвечающего эстетическим требо­ваниям к внешности, отвергают всякое сближение и со­здают себе недостижимый идеал партнера, нередко ори­ентируясь на родителей, как на пример для подражания: «У меня могло бы быть столько поклонников, если бы я только этого захотела! Но ни один не подходил к моему идеалу мужчины. Все недостатки были слишком замет­ны. Иногда мне кажется, что как раз в тот момент, когда Бог распределял настоящих мужчин, меня не было. Все достойные мужчины, которых мне хотелось бы иметь в мужья, женаты, а те, что остались, мне не пара».

Этими словами выразила свою партнерскую проблема­тику одна 50-летняя женщина, работающая в сфере тор­говли. Она вспомнила о том, как ее мать, за которой она несколько лет назад самоотверженно ухаживала до самой ее смерти, осудила одного из поклонников дочери такими словами: «Это не настоящий кавалер. Я заметила, что он ни разу не открыл перед тобой дверцу машины».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]