Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1_Политология_УЧЕБНИК_Нижнекамск.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
896 Кб
Скачать

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое политическая элита? Какие существуют подходы к пониманию элиты в современной науке?

2. Сравните между собой основные положения классических теорий элит В. Парето и Г. Моски, теории демократического элитизма Й. Шумпетера, теории «властвующей элиты» Ч.Р. Миллса.

3. Какие системы рекрутирования элит Вам известны? Сопоставьте их.

Глава 5 Политическое лидерство

5.1. Теории и понятие политического лидерства

Понятия «политический лидер», «политическое лидерство» широко используются в общественно-политической практике, в науке – политологией, социологией, философией, психологией и др. Политическому лидерству посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований, созданы различные методики по осуществлению эффективного лидерства, технологии избирательных кампаний и т.д.

Традиции осмысления явления лидерства восходят к началу письменной истории человечества. Мыслители Древнего Китая, Греции и Рима в своих описаниях истории, философских трактатах большое внимание уделяли правителям, полководцам, героям, видя в них творцов истории, выражающих волю высших сил. Платон и Аристотель сформулировали вопросы, на которые пытались ответить сами и многие другие: каким должен быть идеальный правитель, какими качествами он должен обладать, что он должен сделать для того, чтобы достичь гармонии с подданными? Платон, Аристотель, Конфуций и другие мыслители древности и средневековья заложили фундамент для строительства теорий лидерства.

Большое влияние на современные концепции лидерства оказали взгляды Н. Макиавелли (1469–1527). В его трактовке политический лидер это – государь, сплачивающий и представляющий всё общество, использующий для сохранения своего государства и поддержания общественного порядка любые средства. Господствовавший длительное время нормативно-моралистский подход, акцентировал внимание на нормативных аспектах в исполнении лидерских ролей (что должно и что недопустимо для справедливого правителя). В отличие от него Макиавелли предложил прагматическую технологию эффективного лидерства, включающую способы удержания власти правителем.

Ф. Гегель (1770–1831) считал, что история складывается благодаря действиям людей, преследующих свои личные цели. Цели, поставленные великими людьми, содержат момент всеобщего, выдающиеся личности выражают историческую необходимость, правду своего времени и вкладывают в ее достижение свою энергию. В течение многих веков общественно-политическая мысль была обращена в сторону великого или выдающегося человека, создавая образ идеального правителя: история рассматривалась как результат творчества героических личностей. Г. Карлейль (1795–1881) писал, что «всемирная история, история того, что человек совершал в этом мире, есть, в сущности, история великих людей»; в «пестрой одежде» выдающихся личностей проявляется божественное проведение и творческое начало в истории.

Заметное влияние на последующую политическую мысль и практику оказала концепция Ф. Ницше (1844–1900). Он пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа – человека-лидера, сверхчеловека. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Целью человечества является рождение великих людей.

Первые целостные концепции политического лидерства сформировались в конце XIX – начале XX вв. Представления о лидерстве как двойственном – рационально-волевом и одновременно иррационально-инстинктивном феномене «великого человека», «героя», сформулированные впервые Ф. Ницше, проявились в работах Г. Лебона, Г. Тарда, Н.К. Михайловского, З. Фрейда и др. Их концепции положили начало социально-психологическим, политико-психологическим и психоаналитическим исследованиям лидерства. Г. Тард (1843–1904) доказывал, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Поскольку большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству, то единственным источником прогресса общества являются открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями. По 3.Фрейду, подавленное либидо может переходить в стремление к лидерству. Массы нуждаются в лидере, аналогичном авторитарному отцу семейства.

М. Вебер впервые дал системный анализ лидерства в контексте общественного развития и предложил универсальную теорию политического господства, определяя лидерство через понятие власти. Власть лидера рассматривается как социальный, а не только как индивидуальный феномен. Основной социологический вклад Вебера в изучение лидерства состоит в разработке понятия харизма. Согласно его теории господства, отношения между обладателем власти и подчиняющимися людьми предполагают наличие веры в легитимность власти. Главной фигурой в веберовской теории выступает харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа, перед которым он несет ответственность. Условие успешной деятельности такого лидера – слепое повиновение ему со стороны народа.

Марксистская трактовка лидерства, не отвергая значение субъективных факторов в истории, акцентировала внимание на таком качестве лидеров, как выражение объективно существующих интересов тех или иных классов, социальных групп, назревших потребностей исторического развития. Отправной точкой для понимания сущности общественно-политического лидерства является мысль Ф. Энгельса, что лидерство, как процесс сложного взаимодействия людей в социальных группах, вырастает из потребности их комбинированной деятельности в организации и руководстве, которая предполагает навязывание чужой воли и подчинение1.

В 30–50-е гг. XX в. широкое распространение на Западе получила теория черт, основанная на выявлении личных качеств, свойственным лидерам (Смит, Богардус, Стогдилл и др.). Лидерство рассматривается как социально-психологический феномен, как совокупность определенных психических черт личности. Среди них обычно называют острый ум, твердую волю, организаторские способности, компетентность, ответственность, внешнюю привлекательность и т.д. Попытки классификации черт посеяли сомнения в надежности этой теории, так как оказалось, что индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Но полностью теория черт не отрицается, так как очевидно, что для занятия лидирующих позиций действительно нужны определенные качества.

Зависимость лидера от определенных социальных условий развивает и обосновывает ситуационная концепция (В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др.). Конкретные сложившиеся обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение, принимаемые им решения. Лидер – функция определенной ситуации. Лидером становится тот человек, черты личности которого окажутся в данный момент «чертами лидера». Ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые тенденции и возможности использовать их, заблаговременно решить острые социально-политичес­кие проблемы.

Изучение лидерства с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы, т.е. рассмотрение лидерства как отношения между людьми, а не только в качестве характеристики отдельного человека, получило развитие в виде теорий последователей (конституэнтов). На первый план сторонники теории «определяющей роли последователей» выдвигают анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. В современной политологии в круг конституэнтов включают не только политических активистов и всех достаточно определившихся приверженцев, но и его избирателей, а также тех, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ последователей в значительной степени позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемое им решение.

Имея ряд достоинств, концепция плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История знает немало примеров, когда лидер, добившись власти, менял свою команду активистов и принимал решения, идущие вразрез с интересами и ожиданиями приведших его к власти социальных слоев и сторонников. Наибольшие возможности для субъективной политики имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных политических системах. Так действовали И. Сталин, А. Гитлер, С. Хусейн и др.

Среди влиятельных современных доктрин политического лидерства можно назвать «рыночную» и реляционную теории. «Рыночная теория» (Н. Фройлих, Дж. Опенгеймер, О. Янг и др.) рассматривает лидера как своеобразного торговца особого рода благами (безопасность, правосудие и т.д.), целью которого является получение дохода от разницы между мобилизуемыми и реально затраченными ресурсами на решение определенной задачи. Реляционная теория (Дж. Шеннон, Л. Селигман) исходит из того, что объяснить природу и назначение лидерства можно на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностями ситуации и иными обстоятельствами, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров1.

Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет видеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной картины этого феномена. Предпринимаются попытки комплексного исследования лидерства, одновременного учета различных составляющих, на стыке разных наук и т.п. Однако создать единую, универсальную концепцию лидерства, вероятно, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических режимов, особенностей лидеров и их последователей и т.д.

Понятие «лидер» пришло из английского языка (leader – ведущий, прокладывающий путь, руководитель). Существует несколько подходов и трактовок политического лидерства.

Лидер – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Потребность в самоорганизации, упорядочивании поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной потребности приводит к выделению управленческой функции и требует, как правило, создания иерархической организации. Вершиной такой управленческой пирамиды становится лидер. По мере усложнения системы спецификация функции лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются. В процессе развития политической организации общества возникает и такой ее институт как политическое лидерство.

Существует несколько подходов к трактовке политического лидерства. Политическое лидерство рассматривается: 1) как процесс, в котором один индивид при выполнении групповых функций в сфере политики осуществляет большее влияние, чем другие; 2) как социальное положение; 3) как совокупность ролей, выполняемых теми, кто успешно инициирует действия, выполняющие координацию группового поведения; 4) как социальные отношения, регулятор или институт.

Известный французский политолог Ж. Блондель определяет политическое лидерство, особенно общенациональное, как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям. Власть лидеров может быть осуществлена как во имя контроля, господства и подчинения, так и для подъема, приумножения и развития. Лидерство способно, по самой своей природе, сплотить граждан в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели1.

Выделяют следующие элементы лидерства: политические убеждения, стиль руководства, мотивация, способ прихода к власти, законодательство, сила и тип оппозиции, характер самого лидера, свойства его последователей и конкретная ситуация, понимаемая как конкретная текущая политическая обстановка.

Лидерство является способом внутреннего структурирования социальной группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов. В этом смысле лидерство характеризует не только персональные качества осуществляющего эти функции лица, но, главным образом, их отношения с основной частью населения.

В небольших группах лидерство может носить неформальный характер и переходить от одного к другому. В больших и организованных группах обычно возникает потребность официального лидерства. В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления, институционализации и формализации лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны. Институционализация лидирующих позиций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и основывающегося на положении в общественной иерархии. Речь идет о лидерах политических партий, общественно-политических объединений, правительств, парламентов, государств, международных организаций.

Следовательно, становление политического лидерства неразрывно связано, во-первых, с наличием у лидера разнообразных ресурсов власти, во-вторых, с наличием организации, т.к. политический лидер воздействует на группу или общество через своих сторонников, последователей, организованных, как правило, в политические партии или движения, в-третьих, со специфическими психологическими качествами лидера, такими как: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса. Во влиянии политического руководителя обычно выделяют два момента: 1) формальное или официальное влияние, связанное с авторитетом организации и руководящего поста, 2) неформальное или неофициальное влияние, связанное с личными качествами руководителя.

Политическое лидерство как институт власти обладает двоякой сущностью, включающей как институциональный, так и моральный аспекты. Со своей статусной стороны политическое лидерство выступает как высший сегмент власти, достраивающий пирамиду управления, как центр принятия решений, который определяет стиль и характер деятельности всех других основных управленческих структур и организаций. Наличие формальных (официальных) возможностей позволяет тому или иному лицу устойчиво влиять на власть, возглавлять реальный процесс принятия решений, выполнять соответствующие должностные обязанности и нести в их рамках определенную ответственность. Второй, нравственно-этический компонент демонстрирует лишь моральную ответственность руководителей перед населением как условие сохранения и стабильности политической власти. Наличие морально-этических связей лидера с населением придает организации власти дополнительные ресурсы для решения политических задач1.

Отмечают некоторые различия между политическими лидерами и политическими руководителями. Руководитель, выполняя определенные организаторские функции, обладает формально регламентированными правами и обязанностями, выступает механизмом социального контроля и административно-государственной власти. Он может быть как назначенным, так и выборным. Политический руководитель становится лидером, если он пользуется большим авторитетом, его личные качества и результаты деятельности завоевали уважение и признание людей. Политический лидер может и в большинстве случаев обязан быть руководителем, но последний не всегда обладает качествами первого.

Среди ресурсов влиятельности политического лидера одно из главных мест занимает имидж. Имидж политического лидера – это представление о политике, сложившееся у населения в результате длительного внешнего воздействия, обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям.

Показателем эффективности деятельности политического лидера является рейтинг популярности. Международным критерием уровня достаточности рейтинга лидера является не менее 43% положительных оценок общественного мнения. При снижении этого показателя усиливается негативный имидж лидера.