Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1_Политология_УЧЕБНИК_Нижнекамск.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
896 Кб
Скачать

4.3. Политические элиты современной России

К разновидностям системы гильдий относилась и партийно-номенклатурная система в СССР, на основе которой и сформировалась современная российская политическая элита. Термин «номенклатура» означал список должностей, занятие которых находилось в ведении того или иного партийного органа. Так, существовала номенклатура ЦК КПСС (перечень работников, назначаемых только с ведения ЦК КПСС), номенклатура обкомов, горкомов КПСС и т.д. Среди характерных черт номенклатурной системы надо отметить:

1) Монолитность – элита была едина, образование каких-либо внутриэлитных групп не поощрялось. В руках одних и тех же людей была и экономическая, и политическая власть.

2) Иерархичность – наличие многочисленных уровней, подчиненных друг другу.

3) Непрофессионализм – главное качество, необходимое для занятия должностей – преданность вышестоящим руководителям и «надежность», а не профессиональные знания.

Можно выделить четыре поколения советской партийно-но­менклатурной элиты. Первое поколение – «ленинская гвардия», большевики, совершившие революцию. Второе поколение – сталинская элита, жесткие дисциплинированные исполнители воли Сталина, осуществлявшие широкомасштабные репрессии и построившие советскую сверхдержаву. Третье поколение – номенклатурная элита времен Хрущева и Брежнева, верхушка которой в начале 1980-х годов может быть охарактеризована как «геронтократия» (власть стариков). Четвертое поколение – «перестроечная» элита времен М. Горбачева, которая стремилась модернизировать советскую экономическую и политическую систему, но не смогла этого сделать.

Номенклатурная система была разрушена в начале 1990-х гг. вместе с распадом Советского Союза, и на место советской элиты пришла новая российская элита. Насколько эта элита является новой и насколько она сохранила прежние особенности и черты номенклатурной элиты? Исследователями высказывались различные и противоположные точки зрения: от взгляда, что произошла полная смена элит, и новая элита не имеет с советской элитой ничего общего, до мнения, что никаких изменений практически не случилось, и новая российская элита – это лишь внешне изменившаяся старая номенклатура.

Истина, как во многих случаях, лежит посередине. Исследования российской элиты, проводимые в течение последнего десятилетия, показали, что изменения в составе элиты произошли, но качественного обновления ее пока не случилось. Во-первых, российская элита перестала быть монолитной. Она разделилась на политическую элиту и бизнес-элиту. Российская элита по сравнению с советской помолодела и продолжает молодеть. Так, средний возраст элиты при Брежневе, по подсчетам О. Крыштановской, составлял 61,8 года, при Горбачеве – 54 года, при Ельцине – 48,5 года.

Резко – в два раза по сравнению с последним поколением советской элиты – в российской элите снизилась доля выходцев из сельской местности. Повысилась доля имеющих высшее образование, притом очень интересно изменение структуры высшего образования: постоянно уменьшается доля лиц, имеющих высшее техническое образование (которые в последнем поколении советской элиты преобладали), и увеличивается доля лиц с экономическим и юридическим образованием.

Медленно, но неуклонно увеличивается доля лиц, которые никогда не работали в советской номенклатурной системе. Это, по-видимому, связано с естественным процессом омоложения элиты. При этом разные группы элиты обновляются с различной скоростью. Меньше всего тех, кто входил в советскую номенклатуру, в бизнес-элите, а также в элите новых партий, но и здесь их больше 50%. Больше же всего представителей бывшей номенклатуры – в региональных элитах (свыше 80%). Это означает, что процесс обновления элит идет с большей скоростью в центре, замедляясь на периферии.

Новые тенденции в развитии российских элит, связанные уже с периодом президентства В. Путина, состоят в значительном увеличении удельного веса (в 6 раз) выходцев из бизнеса в составе всех групп политической элиты и значительным, но не таким масштабным (в 2 раза) увеличением удельного веса военных в структурах гражданского управления.

Некоторые типичные черты региональных элит можно рассмотреть на примере региональной элиты Республики Татарстан. Структура элиты Татарстана остается по-прежнему моноцентричной, как и в советские времена, хотя это не мешает образованию замкнутых группировок, или «кланов», образованных по родственному, приятельскому или земляческому принципам. Возможно и выделение уровней элиты по степени близости к первому лицу. Наиболее близкий, интимный круг составляют близкие родственники. Следующий, практически столь же близкий круг составляют друзья и друзья родственников. Третий круг составляют «социально близкие» – чей жизненный путь схож с путем Президента (татарин, родом из района, получил сельскохозяйственное или ветеринарное образование). Четвертый, наиболее разнородный круг, составляют функционеры, выделенные и приближенные ввиду их деловых качеств, невзирая на происхождение и этническую принадлежность, но также учитывая их безусловную личную лояльность. У наиболее крупных фигур может быть собственная группа или клан.

Интересны социальные характеристики региональной элиты Татарстана, выявленные М.Х. Фарукшиным. Около 80% местной политической элиты составляют татары, что не отражает адекватно этнический состав населения РТ. Практически все члены региональной элиты имеют высшее образование, но главными «кузницами кадров» являются сельскохозяйственная и ветеринарная академии. Это неудивительно: по своему происхождению татарстанская элита – это преимущественно выходцы из деревень или маленьких городов с образом жизни, близким сельскому. Специфическая деревенская культура, привнесенная значительной частью правящей элиты во властные отношения, включает в себя традиционные нормы чинопочитания, покровительства выходцам из собственной среды, особенно землякам, подозрительность к «чужакам», особенно из городских и образованных слоев, неприятия оппозиции и инакомыслия, представление о собственной непогрешимости.