Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус....rtf
Скачиваний:
33
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
6.2 Mб
Скачать

348 Письмо российских священников митрополиту Виталию (20.3.1992)

Ваше Преосвященство! Высокопреосвященнейший Владыко!

Мы, священники из России, обращаемся к Вам как к Пред­стоятелю зарубежной части Русской Православной Церкви. Не­изменно в течение долгих лет гонений для нас – как для священников, так и для тех мирян, что приняли сан в последние годы, Зарубежная Церковь была эталоном чистоты веры и высоты духа.

Особенно ярким тому подтверждением для нас явилась канонизация в 1981 году Святой Царской Семьи и Святых Новомучеников Российских. Это благодатное Ваше деяние, действие Промысла Божия через Вашу Церковь мы приняли как Божий Дар всей России, всем русским людям. Литургическая глубина и богословская точность составленной Вами службы Царю и Мученикам свидетельствовали о высокой, святой жизни составителей. Такой была в нашем сознании и вся Зарубежная Церковь. Мы осознавали разделение как общее горе. Но не таким виделось нам его преодоление.

Требование покаяния от Полноты нашей Церкви в "грехах Московской Патриархии" граничит с хулой на Святого Духа, так как невозможно нормальному верующему человеку каяться пе­ред Богом в том, что он спасался через Святые Таинства в основанной Спасителем Святой Церкви. Пусть не всегда и не все наши священники умели распознать опасности "сергианства", и здесь действительно есть место для покаяния. Но не благодаря, а вопреки всем компромиссам и нестроениям Ее земных членов, благодать Божия строила и созидала для Не­бесного Жениха. Души множества людей преображались, уневещивались Христу, оставаясь чистыми и незапятнанными ни­какой грязью. И ныне, как вчера и во веки, хранитель благочестия – народ Божий.

Что же касается покаяния в связях с КГБ, то большинству священников здесь каяться не в чем...

В требованиях друг от друга покаяния мы должны быть очень осторожными. Разумеется, святы каноны и церковная дисцип­лина, но всегда существует опасность не услышать, что любовь Божественная, которая их диктует, обращается прежде всего лично к каждому из нас: "любиши ли Мя" (Ин. 21, 15–17). В своих требованиях друг к другу мы можем далеко зайти...

Неприглядные дела, Святый Владыко, делаются в России от Вашего Высокого имени. Вот пример, ужас которого в отноше­нии к природе Церкви потрясает нас, Ее священников.

Речь идет о ситуации с храмом Святителя Николая в Пыжах на Большой Ордынке в Москве. Позвольте изложить ее Вам в главных чертах...

В то время как община о. Александра восстанавливала из плачевного состояния храм и обустраивала вокруг него приход­скую жизнь (воскресная школа, хор, распространение литера­туры и многое другое), Борис Козушин, уже искавший пострига и священства от Ваших, Владыко, рук в 1989 году, от рук митрополита Феодосия – главы Американской Автокефальной Церкви, затем от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, затем от Марка, епископа Берлинского, наконец получает искомое. Епископ Валентин (Русанцев), перешедший в Вашу юрисдикцию, постригает и посвящает его в сан священника. Итак, 16 человек во главе с иеромонахом Тихоном (Козушиным), посчитав себя еще раньше несовместимыми с поставленным от Патриарха настоятелем, теперь, провозгласив свое "отделение" от Московского Патриархата, с новой силой начинают штурм.

Отходят на второй план недавние пренебрежительные оцен­ки ими Зарубежной Церкви и Ее иерархии как "обскурантистов" и монархистов. В борьбе за власть не до чистоты нравов – используется самая левая демократическая пресса: "Независи­мая газета", "Мегаполис-экспресс" (отличающаяся пропагандой вседозволенности и нападками на религию), которая поме­щает под хлесткими заголовками ("Захватчики в рясах") клевету на о. Александра и его приход; судебные инстанции забрасы­ваются исками и кассационными жалобами. Как мелкие бесы, несчастные друзья Козушина исписывают злобными надписями ограду храма, срывают объявления о богослужениях...

И все это, прикрываясь Вашим, высоким для нас, именем и авторитетом, Святый Владыко.

Владыко, Божественную Литургию мы служим на выданном законным епископом св. Антиминсе, куда вложены святые мощи мучеников Христовых – свидетелей любви и послушания Главе Церкви – Христу Спасителю. Свидетелей до крови. Послушание Богу до конца, до смерти, явленное на Голгофе Его Сыном, позволяет нам совершать Евхаристию и спасаться. Совершая Святыню на мощах мучеников, мы знаем, что и от нас Господь ждет того же послушания Своей законной власти во всем, что не идет против Его Заповедей. Послушания, как у Него – до смерти. И кто не научился в Церкви быть послушным ради Христа, а не ради людей, тот не приблизится к Тайне Евхари­стии.

Как же можно, попирая, по существу, Божественные Тайны, назначать в уже открытый храм, к уже освященному епископом Святому Престолу и совершаемой на нем Евхаристии, другого священника с другим Антиминсом?

Нельзя в наших спорах и взаимных притязаниях заходить так далеко. Этот частный случай показывает, как разрушительны для Церкви могут быть последствия "самодостаточности" и самоуправства. Перед памятью святых мучеников, убиенной Царской Семьи, которых мы чтим и которым молимся, перед Святой Христовой Чашей, ради Божией Любви и Милости, просим Вас, остановитесь. Во времена всеобщего отступления от веры, агрессивной пропаганды разврата и оккультизма, вражда верных друг против друга объективно способствует делу антихриста. А разве не боитесь Вы, что у нас, пусть в масштабе только одного прихода, может вспыхнуть религиозная война, как на Украине?

Святой афонский старец Силуан пишет: "Братья возлюблен­ные, смирим себя, чтобы быть достойными Любви Божией, чтобы Господь украсил нас Своею кротостью и Своим смире­нием, чтобы мы стали достойны небесных обителей, которые уготовал нам Господь". Или не хотим мы в небесные обители?

Мы хотим быть в небесных обителях с Богом и с Вами, Владыко, поэтому умоляем Вас: пощадите Святую Церковь. Не разоряйте то, что построено Духом Святым и оплачено Кровью Христа и мучеников.

С молитвой и любовью [следуют подписи тридцати священ­ников].

РМ. 20.3.1992