Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Суслов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Периодизация гражданской войны

Существуют два основных подхода к проблеме периодизации гражданской войны, различия которых, по большому счету, обусловлены различным пони­манием сущности гражданской войны.

1) май 1918 - ноябрь 1920 гг.

Для сторонников этой традиционной точки зрения гражданская война - прежде всего противостояние регулярных армий, определяющее судьбу политической власти, соста­вила основное содержание жизни страны. Логично, что начало войны увязывается с на­чалом мятежа чехословацкого корпуса, а ее завершение с разгромом Врангеля в Крыму. Нередко к лагерю белогвардейцев относят все воевавшие против большевиков воору­женные формирования, что ведет к упрощению трактовки гражданской войны до уровня плоской классовой схемы: рабочие и крестьяне против буржуазии и помещиков.

2) октябрь 1917 -лето 1921 гг.

На таком определении границ гражданской войны настаивают те, кто видит граждан­скую войну как комплекс разнопорядковых по своему масштабу, характеру, организован­ности и составу противоборствующих сил вооруженному конфликту. Для большинства из сторонников этой точки зрения первым актом гражданской войны стало Октябрьское восстание, а последним - подавление массовых крестьянских восстаний. Внутренняя пе­риодизация в этом случае отражает не только изменения стратегических направлений военных действий, но и, прежде всего, качественные отличия периодов по степени орга­низованности, социальному составу участников и т.д.

Непосредственно вслед за Октябрьским переворотом происходит целый ряд воору­женных столкновений: московское восстание юнкеров; мятежи Керенского-Краснова, Ка­ледина, Дутова; вооруженная борьба за власть в ряде городов и т.д. Большевикам уда­лось подавить большинство из них быстро и без серьезных усилий. Ликвидация первых очагов вооруженного сопротивления показалась им сплошным "триумфальным шестви­ем" и отождествлялась с победой в гражданской войне. На деле это были лишь первые всполохи пожара. Шло постепенное накопление горючего материала. Первая по-настоящему яркая вспышка произошла летом 1918 г. после чего огонь гражданской вой­ны пожирал страну в течение трех лет.

Весной 1918 г. происходит интенсивное наращивание сил Добровольческой Армии на Кубани (после смерти Л.Г.Корнилова ее возглавил А.И.Деникин). Против советской вла­сти поднялись донские и кубанские казаки. 10 апреля восставшие казаки избрали гене­рала Краснова атаманом Великого Войска Донского. После переговоров с немцами, за­хватившими Украину, был заключен договор о поставках оружия первой "белой" армии.

25 мая 1918 г. начинается мятеж чехословацкого корпуса, ставший самой серьезной опасностью для советской власти летом 1918 г.

55 тыс. солдат отказались защищать австро-венгерскую империю и получили разре­шение добраться до Владивостока, чтобы затем присоединиться к Франции на Западном фронте. По договоренности с советским правительством солдаты везли с собой оружие. Время от времени на пути следования возникали мелкие конфликты с местным населе­нием. Однако настоящий мятеж был спровоцирован центральной властью, решившей конфисковать оружие. 25 мая конфликт перешел в боевые действия. В результате в ру­ках мятежников в течение нескольких недель оказались крупные опорные пункты вдоль транссибирской магистрали: Пенза, Самара, Сызрань, Златоуст, Челябинск, Новонико-лаевск, Омск, Томск, Владивосток. Советская власть там была свергнута. Чехословаки сформировали единое командование, главой которого стал самозваный "генерал" Р.Гайда. Поиски политической опоры для противодействия большевикам привели чехов к блоку с Комитетом членов Учредительного собрания, организованного эсерами в Самаре 8 июня 1918 г.

Начало борьбы Комуча с Совнаркомом стало, по существу, началом фрон­товой гражданской войны, которая велась первоначально между регулярны­ми воинскими формированиями умеренных социалистов и большевиков.

Комучу удалось создать небольшую армию и сформировать более-менее компетент­ное правительство. Его влияние распространяется на Казань, Симбирск, Уфу, после то­го, как туда входят чехословаки и Народная армия Комуча. В августе Комуч поддержали Ижевск и Воткинск, после свержения там власти большевиков. Тем не менее Комуч мог противостоять Москве лишь до тех пор, пока у нее не было регулярной армии. Некото­рую роль в организации вооруженного отпора большевикам в Поволжье сыграли татар­ские и башкирские воинские подразделения. Однако только ижевским и воткинским ра­бочим удалось собрать народную армию в 30 тыс. чел. Отразить наступление Красной армии осенью 1918 г. Комуч оказался не в состоянии.

Летом 1918 г. Россию вряд ли можно было назвать единым государством. Кроме "центрального" правительства с весьма ограниченным регионом влия­ния существовали Комуч, Сибирская дума и целый ряд других региональных правительств, включая национальные правительства отколовшихся частей им­перии. Советская республика оказалась в "огненном кольце" фронтов, вопрос о ее ликвидации, казалось, был уже предрешен.

Украину захватили немцы, Дон и Кубань - Краснов и Деникин, на севере высадились интервенты, транссибирскую магистраль перерезали чешские легионеры, Народная ар­мия Комуча занимала территорию вплоть до Казани, в Закавказье и Туркестане хозяйни­чали англичане. Все это дополнялось деятельностью подпольных групп монархистов и эсеров, организовывавших мятежи и террористические акты, а также крестьянскими и городскими восстаниями, ставившими советскую власть на грань выживания.

Победа в разгоравшейся гражданской войне оказалась немыслимой без ре­гулярной армии, в мае-июне 1918 г. большевики приступают к ее созданию.

Демобилизация во время брест-литовских переговоров означала окончательную лик­видацию российской армии. Сформировать сильную армию на основе Декрета о созда­нии Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15 января 1918 г. не удалось. Для обороны столицы едва набиралось 20 тыс. чел. Комплектование армии из рабочих-добровольцев, набираемых при содействии профсоюзов, не могло дать боеспособной армии. К маю 1918 г. в Красной Армии насчитывалось немногим более 300 тыс. бойцов, из которых 200 тыс. были вооружены и только 30 тыс. обучены.

В целях повышения готовности к службе весной 1918 г. был издан декрет об обяза­тельном всеобщем военном обучении. 22 апреля была отменена выборность команди­ров, введена военная присяга; граждане, вступившие в РККА, обязывались прослужить не менее 6 месяцев. В мае 1918 г. ВЦИК издал постановление "О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян". Наконец декретом от 29 июня вводилась принудительная военная служба для всех мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Одновре­менно развертывалась обязательная регистрация всех офицеров царской армии. Чис­ленность армии возросла с 360 тыс. чел. в июле 1918 г. до 800 тыс. в ноябре. В мае 1919 г. РККА насчитывала 1,5 млн., а в конце 1920 г. - 5,5 млн. чел. (из них 4 млн. - крестьяне, 700 тыс. - рабочие). Война не пользовалась популярностью у народа, отсюда - огромное число дезертиров (около 3 млн. за годы войны).

Для обеспечения квалифицированного управления войсками по настоянию Троцкого было привлечено около 50 тыс. офицеров царской армии, что составляло около 30% офицерского корпуса старой армии. Для исключения случаев предательства семьи офи­церов брались в заложники, каждый приказ военспеца подписывался специально назна­ченным политическим комиссаром (в случае измены военспеца комиссара могли рас­стрелять). За годы войны выдвинулись новые командиры из солдат. Если осенью 1918 г. военспецы составляли 3/4 командного состава, то к концу 1920 г. -1/3.

Помимо создания Красной Армии, для того чтобы выстоять, советское пра­вительство решает приступить к формированию чрезвычайных органов власти и управления, проводит ряд мероприятий чрезвычайного характера.

Первоначально все нити управления сходились в ЦК РКП(б), ВЦИК и СНК. Однако слабость центральной власти, задача мобилизации всех ресурсов на оборону республи­ки, необходимость скоординировать действия всех органов управления и обеспечить вы­полнение принимаемых решений привели к организации органов власти и управления, наделенных чрезвычайными полномочиями.

2 сентября 1918 г. ВЦИК принял декрет, объявлявший РСФСР единым боевым лаге­рем.

В сентябре 1918 г. для обеспечения общего руководства военными действиями был создан Реввоенсовет Республики (РВСР). Его председателем стал Л.Д.Троцкий. 2 сен­тября 1918 г. учреждена должность главнокомандующего Вооруженными Силами. Пер­вым главкомом стал И.И.Вацетис. Постепенно в районах, находящихся на военном по­ложении, появляются реввоенсоветы, обладающие всей полнотой военной и граждан­ской власти.

В ноябре 1918 г. был учрежден Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, которому подчинялись все наркоматы и РВСР. Он был призван координировать действия фронта и тыла, решать вопросы распределения материальных и трудовых ресурсов, снабжения фронта и тыла всем необходимым для повышения боеспособности армии.

Для координации деятельности военных и гражданских органов в деле снабжения вооруженных сил в 1919 К; учреждается должность Чрезвычайного уполномоченного Совета Рабочей и Крестьянской обороны по снабжению Красной Армии и Флота (Чусоснабарм).

Непосредственно снаряжением армии занимался всемогущий Совет военной про­мышленности (Промвоенсовет), подчиненный непосредственно СРКО через Чусосна-барма. Он распоряжался всеми военными объектами, где в 1920 г. работала треть всех рабочих, занятых в промышленности. В целом роль армии в экономике страны была оп­ределяющей; половина всей одежды, обуви, табака и т.д., произведенных в стране, шла на нужды армии.

Чрезвычайное напряжение сил помогло советской власти выстоять. 13 июня был сформирован Восточный фронт и начались кровопролитные бои. 10 сентября Красная Армия взяла Казань, 8 октября - Самару. Большую помощь войскам Восточного фронта оказал рейд 10-тысячного отряда Блюхера по тылам антибольшевистских сил на Урале.

В то же время осенью ситуация на Южном фронте стала угрожающей для Красной Армии. А.И.Деникин нанес ей ряд чувствительных ударов и занял весь Северный Кавказ. На Дону успешно действовал Краснов, развернувший наступление на Царицын, связы­вавший Восточный и Южный фронты. Только блестящая организация обороны города А.Е.Снесаревым и самоотверженность красноармейцев помогли красным удержать Ца­рицын.

Некоторая стабилизация положения в октябре 1918 г. сменилась массиро­ванным выступлением контрреволюции в конце 1918 - первой половине 1919 г. Белогвардейцы предприняли три грандиозных, но плохо скоординирован­ных наступления против большевиков. С востока наступал адмирал Колчак, с юга - Деникин, под Петроградом - Юденич. Следует подчеркнуть: именно по­сле установления военной диктатуры Колчака основными противодействую­щими силами на фронтах гражданской войны становятся армии красных и бе­лых, исход столкновения между которыми, пожалуй, становится определяю­щим для судеб страны, что позволяет выделить конец 1918 - начало 1920 гг. как особый этап гражданской войны.

18 ноября 1918 г. А.В.Колчак произвел в Омске военный переворот, свергнув пере­местившуюся туда эсеро-кадетскую директорию и установив свою диктатуру. В декабре его войска были уже за Уралом: захвачена Пермь, разворачиваются боевые действия на вятском направлении. В марте Колчак продолжил наступление. Однако вследствие раз­ногласий с Деникиным на соединение с его армиями Колчак не пошел, предпочитая дви­гаться на север на соединение с армией Миллера. Это позволило красным сначала бро­сить ударные части на Восточный фронт, чтобы после разгрома основных сил Колчака перебросить войска на юг. Одной из причин поражения Колчака в весеннем наступлении 1919 г. стало распыление сил: основной удар наносила Западная армия Ханжина, а Си­бирская армия Гайды вспомогательный на Вятку. Но Гайда, действуя вопреки общей ди­рективе, не стал перебрасывать подкрепления Ханжину, решив добиться успеха само­стоятельно. Колчаку так и не удалось сконцентрировать достаточные силы на направ­лении основного удара (на юго-западном направлении, в среднее Поволжье, Царицын). В конце апреля 1919 г. началось наступление Красной Армии на Восточном фронте, поддержанное восстаниями отвернувшихся от Колчака крестьян. К 1920 г. колчаковские войска были отброшены в Сибирь. 13 января 1920 г. Колчак был пленен и 7 февраля расстрелян в Иркутске.

Генерал Деникин, начав наступление с Кубани, к лету 1919 г. установил контроль над большей частью Украины, сломив сопротивление Петлюры и разгромив большевиков, поддерживаемых Махно. В июне Деникин со 150-тысячной армией начал наступление на Москву по 700-километровому фронту от Киева до Царицына. В сентябре-октябре дени-кинцы овладели Воронежем, Курском, Орлом. До Москвы оставалось менее 400 км. Од­нако Деникин также не сумел добиться поддержки местного населения, враждебность которого нарастала. Это ослабило позиции деникинской армии, которая в конце октября 1919 г. была вынуждена отступить. К весне 1920 г. Добровольческая армия оставила Ук­раину, ее остатки эвакуировались в Крым. В апреле 1920 г. Деникин передал власть ге­нералу Врангелю и навсегда покинул Россию.

В мае 1919 г., в разгар боев на Восточном фронте, перешли в наступление на Петро­град войска генерала Н.Н.Юденича, поддержанные мятежами фортов Красная Горка, Серая Лошадь и Обручев. В течение месяца Красной Армии удалось перехватить ини­циативу и отбросить Юденича обратно.

В октябре 1919 г., когда ситуация на Южном фронте была критической, Юденич пред­принял новое наступление, поддержанное латвийскими и эстонскими частями и англий­скими танками. Оно было остановлено менее чем в 100 км от Петрограда. Войска Юде­нича вновь потерпели поражение.

В конце 1919 г. победа большевиков была очевидной. Вывод иностранных войск с российской территории дополнял картину. После изгнания немцев и белогвардейцев была восстановлена советская власть в Эстонии, Латвии, Лит­ве, Белоруссии, на Украине. Однако в Прибалтике советская власть долго не продержалась, вскоре ее сменили буржуазные правительства.

В начале 1920 г. некоторое время военных действий на фронтах не велось, однако уже с апреля начинается война с Польшей, дополненная борьбой с Врангелем.

В начале 1920 г. советское правительство предложило Польше урегулировать вопрос о границах, на условиях, даже более выгодных, чем вариант Керзона. Однако глава польского государства Ю.Пилсудский, мечтая о восстановлении "великой Польши" (с включением Украины, Белоруссии, Литвы, районов проживания казаков), отклонил это предложение. В апреле 1920 г., заключив союз с Петлюрой, польская армия оккупирова­ла Украину. Франция оказала Польше поддержку. Однако Красная Армия быстро пере­хватила инициативу, заставила поляков отступить и в июле 1920 г. вступила на польскую территорию. Вожди большевиков решились на продолжение революционной войны, на­деясь на восстание польского пролетариата, а в дальнейшем и на развитие революции в Германии. Но этого не произошло. Польские рабочие и крестьяне восприняли Красную Армию как захватническую, что позволило Пилсудскому быстро мобилизовать 80-тысячную армию для отпора оккупантам. Сказались и стратегические просчеты командо­вания: Красная Армия наступала по расходящимся направлениям (на Львов и на Варша­ву), далеко оторвавшись от тылов. В результате советские войска были отброшены. Восточная граница Польши пролегла несколько восточнее линии Керзона, что в марте 1921 г. было узаконено Рижским договором. Договор был позорным для Советской Рос­сии, отдававшей Польше Западную Украину и Белоруссию, его называли вторым Бре­стом, хотя условия этого договора были менее выгодны для Польши, чем московские предложения начала 1920 г.

Борьба с Польшей осложнилась военными действиями, развернутыми Врангелем на юге. В октябре 1920 г. Красная Армия начинает хорошо подготовленное наступление на Врангеля. В ноябре Крым был взят. t

Победы 1920 г. были дополнены вторжением Красной Армии в Среднюю Азию и Закавказье, закончившееся установлением там советской власти.

1920 год, вопреки распространенному мнению, вряд ли можно назвать го­дом мирной передышки, относительно мирным в целом, но прерывавшимся эпизодическими столкновениями с поляками, Врангелем и т.д.

Действительно, в это время на территории Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири уже не было интервентов и белогвардейцев, однако в 36 губерниях сохранялось военное положение и продолжалась борьба с восставшим крестьянством, начавшаяся еще в 1918 г. Нельзя назвать ни одной губернии, где не были зафиксированы достаточно массовые антибольшевистские восстания. Лилась кровь на Дону. Шла борьба с повстан­ческой армией Сапожкова в Поволжье. С украинскими повстанцами сражалось более 150 тыс. бойцов регулярной Красной Армии. На тамбовщине более 50 тыс, крестьян взя­лись за оружие. Против них выступила 100-тысячная армия под руководством прослав­ленных командиров Тухачевского, Уборевича и других. В результате подавления кресть­янских восстаний были сожжены десятки деревень, уничтожены и брошены в концлагеря десятки тысяч крестьян.

Не утихли крестьянские волнения и в начале 1921 г. В феврале на необъятных про­сторах Западной Сибири и Зауралья началось одно из самых мощных антикоммунисти­ческих восстаний российского крестьянства. Вскоре оно перекинулось за Урал, охватив ряд уездов Екатеринбургской, Пермской и Челябинской губерний. В течение нескольких месяцев десятки тысяч плохо вооруженных крестьян боролись с полками регулярной Красной Армии. В течение трех февральских недель центральная власть не имела же­лезнодорожного и прямого телеграфного сообщения с Сибирью, не получала оттуда хлеб. Данное восстание было наиболее крупным и массовым очагом крестьянской войны на этом этапе. Более 60 тысяч повстанцев на протяжении нескольких месяцев контроли­ровали территорию в тысячи квадратных километров. Активные действия продолжались до лета 1921 г., а отдельные очаги волнений тлели вплоть до глубокой осени 1921 г. По­ражение данного и других восстаний было предопределено неорганизованностью и во­енной слабостью повстанцев. Тем не менее антибольшевистские выступления 1920-1921 гг. имели определяющее значение для выбора альтернатив развития страны. Именно они подтолкнули большевиков к смене экономической политики в 1921 г.

Таким образом, есть все основания утверждать, что антоновщину, Крон-штадский мятеж, Западносибирское восстание и ряд других антисоветских выступлений 1920 - начала 1921 гг. можно отнести к заключительному этапу гражданской войны. Антибольшевистское движение на этом этапе имело под­линно народный характер, отсутствовали регулярные воинские подразделения, отсутствовала связь с белым движением, с интервентами.