Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Суслов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Восточное направление советской политики

Довольно успешно развивались советские связи с восточными странами. Отказ советского правительства от старых царских привилегий положил конец вражде с ближневосточными государствами. В 1921 г. были заключены новый договор с Афганистаном (уже третий), договоры с Персией и Турцией, урегу­лировавшие отношения. Турции была предоставлена и военная помощь (отражение греческой агрессии). Основой этих соглашений была общая оппо­зиция империализму, в первую очередь британскому.

Удачно сманеврировало советское правительство, решая дальневосточную пробле­му. В 1920 г., после разгрома Колчака, к востоку от Байкала было создано "буферное го­сударство" - Дальневосточная республика (ДВР). Там был установлен парламентский строй (при лидерстве большевиков), сосуществовали различные формы собственности. Это позволило московскому правительству лавировать, играть на противоречиях США, Японии, Китая. После вывода японских войск в 1922 г. ДВР была возвращена в состав РСФСР.

. В 1921 г. Красная Армия пришла на помощь монгольскому национально-освободительному движению, возглавлявшемуся Сухэ-Батором и Чойбалсаном. Это вы­звало резкий протест китайского правительства. Вмешательство Красной Армии в поли­тическую борьбу монгольских племен привело к образованию в 1924 г. Монгольской На­родной Республики, развивавшейся под советским идейно-политическим контролем. Ди­пломатические отношения с Китаем были восстановлены в мае 1924 г.

Основным объектом советских дипломатических отношений на Востоке был Китай. Предполагалось, что эта страна в близком будущем могла оказать­ся в социалистическом лагере.

Развивать отношения с Китаем было сложно. Страна была ввергнута в пучину анар­хии и гражданской войны, не имела настоящего правительства, находилась под постоян­ной уфозой нападения со стороны могущественной Японии. Кроме того, необходимо бы­ло учитывать наличие не одной, а сразу четырех противоборствующих властей: офици­ального правительства в Пекине; националистического движения, возглавлявшегося Сунь Ятсеном, а после его смерти в мае 1925 г. генералом Чан Кайши; Гоминьдана и Коммунистической партии Китая..

Сотрудничество с Гоминьданом началось с 1923 г. Китайскому правительству, руко­водимому главой Гоминьдана Сунь Ятсеном, была оказана Советской страной финансо­вая и военная помощь. В Китай прибыли военные и политические советники, в том числе генерал В.К.Блюхер и представитель Коминтерна М.М.Бородин, игравший ключевую роль в проведении советского внешнеполитического курса в Китае. Коммунисты вошли в состав Гоминьдана и к1925 г. усилили свое влияние. В начале 1926 г. начались рабочие волнения и забастовки в крупных городах Китая. Руководство КПК обратилось в Комин­терн за разрешением восстановить свою самостоятельность по отношению к Гоминьда­ну, на что был получен отказ. Ча'н Кайши принял меры по усилению своей личной власти в Гоминьдане, приказал арестовать большое число коммунистов и сократил их количест­во в органах Гоминьдана. В октябре 1926 г. Бородин инспирировал "откол" от Гоминьда­на нескольких его деятелей, образовавших "левый Гоминьдан". В апреле 1927 г. Чан Кайши стало известно, что Сталин желает избавиться от лидеров "правого Гоминьдана", в союзе с которыми генсек более не нуждался. Предупреждая события, Чан Кайши отда­ет приказ арестовать и казнить тысячи коммунистов в Шанхае. Коминтерн выступил с протестом, однако советское руководство по-прежнему делало ставку на."левый Гоминь­дан", который распался в конце 1927 г. В декабре 1927 г. коммунисты подняли восстание в Кантоне, за подавлением которого последовал разрыв дипломатических отношений между СССР и Китаем.

В 1928 г. Коминтерн выступил с лозунгом о "создании Советов в Китае". Но время бы­ло упущено, Чан Кайши занял Пекин, влияние Гоминьдана стремительно росло. Таким образом, в этот период большевистская политика в отношении Китая потерпела фиаско.

Коминтерн - инструмент советской внешней политики

В марте 1919 г. в Москве состоялась конференция, на которой было объяв­лено о рождении новой организации - Коммунистического Интернационала.

Роза Люксембург и ряд видных немецких социал-демократов неоднократно критико­вали замысел создания организации, имеющей сверхцентрализованную структуру воен­ного типа. Тем не менее 34 делегата (30 из которых жили в Москве и работали в Комис­сариате иностранных дел) одобрили создание Коминтерна. Тезис о "диктатуре пролета­риата" лег в основу программных установок новой организации.

II Конгресс Коминтерна (19 июля - 9 августа 1920), проходивший во время наступле­ния Красной Армии на Варшаву, собрал 217 делегатов из* 37 стран. Все они жили месси­анскими ожиданиями скорой мировой революции. Теперь уже можно было образовать аппарат Коммунистического Интернационала. Коминтерн должен был стать боевым ор­ганом международного пролетариата, единой коммунистической партией с филиалами в каждой стране. Главным препятствием на пути к победе делегаты считали влияние ре­формистов и социал-демократов на рабочий класс. Отсюда знаменитое "21 условие" принятия партий в новый Интернационал. Эти драконовские условия предусматривали укрепление единства учения, единства действий и единую власть данной организации, ядром которой по-прежнему была Москва.

В 1920-1921 гг. в большей части стран Запада и в некоторых странах Вос­тока возникли коммунистические партии. Но ни одна из них не повела за со­бой большинство рабочего класса. II Интернационал удержал свою профсо­юзную базу. На этой базе старые социалистические партии восстановили свои силы. В 1921 г. Коминтерн насчитывал за пределами России 1,5 млн. сторон­ников, в то время как социалистические партии имели 8 млн. членов, а Ам­стердамский Интернационал профсоюзов - 22 млн.

В 1921 г. большевики вынуждены были менять тактику и в отношении ме­ждународного коммунистического и рабочего движения. Летом 1921 г. на III Конгрессе Коминтерна Ленин потратил немало усилий на разъяснение нэпа иностранным коммунистам. Резолюции III Конгресса призывали коммунистов не замыкаться в секты, вести работу в массах. Это был первый шаг к принятой в 1922 г. тактике "единого фронта", т.е. сотрудничества с социал-демократическими организациями и реформистскими профсоюзами. Новая тактика вызвала в Коминтерне больше трений, нежели нэп в РКП(б): понадо­билось много труда, чтобы она стала осознанным курсом III Интернационала.

Вокруг Коминтерна образовался ряд вспомогательных организаций: Профинтерн, Крестинтерн, коммунистический Интернационал Молодежи (КИМ) и другие. Все они по­могали в организации движений солидарности с Советской Россией. Одним из проявле­ний солидарности стало переселение групп иностранных рабочих в Россию для построе­ния социализма.

Коминтерн и близкие к нему организации использовались РКП(б) не только для идейного влияния на трудящихся за рубежом. Партии Коминтерна исполь­зовались большевистскими вождями в качестве внешнеполитического инст­румента, хотя это и отрицалось официально. Через организацию движений со­лидарности с Советской Россией оказывалось давление на правительства За­пада. Зарубежные компартии становились и поставщиками агентуры для ОГ-ПУ-НКВД. Через компартии Москва иногда пыталась прямо вмешаться во внутренние дела других государств, что, как правило, заканчивалось неудачей (разгром восстания в Германии в 1923 г., провал всеобщей забастовки в Анг­лии в 1926 г., крах китайской политики в 1927 г.). Постепенно, по мере усиле­ния левацких тенденций в ВКП(б) в Коминтерне начинается ревизия тактики "единого фронта", завершившаяся в 1928 г. Утверждение в ВКП(б) идеи о "победе социализма в одной стране" своим последствием имело и то, что за­рубежные компартии теперь в качестве первоочередных должны были видеть не задачи мировой революции, а задачи защиты СССР от интервенции. Все­сторонняя поддержка Советского Союза, действия под руководством ВКП(б) становились законом для компартий.

Таким образом, в 20-е гг. Советская страна нормализовала свои междуна­родные отношения, постепенно входя в мировое сообщество. Существенно, что этот процесс происходил на условиях Советского государства, которое, с одной стороны, отказалось платить долги царского правительства, но не отка­залось от роли мирового центра революционного движения - с другой. При этом государственные интересы страны постепенно стали главным приорите­том советской внешней политики; второй приоритет - защита интересов миро­вого революционного движения, развязывание мировой революции транс­формируется в укрепление руководящей роли ВКП(б) в мировом коммуни­стическом движении.