Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Суслов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Азиатское направление советской внешней политики

На азиатском направлении советской внешней политики ключевую роль играли две страны: Япония и Китай. Ситуация в азиатском регионе для СССР была не самая благоприятная. Вторжение Японии в Манчжурию в 1931 г. представляло прямую угрозу советским интересам. Тем не менее советской дипломатии удается в 1931-1933 гг. сохранить отношения со всеми участни­ками конфликта: Японией, Гоминьданом и китайскими коммунистами.

Лидер Гоминьдана Чан Кайши был вынужден пойти на восстановление отношений с СССР в декабре 1932 г., поскольку только Советский Союз смог оказать ему военную помощь в борьбе с Японией, в отличие от великих держав, способных лишь на мораль­ное осуждение японской агрессии.

В конце 1936 г. после подписания Германией и Японией антикоминтерновского пакта советское руководство решило пойти на перемирие с Чан Кайши и постаралось убедить китайских коммунистов в необходимости создания единого с националистами антияпон­ского фронта. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении.

В 1938 г. произошли вооруженные столкновения СССР и Японии: в августе

- непродолжительное в районе о.Хасан, а затем - длившиеся несколько меся­цев в районе р.Халхин-Гол (Монголия). Победили советские войска.

Пользуясь некоторым охлаждением в германо-японских отношениях, вы­званным подписанием пакта Молотов-Риббентроп, советская дипломатия до­билась крупного успеха в апреле 1941 г., подписав договор о нейтралитете с Японией, что позволило снизить напряженность на дальневосточных границах СССР.

Коминтерн - инструмент внешней политики Советского Союза

В 30-е гг. зависимость международного коммунистического движения от руководства ВКП(б) усилилась. С 1929 г. вмешательство Коминтерна в дела зарубежных компартий стало прямым и постоянным. После устранения Буха­рина Сталин превращает Коминтерн в приводной ремень своей политики. В итоге зарубежные компартии попали под непосредственный контроль ВКП(б). Однако диктат Кремля в целом привел к падению авторитета и ослаблению международного коммунистического движения.

Тактика Коминтерна в конце 20 - начале 30-х годов В конце 20-х гг. курс руководства ВКП(б) на обособление коммунистиче­ского движения и борьбу за коммунистическую гегемонию в рабочем движе­нии укрепился и получил официальное признание Коминтерна. Уже в конце 1927 г. Исполком Коминтерна (ИККИ) взял на вооружение лозунг "класс про­тив класса", подталкивавший рабочих к выступлениям без участия социал-демократов и реформистских профсоюзов. VI Конгресс Коминтерна (июль-сентябрь 1928) официально принял новые тактические установки, обязатель­ные для всего коммунистического движения.

Тактические установки Коминтерна 1928-1933 годов

  • отказ от всякого сотрудничества с социал-демократами;

  • борьба против реформистских влияний в рабочей среде (подразумевался прежде всего уход коммунистов из существовавших профсоюзов и создание новых, коммунистических);

  • очищение компартий от разного рода "уклонистов".

В апреле 1929 г. на X пленуме ИККИ социал-демократия была признана самым опас­ным врагом рабочего движения, она стала именоваться "социал-фашизмом", было под­черкнуто, что по мере своего развития "социал-фашизм" будет все более походить на "чистый фашизм".

Итоги деятельности Коминтерна в 1928-1933 годах

  • Произошло подчинение специфических интересов каждой партии интере­сам ВКП(б) и СССР.

  • Падает авторитет коммунистических партий.

  • Рабочее движение раздроблено и ослаблено.

  • В Германии победил фашизм.

Компартия Германии, которой в качестве генерального секретаря был навязан Э.Тельман, неукоснительно следовала утвержденной Коминтерном линии и вела борьбу с социал-демократией. Дело дошло даже до создания прямого блока коммунистов с фа­шистами: в референдуме 9 августа 1931 г., направленном против социал-демократического правительства Пруссии, коммунисты приняли участие *на стороне на­цистов, что приветствовалось Москвой. Раскол германского рабочего движения, разме­жевание коммунистов и социал-демократов стали важнейшими факторами, способство­вавшими приходу Гитлера к власти в 1933 г. После победы нацистов немецкие коммуни­сты получили наглядное представление об эффективности избранной тактики: компар­тия оказалась вне закона, а тысячи коммунистов - за решеткой.

В Коминтерне имелись силы, которые в начале 30-х годов боролись за единство рабочего движения. В октябре 1932 г. Г.Димитров в письме к ИККИ прямо выступил против размежевания коммунистического и социалистиче­ского движений. Однако сил у сторонников единства было немного, да и опасность фашизации внутренней политики капиталистических государств осознавалась далеко не всеми коммунистами. Сказывалось и отрицательное отношение социалистов к коммунистическим партиям и к политике Советско­го Союза. Лишь укрепление гитлеровского режима в 1933 г. и уяснение его сущности способствовало некоторому отрезвлению коммунистов как в Совет­ском Союзе, так и за рубежом.

Тактика Коминтерна в 1933 - 1939 годах В феврале 1934 г. Димитров развернул решительную борьбу за пересмотр

старой тактики Коминтерна. На VII Конгрессе Коминтерна (июль- август

1935) удалось добиться пересмотра тактических установок.

Новая тактика включала в себя следующие основные положения:

  • фашизм признавался главной опасностью для рабочего движения;

  • для борьбы с фашизмом предполагалось создать единый антифашистский фронт, который предусматривал союз коммунистов с социалистическими пар­тиями, единство профсоюзного движения, и, в перспективе, формирование правительств единого фронта;

  • защита демократических завоеваний объявлялась более актуальной задачей, чем борьба за установление диктатуры пролетариата.

Сталин без особого восторга принял новый курс, он ни разу не заявил о его одобрении, однако реалии середины 30-х гг. вынудили его дать молчаливое согласие на смену тактики.

Тактика единого фронта дала ощутимые политические результаты: акти­визировалась антифашистская деятельность коммунистов и социалистов; в 1936 г. во Франции и Испании к власти пришли правительства Народного фронта, в которых ведущую роль играли социалисты, выступавшие в блоке с коммунистами и другими левыми силами.

Гражданская война в Испании осложнила внешнеполитическое положение Советско­го Союза. Первоначально так же, как и другие великие державы, СССР объявил в авгу­сте 1936 г. о политике невмешательства. Однако с вмешательством в войну Германии и Италии возникла сложная дилемма:

  • с одной стороны, прямая интервенция советских войск в Испанию рассматривалась бы Западом как стремление к экспорту коммунизма и препятствовала бы развитию отноше­ний с западными державами;

  • с другой стороны, оставить левые силы без поддержки означало бы сдачу позиций ав­торитетной в Испании Всемирной объединенной рабочей партии (ВОРП) - испанской секции троцкистского IV Интернационала, что в дальнейшем было чревато разрастанием "ереси" в коммунистическом движении.

Стремление сохранить контроль над коммунистическим движением возобладало. В результате СССР предоставил республиканскому правительству в обмен на большое количество золота военную технику и направил в Испанию две тысячи военных советни­ков. При этом их основные усилия направлялись в большей степени на борьбу против сторонников ВОРП, анархистов, истинных и мнимых троцкистов в рядах республиканцев. Сталинские советники прибегали к прямым провокациям и способствовали аресту в ию­не 1937 г. главных руководителей ВОРП, обвиненных в контрреволюционной деятельно­сти.

Политика репрессий в международном коммунистическом движении

В 1937 г. Сталин благословил репрессии в отношении международных ор­ганизаций, находившихся под контролем ВКП(б)). Удар был направлен преж­де всего по аппарату и активу Коминтерна, КИМ, Профинтерна и МОПР.

Наиболее пострадали те организации, которые находились в подполье. Так, к 1939 г. компартия Германии потеряла более 70% своего актива вследствие репрессий как со стороны гестапо, так и со стороны НКВД. После заключения пакта Молотов-Риббентроп Сталин пошел даже на выдачу германским властям находившихся в СССР немецких эмигрантов-антифашистов. По официальным данным Германии было передано около 4 тыс. человек, среди которых почти тысячу составляли коммунисты и симпатизирующие КПГ. Болгарская политическая эмиграция, насчитывавшая более 3 тыс. человек, потеря­ла вследствие репрессий более 1 тысячи, более 600 из них были убиты.

Органы НКВД помогли освоить опыт организации репрессий монгольским товарищам. В Улан-Батор для инструктажа специально выезжал заместитель Ежова -М.П.Фриновский. Сталинские рецепты пришлись по вкусу монгольскому диктатору. Мас­совые репрессии коснулись каждого десятого жителя республики. Из 11 членов Полит­бюро 10 было уничтожено, остался только "великий вождь" Х.Чойбалсан.

Наиболее вопиющим актом сталинского произвола был роспуск компартии Польши. Слухи о проникновении в КПП провокаторов стали распространяться еще с 1935 г., тогда же начались аресты ее деятелей в Москве. В 1937 г. террор усилился, и летом 1937 г.

КПП осталась без руководства. В феврале 1938 г. в журнале "Коммунистический Интер­национал" было сообщено, что КПП засорена провокаторами польской охранки. В это же время, в нарушение уставных норм Коминтерна, уже приступили к практическому роспус­ку КПП, хотя официальное постановление Президиума ИККИ об этом, принятое без об­суждения летучим голосованием и подписанное 6 голосами из 19, датировано 16 августа 1938 г. На деле проект постановления о роспуске КПП был подготовлен 28 ноября 1937 г. и послан Сталину, наложившим 2 декабря 1937 г. резолюцию "Распустить нужно, но опубликовать в печати, по-моему, не следует".

Тактика Коминтерна после подписания советско-германского пакта

о ненападении

Подписание договора 23 августа 1939 г. повлекло за собой крутое изменение тактики Коминтерна. 7 сентября 1939 г. Сталин жестко потребовал отказа от уста­новок VII Конгресса Коминтерна. Димитров и другие вынуждены были уступить.

Тактические установки были кардинально изменены:

  • фашизм перестал рассматриваться как главный источник агрессии;

  • главным врагом объявлялся англо-французский империализм;

  • в печати СССР и Коминтерна исчезло само слово фашизм;

  • создание единого антифашистского фронта предавалось забвению.

Итоги подчинения Коминтерна сталинскому диктату были плачевны: рабо­чее движение расколото; в Германии утвердился фашизм, начавший реализа­цию агрессивных замыслов; коммунистическое движение утратило былое влияние; актив Коминтерна репрессирован.