Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Суслов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Результаты советской национальной политики

  • Завершился процесс воссоединения территорий Российской империи в виде Союза ССР.

  • Создание СССР фактически означало появление империи нового типа.

Специфическими чертами ее были:

- коммунистическая идеология; она играла важнейшую роль в осуществлении импер­ской политики нового типа, конечной целью которой было навязывание коммунистическо­го образа жизни всему человечеству;

- интернациональный характер имперской политики.

Формальная независимость, добровольный союз советских республик лишь камуфли­ровали их зависимость от центральных органов власти и управления.

- Растущее сосредоточение власти и административного контроля в центре неизбежно способствовало подчинению других наций великорусскому ядру.

Централизация влекла за собой стандартизацию. За основу же, как правило, прини­мались великорусские стандарты. Централизованная бюрократическая система стано­вилась аккумулятором ассимиляции. Представители нерусской национальности при ус­воении взглядов и культуры великорусской группы получали больше шансов сделать хорошую карьеру. Бюрократическое мышление, свойственное для управленческого ап­парата, непроизвольно превращалось в великорусское мышление.

- Политическое руководство, опасаясь любых проявлений оппозиционности, усиливает борьбу с националистической идеологией и малейшими попытками отстоять национальное своеобразие социалистического строительства в различных национальных регионах.

В 1921-1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от "подозрительных элементов". В Туркестане местные парторганизации потеряли 75% коммунистов, в Грузии - 38%, в Армении 27%. Попытки некоторых коммунистов более гибко навязать коммунистический режим в мусульманских районах (за счет создания му­сульманской республики, мусульманской коммунистической партии и т.п.) были осужде­ны как националистические уклоны.

В 20-е гг. изменилось отношение советской власти к мусульманской религии. Если в начале 20-х гг. ее политика была весьма терпимой, в тактических целях возвращались вакуфные земли, восстанавливались суды шариата и адата, то во второй половине 20-х гг. власти изменили свою позицию: конфисковали имущество, принадлежащее мечетям и медресе, уничтожили традиционные суды и своды законов обычного права, стали закры­вать медресе.

- Осуществлялась политика выравнивания социально-экономического разви­тия народов СССР.

Положительной стороной равенства стало оказание помощи отсталым народам (материальная помощь, командирование технических специалистов, обучение нацио­нальных кадров). Советское правительство заботилось о более-менее равномерном распределении производительных сил на всей территории. Многие народы получили письменность, смогли развивать самобытное национальное искусство.

Однако не следует забывать, что развитие национальных окраин во многом осущест­влялось за счет великорусских территорий. В этом отношении показательны слова Н.И.Бухарина на XII съезде РКП(б), говорившего о необходимости "купить себе настоя­щее доверие прежде угнетенных наций" через "искусственную постановку" русского на­селения в "положение более низкое по сравнению с другими" вопреки экономической целесообразности такой политики выравнивания. Эта политика зачастую выливалась в дискриминацию русского населения, в искусственную перекачку средств из центра на национальные окраины. Например, строительство промышленных предприятий в Сред­ней Азии оказывалось воистину разорительным для государства, поскольку социокуль­турные традиции населения вступали в противоречие с навязываемым вариантом мо­дернизации. Россия превращалась в источник дотаций национальным республикам, она была обречена на экстенсивный вариант развития.

Результатом "братской помощи" становилось не только запустение русских деревень, но и упадок кишлаков и аулов. Традиционный уклад жизни рушился. Разбухал бюрокра­тический аппарат национально-государственных образований. Руководство националь­ных республик привыкало смотреть на союзный бюджет как на свой законный и неисся­каемый источник.

В целом в 20-е гг. было осуществлено формирование единой модели соци­ально-экономического и политического развития для всех народов, населяю­щих СССР. Начали складываться новые советские социально-политические и культурные традиции, особый советский образ жизни.

Внешняя политика

Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов сверже­ния советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а за­крепление рядом соглашений новых государственных границ означало необ­ходимую Советской России передышку. По окончании гражданской войны и интервенции идея мировой революции для многих большевистских руководи­телей отошла на второй план. В ожидании нового революционного подъема Ленин и его соратники поставили во главу угла задачу мирного строительства Советского государства.

Противоречия между капиталистическими державами дали возможность Советской России постепенно войти в мировое сообщество.

Версальская мирная конференция в 1918 г. не создала устойчивой системы между­народных отношений. Державы-победительницы продолжали делить сферы влияния. Побежденные затаили обиду. Оттоманская империя была поделена на части; Австро-Венгерская - разделена на несколько национальных государств; Германия утратила часть земель, была обложена контрибуцией и лишилась права создавать армию.

Однако в целом капиталистический мир вступал в полосу стабилизации, революционная волна пошла на спад. Существовали, впрочем, и противоре­чия. Наряду с укреплением демократических институтов, используемых в ка­честве инструмента стабилизации, поднимал голову фашизм.

Советская Россия, хотели того капиталистические страны или нет, уже фак­том своего существования заставила считаться с собой. Необычность полити­ческой системы и нестандартность дипломатии делает Советскую страну но­вым фактором мировой политики.

Исходными мотивами советской внешней политики были:

  • необходимость использовать любые расхождения между могущественными противниками;

  • убеждение, что единство мировой экономики рано или поздно заставит счи­таться с объективными потребностями (многие большевики считали, что без природных богатств России Европе не подняться на ноги).

Кроме того, следует понимать, что советское правительство стояло перед лицом неразрешимой дилеммы:

  • с одной стороны, Советская страна нуждалась в международном мире и ста­бильности, необходимых для восстановления экономики и политической ста­билизации;

  • с другой стороны, советское государство не отказалось от роли мирового центра революционного движения, хотя советская дипломатия это отрицала; коммунисты не собирались предавать забвению идею мировой революции. В то же время любая стабилизация на международной арене снижала шансы ми­ровой революции на успех и снижала возможности играть на межимпериали­стических противоречиях.

Двойственность советской внешней политики порождала, в частности, острые дис­куссии в политическом руководстве. Международные проблемы становились существен­ными в идейной борьбе Сталина и его сторонников с оппозицией. На фоне этой дилеммы

- интересы Советского государства или интересы международного коммунистического движения - каждое поражение, каждая упущенная возможность (неудачное выступление немецких рабочих в 1923 г.; поддержка Чан Кайши в 1926-1927 гг., повлекшая за собой разгром коммунистов в Шанхае в апреле 1927 г.) приводили к политическим конфликтам' и взаимным обвинениям в предательстве идеалов интернационализма либо, наоборот, в авантюризме и принесению в жертву высоких идеалов страны.