Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Суслов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Гипертрофированное развитие государственных институтов

В 30-е гг. советская система эволюционизировала к дальнейшему сращива­нию государственной и партийно-коммунистической власти при верховенстве последней, к утверждению диктатуры коммунистической олигархии и ее вождя. Однако в целях обеспечения поддержки населения и создания привлекательного имиджа в глазах зарубежных партнеров политическое руководство вынуждено было рядиться в демократические одежды. Отсюда - необходимость в функцио­нировании бутафорских государственных и общественных институтов.

Советы

Советы в 30-е гг. полностью утратили свои властные функции. Все реше­ния ЦИК СССР направлялись для предварительного согласования в Политбю­ро. На сессиях советов принимались либо рекомендованные партийными ор­ганами решения, либо постановления, являющиеся конкретизацией директив вышестоящих органов. Выборы в советы превратились в фарс демонстрации нерушимого единства партии и народа. Избиратели единодушно голосовали за безальтернативных кандидатов единственной партии. Избранные депутаты послушно играли роль статистов в грандиозном политическом спектакле.

Совнарком

Совнарком в начале 30-х годов, по существу, утрачивает правительствен­ные функции. Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики стали прерогативой Политбюро. СНК стал фактически исполнительным органом партии. Частым явлением стало издание совместных постановлений Полит­бюро и Совнаркома, при этом на деле решение принималось Политбюро. Од­нако в конце 30-х годов обнаружилась тенденция перемещения центра власти из Политбюро в Совнарком, которая окончательно закрепилась после назна­чения Сталина председателем СНК в мае 1941 г. Бюро СНК, созданное 21 марта 1941 г. в обход Конституции СССР и облеченное "всеми правами Сов­наркома СССР", сосредоточило в своих руках решение всех ключевых поли­тических и экономических вопросов. Эта система высшей политической вла­сти сохранялась до смерти вождя.

Наркоматы

Наркоматы попадают в двойственное положение. С одной стороны, ЦК ВПК(б) и его структуры концентрируют в своих руках рычаги управления, а хозяйственные органы становятся их бесправным придатком. С другой сторо­ны, партийные органы не могут и не хотят взять на себя все оперативное управление отраслями народного хозяйства, большая доля ответственности за развитие тех или иных отраслей падает на руководящих работников наркома­тов, лишенных ряда необходимых полномочий.

На XVII съезде ВКП(б) (1934) было решено вместо ЦКК-РКИ создать Комитет партий­ного контроля при ЦК ВКП(б) и Комитет советского контроля при СНК. Это не было раз­граничением партийных и государственных функций, как это может показаться на первый взгляд. На деле это был удар по независимым органам партийно-государственного кон­троля. Вновь создаваемые органы уже не контролировали ЦК и СНК, а подчинялись им, превращались в их репрессивный инструмент.

Общественные организации

Все общественные организации: профсоюзы, комсомол, творческие союзы, добровольные общества и т.д. - были огосударствлены. Они выполняли, с од­ной стороны, функцию "приводного ремня", т.е. служили механизмом реали­зации государственных задач, с другой стороны, с помощью общественных организаций (членство во многих из них было обязательным) осуществлялся государственный контроль за лояльностью подданных.

Профсоюзные ряды выросли с 12 млн. в 1930 г. до 27 млн. в 1940 г. Упразднение районных, городских, областных, краевых, межсоюзных советов профессиональных сою­зов позволило еще более усилить централизованное руководство и партийный контроль за профсоюзами.

ВКП(б)

Коммунистическая партия не была похожа на другие общественные орга­низации. С годами ее функции как государственного механизма значительно переросли ее функции как общественной организации. ВКП(б) заняла особое место в ряду общественных организаций и особое место в советской полити­ческой системе.

- ВКП(б) была единственной правящей партией.

Партийные органы руководили деятельностью практически всех государственных и хозяйственных учреждений и общественных организаций, зачастую подменяя должност­ных лиц.

Устав ВКП(б), принятый на XVIII партсъезде (1939), предоставлял парткомам право контроля администрации. Отделам ЦК ВКП(б) и обкомам создавалось еще больше воз­можностей для вмешательства в оперативно-хозяйственное управление.

Исключительное положение ВКП(б) обусловливало рост притягательности членства в компартии для людей, желавших принять активное участие в политической жизни. Чис­ленность коммунистической партии, несмотря на чистки, продолжала расти. В 1930 г. она насчитывала 2 млн. членов, в 1934 г. - 2,8 млн., в феврале 1941 г. - 3,9 млн.

- Коммунистическая партия была резервуаром руководящих кадров.

На более или менее значимые посты в любой сфере жизни общества назначались только коммунисты. Исключения были очень редки.

- Коммунисты должны были играть роль амортизирующей прослойки между массами и политическим руководством.

Эту идею четко выразил Е.М.Ярославский в 1935 г., заявив, что каждый коммунист "должен уметь защищать любое решение руководящих органов партии".

В 30-е гг. Сталину удалось реализовать высказанную им еще в 1921 г. идею создания партии - "ордена меченосцев". На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г. Сталин четко обозначил свое понимание партийной струк­туры: "В нашей партии имеется 3-4 тысячи руководителей, составляющих ее, партии, генералитет, 30-40 тысяч деятелей среднего звена - офицерство, и 100-150 тысяч низовых работников районного звена, составляющих унтер-офицерство партии".

По мере укрепления позиций Сталина все меньшую роль в жизни страны стали играть коллективные органы руководства партией; даже номинальная инициирующая роль низовых партийных органов и рядовых коммунистов сходит на нет. С 1928 г. прекращается рассылка на места стенограмм плену­мов ЦК, планов работы Политбюро и Оргбюро. Реже стали созываться съезды партии. Интервал между XIV (1925) и XV (1927) съездами составил 2 года, между XV и XVI (1930) съездами - 3 года, между XVI и XVII (1934) съездами - 4 года, между XVII и XVIII (1939) съездами - пять лет, между XVIII и XIX (1952) - 13 лет. Редко созывались пленумы ЦК партии. Да и Политбюро в пол­ном составе собиралось все реже и реже, его решения все чаще принимались путем сбора подписей под подготовленным по поручению Сталина проектом документа. С 1934 г. ряд решений Политбюро, продиктованных Сталиным или кем-либо из его ближайших соратников, принимается вообще без опроса. Если в начале 30-х Политбюро собиралось относительно регулярно для обсу­ждения важнейших вопросов жизни общества, то к концу 30-х гг. оно факти­чески ликвидируется в качестве постоянно действующего органа политиче­ского руководства, превратившись в совещательную инстанцию при Сталине. Заседания Политбюро уже, как правило, не протоколируются и подменяются частными совещаниями ближайшего окружения Сталина (Молотов, Кагано­вич, Ворошилов, Микоян, Маленков и иногда некоторые другие). Даже члены Политбюро имеют теперь ограниченный доступ к информации. Молотов, ближайший соратник Сталина, и тот о некоторых постановлениях узнавал только из газеты "Правда" (о чем он оговорился в своих воспоминаниях).