Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Суслов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Духовная жизнь

Духовную жизнь советского общества в годы нэпа отличало наличие про­тиворечивых тенденций: с одной стороны, по сравнению с временем граждан­ской войны появляется больше возможностей для свободного интеллектуаль­ного творчества, возрастает (в первые годы нэпа) идейная разнородность об­щества; с другой стороны, продолжаются преследования инакомыслия, власть все настойчивее навязывает населению единую коммунистическую идеоло­гию.

Проявлениями идеологической разрядки можно считать:

- Относительные свободы в сфере художественного и литературного твор­чества (однако никакие послабления не допускались по отношению к анти­марксистским произведениям).

С введением нэпа богаче стал выбор книг, возникли частные издательства, выпус­кавшие произведения отечественных и зарубежных авторов. Сократилась доля полити­ческой литературы, в 1927 г. она составляла 15% от всех печатных изданий (не считая газет).

- Возможность свободного функционирования творческих объединений.

В 20-е гг. возникает множество различных литературных и художественных объеди­нений. Во многом это было связано с тем, что советская власть еще не определила сво­его отношения к "лефовцам", "рапповцам", авангардистам, футуристам, пролеткультов-цам и другим творческим группам.

- Ослабление репрессий против инакомыслящих в начале 20-х гг.

Насаждение тоталитарной идеологии проявилось в следующем:

  • Усиление идеологической и политической цензуры в конце 20-х гг.

  • Создание системы политического контроля над обществом.

  • Идеологизация и политизация в подготовке квалифицированных кадров.

Большевистские лидеры рассматривали задачу подъема культурного уровня населе­ния отнюдь не с точки зрения приобщения населения к общечеловеческим ценностям. На первый план выдвигалась задача воспитания строителей коммунизма. Всеобщая грамотность была нужна, поскольку без нее трудно приобщить население к коммунисти­

ческим идеям; техническая интеллигенция должна была способствовать построению экономического фундамента социализма; наука и искусство так же должны были стать проводниками новой идеологии. Н.И.Бухарин писал в 1925 г.: "Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать ее, как на фабрике".

- Преследования антимарксистской интеллигенции.

Для оппозиционно настроенных деятелей науки и искусства сохранялись ограничения в возможности довести свои произведения до читателей или зрителей. Против неугод­ных авторов устраивались кампании травли в печати. Например, в 1929 г. РАПП начал травлю писателей Е.Замятина и Б.Пильняка, поводом к которой стала публикация их произведений за рубежом. Самые опасные, по мнению большевистских руководителей, подвергались высылке из СССР, отправлялись в тюрьмы и в ссылку.

- Преследования церкви и священнослужителей.

В 20-е гг. большевики развернули мощную антирелигиозную пропаганду, зачастую оскорблявшую чувства верующих (газета "Безбожник", организация "коммунистической пасхи" и т.п.) С введением 5-дневной рабочей нежели при одном выходном дне в 1929 г., по существу, были упразднены воскресенья и религиозные праздники. С конца 20-х обы­денным явлением становится закрытие церквей. Продолжаются аресты священников.

- Преследования старой технической интеллигенции.

В 20-е гг. доля "буржуазных специалистов" на производстве была весьма большой. Советская власть была вынуждена платить им высокую зарплату и создавать приемле­мые условия жизни. В то же время, пользуясь неприязненным отношением рабочих к начальству, к "белым воротничкам" власти пытались возложить на "спецов" ответствен­ность за все производственные неурядицы и за низкий уровень жизни рабочих. В итоге по всей стране в начале 20-х гг. отмечаются вспышки "спецеедства", выражающегося в подрыве авторитета "спецов", публичных оскорблениях специалистов, избиениях ИТР и т.п. В середине 20-х гг. волна спецеедства падает в связи с некоторой экономической стабилизацией и необходимостью привлечения старой интеллигенции к осуществлению индустриализации. Однако с конца 20-х власть предержащие придают "спецеедству" но­вый импульс. Организацией "Шахтинекого дела" и других фальсифицированных процес­сов против представителей технической интеллигенции, публичными обвинениями ее во вредительстве и измене в устной и печатной пропаганде и т.п. власти натравливали ра­бочих на ученых и техническую интеллигенцию, перекладывали на "спецов" ответствен­ность за экономические срывы, создавали необходимый для политических манипуляций "образ врага".

Рост культурного уровня населения шел крайне медленно. Задача всеобще­го обучения грамоте была далека от выполнения. Усилия добровольного об­щества "Долой неграмотность" вследствие ограниченности средств не могли привести к сколько-нибудь серьезным результатам. Ограниченными были и возможности обучения грамоте в армии, хотя армейские курсы играли важную роль в преодолении безграмотности. Уровень традиционного школьного обу­чения значительно упал, по сравнению с дореволюционным. В начале 20-х гг. 1/3 учителей начальной школы не имела даже законченного среднего образо­вания, а в школах второй ступени более 40% учителей не имели законченного высшего. Замена дореволюционных программ и методик на новые, часто низ­копрофессиональные, не опробованные, идеологизированные, вела к сниже­нию уровня знаний учащихся. До 1930 г. не было даже обязательного началь­ного образования, а 40% населения было неграмотным.

Высшая школа приобрела те же пороки, что и средняя. Изменение про­грамм, отток старой профессуры резко снизили уровень высшего образования. Происходит социальная фильтрация студенчества: представители бывших господствующих классов лишаются возможности получить высшее образова­ние, для лиц непролетарского происхождения эти возможности ограничива­лись, для выходцев из рабочей среды возможности были самые широкие. Если в 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, то в 1928 г. -33%, а в 1932 г. - более 60%. Привлечение рабочей молодежи на вузовскую скамью помогало власти решать социальные и политические задачи, однако обучение малоподготовленных людей в вузах вело к появлению большого слоя плохообразованной и малокультурной интеллигенции.

Советская наука в 20-е гг. достигла больших успехов. Имена Н.И.Вавилова (генетика), В.И.Вернадского (геохимия, учение о биосфере), П.А.Флоренского (математика, философия), Н.Е.Жуковского (аэродинамика) и других становятся все­мирно известными. Однако все они были представителями старых научных школ, их открытия - следствие развития, в первую очередь, дореволюционной науки.