Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
osnovy_tamozhennogo_dela.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
3.07 Mб
Скачать

3.2. Организация таможенного дела в Великом княжестве Литовском

Документы свидетельствуют, что проблемы таможенного устройства постоянно занимали внимание великокняжеской власти на всех этапах развития княжества. Полоцк, Берестье, Могилев, Менск, Городня являлись важнейшими торговыми центрами, через которые велась весьма оживленная торговля с купцами Московии, Пруссии, Ливонии, других государств. Ранний меркантилизм и «монетарная система», предусматривавшие увеличение притока в княжество денежных запасов (прежде всего золота и серебра), потребовали установления на государственных границах жесткого таможенного контроля, который должен был охранять внутренний рынок от проникновения конкурентных товаров иностранного происхождения и обеспечивать получение государственной казной доходов с ввозимых товаров в виде таможенных пошлин и сборов. Княжеские власти заботились о благоприятном таможенном режиме для своих купцов, вели со своими соседями переговоры по этому поводу. Так, в период правления Витовта в договорной грамоте половчан и рижских купцов об условиях торговли от 21 июня 1405 года было достигнуто соглашение «не чинить между собой границ». В договоре также была определена общая позиция в отношении купцов-москвинов и немцев. Грамота 1479 года свидетельствует, что в интересах развития заморской торговли белорусские купцы просили у рижан дать им «за море путь чистый торговать, водою и сухими путями», а взамен «мы ныне пропустим ваших купцов к Смоленску и Витебску по-старому» (т. е. беспошлинно).

Серьезным препятствием в развитии торговли и пополнении казны являлось право феодалов на беспошлинную продажу в пределах ВКЛ и вывоз за границу своих продуктов, а также льготный ввоз из других государств ремесленных изделий и сырья для ремесленного производства, что составляло наиболее значительную часть в товарной структуре импорта. Не менее серьезную угрозу для торговли представлял царивший в стране произвол магнатов и шляхты. Неслучайно королевская власть, выдавая городу привилегию на так называемое магдебургское право, объясняла свое решение необходимостью обуздать своеволие шляхты и разных чиновников. Тексты грамот свидетельствуют, что города получали весьма важные привилегии и права: право проведения ярмарок, освобождение купцов наиболее крупных городов от таможенных пошлин, предоставление преимуществ в торговле местным купцам перед иностранными. Эта линия верховной власти ВКЛ отражена, например, в таких документах, как Грамота короля Казимира минскому купцу Терешковичу о разрешении беспошлинной торговли в городах ВКЛ, 1480 года; Жалованная грамота великого князя Александра о предоставлении Полоцку магдебурского права, 1498 года; грамота короля Сигизмунда II Августа мытнику Витебска о запрещении незаконного взимания с витебских купцов мытного сбора, 1559 года.

С централизацией великокняжеской власти и развитием торговли в конце XIV--XV веках в ВКЛ устанавливается единая общегосударственная денежная система. Около 1492 года в Вильне начал работать государственный монетный двор, где печатались полгроши, а позже – динарии. С экономическим усилением государства, когда оно начало гарантировать цену своих денег (примерно с начала XVI века), вводится числовая денежная система: не по массе монеты, а по номиналу, нередко по обязательному курсу. Вместе с тем в ВКЛ имели хождение и иностранные монеты. Именно с это временя вместо различных поборов и таможенных сборов в ВКЛ была введена единая денежная пошлина.

В Статуте Великого княжества Литовского 1588 года специально оговаривался порядок взимания пошлин с торговых людей. Мыт (пошлина) собирался казной с торговцев за ввоз товара, за провоз его по территории княжества и за торговлю на местных рынках. Подъезжая к мытной заставе, которая размещалась на торговом пути, хозяин или его доверенное лицо должен был дать присягу сборщику пошлины: «Присягаю пану Богу всемогущему в Троице единому, что тот товар или зерно, которое везу и здесь заявляю, мое собственное или пана моего домашнего хозяйства, а не скупленное…» Присягнувший получал квитанцию – пропуск до следующей таможни.

Работа таможен в ВКЛ строилась на основе специальных инструкций. Одна из них, составленная в 1494 году для минской администрации князем Александром, определяла размеры таможенных пошлин и предусматривала сдачу таможен в аренду. В 1495 году, например, право сбора мыта в Минске было сдано в аренду на три года мещанам Федку Процковичу и Евлашке Степановичу за 120 коп грошей. Арендная плата постоянно возрастала. В 1498 году право на взимание мыта в течение трех лет было продано мещанину Мартину Янчелевичу уже за 600 коп грошей с ежегодной дополнительной выплатой в казну 200 коп грошей. В инструкциях обычно оговаривался статус арендатора государственной мытни. Его не имел права судить никто, кроме князя.

На тех же принципах строилась работа таможни и во времена Речи Посполитой.

В постановлении Варшавского сейма от 1662 года об обложении купцов процентным сбором с денежных сумм, выручаемых от продажи товаров, говорится: «Идя навстречу экстренным нуждам Речи Посполитой, властью настоящего сейма постановляем: купцы и мещане, проживающие в наших государствах… которые торгуют разными товарами различного вида… а равно и иноземные купцы, которые ведут свою торговлю всюду, где пожелают, и по своему усмотрению устанавливают высокие цены, обязаны каждый из них при участии городского суда и городского магистрата оценить свои товары, подтвердив цену присягой перед этими властями, и уплатить от каждых 100 злотых по 5 злотых на руки тому, кого назначат городской суд и магистрат… не позже чем за три недели после отчетных сеймиков под угрозой наказания за казнокрадство и конфискации всех товаров. Те же, которые примут от них деньги, должны как можно скорее внести их в казну». В 1764 году, затем в 1775 году правительство Речи Посполитой вводит «генеральную таможенную пошлину», обязательную для всех, в том числе и для шляхты, духовенства и короля, которые раньше ее не платили, и отменяет внутренние пошлины.

Таким образом, в те далекие времена на белорусских землях присутствовали все основные элементы современной организации таможенного дела. Уже во времена Речи Посполитой (с 1569 года) основными структурными единицами являлись таможни и таможенные пункты, многие из которых располагались в пограничных городах и селениях. Так, в 1765 году в трех округах ВКЛ – Литовском, Русском и Белорусском – действовало 11 таможен: Гродненская, Брестская, Пинская, Слонимская, Минская, Могилевская, Витебская, Глусская и Полоцкая сухопутные и 2 сплавные: Брестская – на реке Буг и Витебская – на реке Двина. Некоторые пограничные таможни имели передовые филиалы, именовавшиеся форпостами.

Напряженные отношения между Речью Посполитой и Московским государством, тринадцатилетняя война 1654--1667 годов между ними не могли не сказаться на состоянии их торгово-экономических отношений. Обе стороны предпринимали меры, осложнявшие продвижение товаров на рынки соседей. Так, киевский генерал-губернатор в письме от 14 июня 1752 года подскарбию графу Седлиницкому, хранителю государственных финансов и имуществ, просил прекратить взимание чрезмерных таможенных пошлин с товаров, ввозимых в Речь Посполитую русскими купцами, так как это обстоятельство вредит коммерции, которая наилучшим образом отвечает государственным интересам той и другой сторон.

В федеративном государстве предпринимались меры по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил. В постановлении Варшавского сейма об установлении в ВКЛ единых мер и весов от 1766 года в разделе «Об увеличении доходов» говорилось, что московские купцы, которым разрешено оплачивать пошлины в общей сумме «16 твердых талеров от лошади» как при ввозе, так и при вывозе, проезжая через Литву с опечатанными телегами, обычно срывали печати и продавали товары по пути следования, тем самым грубо нарушая таможенные правила ввоза (вывоза) товаров на пограничные земли. На Зельвенской ярмарке, например из московских товаров одних только дорогих мехов насчитывалось на миллион злотых и более, а в документах значилось едва ли 220 000 злотых. «А коль скоро во всех таможнях получено доходов от мехов всего 13 661 злотых 13 грошей, то становится очевидным большое воровство и укрывательство товаров, совершаемое московскими купцами. Во избежание этого… необходима штамповка всех московских товаров. Этим были бы предотвращены воровство и такие большие убытки казне».

В интересах усиления таможенного контроля неоднократно перестраивалась структура пограничной таможенной службы. Таможенные пункты учреждались, как правило, на главных направлениях продвижения товаров в Речь Посполитую из западных и восточных государств. В штатах таможен были учреждены должности администраторов и суперинтендантов государственной пошлины ВКЛ, казначеев, главная обязанность которых состояла в обеспечении увеличения поступлений в государственную казну за счет таможенных пошлин и сборов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]