Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Общая хирургия и оперативная хирургия / Рак толстой кишки. Ганичкин А.М.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.28 Mб
Скачать

Обтурационная форма

Эта клиническая форма характеризуется ранним появлением симптомокомплекса нарушения проходимости кишечника. Она наблюдается наиболее часто при раке левой половины и обус­ловлена морфологической структурой опухоли и анатомо-физиологическими особенностями этого отдела толстой кишки. Эндофитные опухоли левой половины уже на ранних стадиях заболевания приводят к нарушению перистальтики и сужению просвета кишки в участке расположения опухоли, с последую­щим развитием застоя кишечного содержимого. Клиническая картина при обтурационной форме нарастает постепенно от симптомов кишечных расстройств, частичной непроходимости до наступления полной обтурации кишечника.

Среди начальных клинических проявлений на первый план выступает болевой синдром. Боли в животе вначале бывают тупыми, ноющего характера без определенной четкой локализа­ции. Болевой синдром сопровождается появлением упорных за­поров. С течением заболевания боли в животе усиливаются и становятся приступообразными. Первые приступы болей в жи­воте бывают кратковременными и обычно проходят самостоя­тельно. Затем приступы кишечных колик становятся более частыми и продолжительными. Такие приступы болей в животе сопровождаются вздутием кишечника, урчанием в животе, уси­ленной перистальтикой кишечника и задержкой газов и стула. Приступ может закончиться самостоятельно или при примене­нии клизм обильным выделением зловонных каловых масс. Постепенно частота приступов и их продолжительность нара­стают, и развивается хроническая непроходимость кишечника.

С течением заболевания в один из приступов развивается пол­ная кишечная непроходимость. Приводим паше наблюдение.

Больная С., 54 лет (история болезни Л° 130). Доставлена скорой по­мощью в клинику 26/1 1951 г. в тяжелом состоянии с жалобами на сильные схваткообразные боли в животе, задержку стула и газов, обильную рвоту, головную боль и общую слабость.

При тщательном опросе больной удалось выясни гь, что осенью 1949 г. впервые появились сильные схваткообразные боли в животе с задержкой га­зов и кала. Приступ болей продолжался несколько часов и после применения клизмы окончился отхождением большого количества газов и зловонных ка­ловых масс. После этого приступа сгала отмечать нарушение акта дефека­ции, наличие тупых болей в животе и периодических вздутий. Стул был еже­дневно, но сопровождался значительными затруднениями — кал выделялся в виде узкой полоски или отдельными круглыми комочками. Вздутия живота временами были значительными, и больная отмечала «хождение кулаков по животу». В мае 1950 г. был повторный приступ схваткообразных болей в жи­воте с задержкой газов и стула. Приступ продолжался более суток, что и за­ставило больную обрат иться за помощью в больницу. После сифонной клиз­мы, произведенной в приемном покое больницы, отошли газы и большое количество зловонного кала. В порядке обследования больной была произве­дена рентгеноскопия желудочно-кишечного тракта, но причины кишечной непроходимости установить не удалось, и она на 4-е сутки была выписана. Следует отметить, что пальцевого исследования прямой кишки, ректоромано-скопии и рентгеноскопии толстой кишки произведено не было.

С середины лета 1950 г. у больной постепенно исчез аппетит, а затем она стала отмечать исхудание. Запоры становились все более мучительными. При­менение слабительных и клизм приносило лишь временное облегчение. Боли в животе и вздутия стали постоянными.

Третий приступ сильных схваткообразных болей в животе начался 23/1 1951 г., перестали отходить газы, и больная не смогла оправиться. Схватки болей в начале приступа были редкими, но затем стали более частыми и продолжительными. Рассчитывая на самостоятельное прекращение болей, она за медицинской помощью не обращалась. Однако применение клизм не при­носило облегчения. На третий день от начала приступа появились рвоты, ко­торые все нарастали и стали неукротимыми. В тяжелом состоянии к концу третьих суток больная была доставлена в хирургическую клинику с диагно-эом кишечной непроходимости.

Объективно: пульс—92 удара в минуту, аритмичный слабого наполне­ния. Язык сухой, обложен серовато-желтым налетом. Живот вздут, особенно в нижнем отделе. Брюшная стенка дряблая. В левой половине живота конту-рируется выпячивание цилиндрической формы, напоминающее петлю разду­той кишки. В момент схватки видна перистальтика раздутой петли. При ис­следовании пальцем ампула прямой кишки пустая, анальное отверстие зияет. При обзорной рентгеноскопии брюшной полости — петли кишок резко раздуты газами, особенно толстая кишка. На уровне сигмовиднои кишки опреде­ляется затемнение с горизонтальным уровнем жидкости. Клинический диаг­ноз: обтурационная непроходимость кишечника, вызванная органическим сужением сигмовиднои кишки (рак сигмовиднои кишки).

Диагноз рака сигмовидной кишки подтвержден на операции и гистологи­ческими исследованиями операционного препарата.

Приведенное выше клиническое наблюдение является весьма характерным для обтурационной клинической формы рака толстой кишки.

Выраженные клинические симптомы кишечных расстройств, на­личие хронической непроходимости кишечника давали основание к своевременному распознаванию заболевания. При полноцен­ном и целенаправленном обследовании больной, по-видимому, удалось бы выявить характер заболевания значительно раньше и предпринять оперативное вмешательство до развития кишеч­ной непроходимости со значительно меньшим риском для жизни больной.