Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия детская (доп.) / Нейропсихология / Tonkonogiy_I_Puante_A_Klinicheskaya_neyropsikhologia.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.39 Mб
Скачать

5.1.2.5. Нарушения речи при шизофрении

Первичные речевые расстройства также можно наблюдать у некоторых пациентов с шизофренией. В старой психиатрической литературе эти расстройства назывались «шизофазией». Крепелин определил их как отчуждение речи от относительно менее нарушенного мыслительного процесса. В таких случаях экспрессивная речь с постоянным потоком слов с вербальной и литеральной парафазией, нарушениями грамматической структуры предложений и преобладанием глаголов и вспомогательных слов похожа на «жаргонную афазию» или «словесный салат», типичный для пациентов с афазией Вернике. Однако шизофрения отличается от афазии Вернике сохранностью понимания речи, в том числе более сложных синтаксических структур.

В нашем исследовании 20 пациентов с шизофренией и 15 пациентов с «позитивными расстройствами формального мышления», которые в старой литературе называются «атаксическим мышлением», мы обнаружили у пациентов с шизофренией нарушения грамматической структуры предложений, которые проявляются в незавершенности предложений и отсутствии грамматических связей между главным и придаточными предложениями. Отношение существительных к глаголам в среднем составляет 1,0 при шизофрении и 2,8 у пациентов с «атаксическим мышлением», достигая 13,0 у некоторых пациентов, речь которых почти полностью состояла из одних существительных. Эти нарушения были особенно значительными в письменной продукции пациентов с шизофренией и «атаксическим мышлением» (Рябова и др., 1964), что указывает на возможность патологии зад-невисочной доли при шизофрении и локализации патологии в области фронтальной доли при «атаксическом мышлении». Это также подчеркивает относительную независимость нарушений экспрессивной речи и понимания речи при афазии Вернике, поскольку у пациентов с шизофренией наблюдается жаргонафазия без какого-либо значительного нарушения понимания речи. Разумеется, необходимы дальнейшие исследования.

Следует подчеркнуть, что «негативные расстройства мышления» в некотором смысле напоминают речевую акинезию у пациентов с ограниченными пораже-

305

ниями задней F3 и поясной извилины. Но у пациентов с шизофренией они могут быть вторичными по отношению к негативным признакам, таким как общая акинезия, апатия и абулия, вероятно, обусловленным патологией, связанной с теми же областями коры, а также с некоторыми подкорковыми структурами.

5.1.2.6. Расстройства формального мышления и нарушения речи при первичных психиатрических заболеваниях

Нарушения общения могут проявляться как «расстройства формального мышления», отражающие нарушения мыслительного процесса как такового. Мышление можно считать типом речи, которая обращена главным образом к самому субъекту и сконцентрирована на описании внешнего мира в его динамике, а также на планировании действий и их выполнении. В этом смысле мышление является способом внутреннего общения. Нарушения этого процесса могут выражаться в речи через так называемое «расстройство формального мышления», которое проявляется в потере связи между последовательными пунктами движениями мысли, хотя грамматическая и фонологическая структура речи остается сохранной.

Согласно Андреасен, расстройства мышления представлены двумя основными типами — «позитивным» и «негативным» (Andreasen, 1979a, b). «Позитивные расстройства мышления» выражаются в речи как непоследовательность, нелогичность, нецеленаправленность, уклончивость, уход от темы и затрудненность речи. «Негативные расстройства мышления» проявляются в бедности речи и ее содержания. Андреасен сравнила 18 подтипов и степень тяжести нарушений мышления у 113 пациентов, в том числе у 45 страдающих шизофренией, 32 — манией и 36 — депрессией. При мании и шизофрении обнаружена почти одинаковая частота уходов от темы, уклончивости, непоследовательности и нелогичности. При мании чаще наблюдались некоторые подтипы, такие как затрудненность речи, обстоятельность и отвлекаемость.

В число других отличительных признаков, выделенных в клинических исследованиях, входят «перепрыгивание речи» с одной темы на другую, близко с ней связанную, при мании, и «разорванность», «бессвязность» содержания речи из-за отсутствия какой-либо очевидной логической связи при шизофрении. Для шизофрении также типично преобладание абстрактных слов и тем. У некоторых шизофреников также можно наблюдать склонность к длинным речам, не имеющим определенного содержания и связи с действительностью.

Андреасен также наблюдала, что у значительного числа шизофреников, демонстрирующих «негативное расстройство мышления», проявляется бедность речи и ее содержания. У депрессивных пациентов «негативный тип» наблюдается лишь изредка. Блокирование речи наблюдалось только у некоторых шизофреников и в редких случаях — у пациентов с манией.