Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Васильев Л.С. - Древний Китай. Т. 2 - 2000.pdf
Скачиваний:
39
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
19.34 Mб
Скачать

свою важную для истории Китая роль. Специфика политического аспекта луско-сунской модели эволюции способствовала сохранению древней традиции, воспетой историографами домена — составите­ лями «Шуцзина», а затем возвеличенной Конфуцием и его последова­ телями. Конфуций был по происхождению из Сун и рожден в Лу — этим многое сказано.

Царства Вэй и Чжэн

Царство Вэй располагалось на древних шанских землях к северу от Хуанхэ и было восточным соседом Цзинь. О ранней его истории мало что известно. Удел Вэй был в свое время пожалован Кан-шу, младше­ му брату У-вана от одной с ним матери. Чэн-ван, когда он вырос и стал управлять чжоусцами, щедро одарил своего дядю за его, как о том сказано у Сыма Цяня, добродетели. В середине IX в. до н.э. пра­ витель Вэй официально был удостоен титула хоу, а в VIII в. до н.э. за помощь, оказанную Пин-вану в его перемещении в Лои, — титула гун [103, гл. 38; 71, т. V, с. 112]. Династийные распри в доме Вэй отмече­ ны в источниках с 813 г. до н.э., когда младший сын вэйского Си-хоу заставил старшего покончить с собой и занял отцовский трон [103, гл. 38; 71, т. V, с. 112]. Позже, в 720 г. до н.э., вэйского Хуань-гуна убил его брат Чжоу Юй, что вызвало недовольство в Вэй и в результа­ те чего по настоянию вэйского сановника Ши Цо узурпатор был убит в царстве Чэнь, а вэйский трон достался брату Хуань-гуна, ставшему Сюань-гуном.

Драматическая интрига разыгралась в Вэй при Сюань-гуне из-за того, что правитель взял себе невесту, сосватанную в царстве Ци его сыну-наследнику Цзи. Эта женщина родила Сюань-гуну двоих сыно­ вей. Впавший в немилость Цзи был отправлен отцом в Ци с белым вымпелом в руках. Как сообщает Сыма Цянь, вымпел был сигналом для нанятых отцом лихоимцев, которые должны были убить его. Уз­ нав об этом, один из любимых отцом сыновей от молодой жены из Ци предупредил Цзи, но тот никак на это не прореагировал. Тогда юно­ ша, выкрав вымпел, первым помчался в Ци. Разбойники убили его, а потом и появившегося следом за ним очень огорченного всем слу­ чившимся Цзи. В итоге после смерти Сюань-гуна правителем Вэй стал второй сын женщины из Ци, который, поддержанный матерью, стра­ стно стремился к трону. Он стал править под именем Хуэй-гуна (699669 гг. до н.э.). Недовольные вэйцы вначале изгнали было его в Ци, но циский Сян-гун вернул изгнанника в Вэй. Просидев на троне свыше

250

тридцати лет и поссорившись за это время с чжоуским ваном (во вре­ мя дворцового переворота в домене вэйский правитель поддержал мятежника Цзы Туя), Хуэй-гун передал власть своему сыну И-гуну, которого вэйцы невзлюбили так же, как и его отца (его прозвали «любителем журавлей» за привязанность к этим птицам).

Дела в Вэй постепенно приходили в полное расстройство. Вэйцы отказывались подчиняться правителю и даже откровенно издевались над ним, что привело царство к катастрофе. Когда в 660 г. до н.э. на Вэй напали племена ди, правитель не смог организовать сопротивле­ ние («Прикажи журавлям воевать», — говорили ему). Разгром был полным. Как сообщают источники, уцелело всего 730 человек, к кото­ рым позже прибавилось еще около 5 тыс. бежавших. Циский гегемон­ ия Хуань-гун помог восстановить царство [114, 2-й год Минь-гуна; 212, т. V, с. 127-130; 103, гл. 37; 71, т. V, с. 115], но оно никогда более не стало сильным.

К власти пришел один из племянников Цзи, сын его единоутробно­ го брата, Вэнь-гун (659-635 гг. до н.э.), который многое сделал для восстановления царства и укрепления власти правителя. Однако он пренебрежительно отнесся к цзиньскому Чжун Эру во время его вы­ нужденных скитаний по чжоускому Китаю, за что царство Вэй при сыне вэйского Вэнь-гуна, Чэн-гуне (634-600 гг. до н.э.), было наказа­ но. Цзиньский Вэнь-гун наказал его тем, что отнял часть территории, которую отдал Сун. Позже чжоуский ван поддержал бежавшего в домен Чэн-гуна, а после смерти цзиньского Вэнь-гуна отношения Вэй с Цзинь нормализовались. Была восстановлена и территориальная целостность царства. .

При следующих вэйских правителях, Му-гуне и Дин-гуне, внут­ реннее положение царства Вэй было достаточно прочным, а при Сяньгуне (576-559 и, после возвращения из изгнания, 546-544 гг. до н.э.) ситуация изменилась. Двое обиженных правителем сановников (их вместо обеда пригласили на охоту) организовали заговор, и один из них, Сунь Линь-фу, изгнал Сянь-гуна, поставив у власти его дядю, Шан-гуна (558-547 гг. до н.э.), за что получил от него земли в Сю. Вскоре, однако, Сунь повздорил со своим сообщником Нин Си, а Шан-гун принял сторону последнего. Сунь бежал в Цзинь и помог беглому Сянь-гуну вернуться на вэйский трон, а Нин Си и Шан-гун были казнены при не вполне ясных обстоятельствах (Р.В.Вяткин об­ ращает внимание на противоречия в сообщениях источников по этому поводу, см. [71, т. V, с. 117 и 261, примеч. 33]).

Годы правления Сянь-гуна явно не отличались внутренней ста­ бильностью. То же самое было при его сыне Сян-гуне (543-535 гг. до н.э.) и внуке Лин-гуне (534-493 гг. до н.э.), когда главную роль в

251

царстве играли сановники, вмешивавшиеся в дела управления стра­ ной, устраивавшие династийные заговоры и даже апеллировавшие в случае нужды к помощи горожан (го-жэнъ). Наследник Лин-гуна Ку­ ай Вай после неудавшегося заговора против юной жены его отца со­ блазнительной красавицы Нань-цзы вынужден был бежать в Сун, а затем — в Цзинь к главе клана Чжао [103, гл. 38; 71, т. V, с. 118]. В результате вэйский трон достался его сыну Чжэ, ставшему Чу-гуном (492-481 и 477-456 гг. до н.э.). Однако Куай Вай с этим не смирился и, совершив с помощью племянника Кун Куя, главы клана Кун, двор­ цовый переворот, вынудил сына бежать в Лу, а сам сел на долгождан­ ный трон.

Источники подробно рассказывают об обстоятельствах этого пере­ ворота. В него были вовлечены многие члены клана Кун Куя во главе с его матерью, сестрой Куай Вая. К нему оказались причастны и такие известные деятели, как ученики Конфуция Цзы Лу (Чжун Ю) и Цзы Гао, бывшие в то время на службе в Вэй. Цзы Гао вовремя покинул мятежную столицу царства Вэй и спасся, тогда как Цзы Лу, пытаясь уберечь своего хозяина Кун Куя от неверных действий, погиб при столкновении со слугами Куай Вая [114, 15-й год Ай-гуна; 212, т. V, с. 841-843; 71, т. V, с. 119-120].

Став правителем Вэй, Куай Вай (Чжуан-гун) недолго просидел на троне (480-478 гг. до н.э.) и вскоре был изгнан из царства. А вэйский трон, правда, не сразу, снова занял его сын Чу-гун. Потомки Чу-гуна правили в Вэй еще около двух с половиной столетий, но уже с сере­ дины V в. до н.э. Вэй стало, как о том сказано у Сыма Цяня, частью одного из трех царств, на которые распалось царство Цзинь [103, гл. 37; 71, т. V, с. 121], а его правители с 346 г. до н.э. снова стали именоваться титулом хоу, а с 320 г. — еще более низким и уже не столько феодально-аристократическим, сколько чиновно-бюрократи- ческим званием цзюнь, т.е. господин, глава. В 252 г. до н.э. вэйского правителя сделали кем-то вроде руководителя уезда циньской области Дуцзюнь, а с 209 г. до н.э. последний представитель дома Вэй стал простолюдином [103, гл. 37; 71, т. V, с. 121-122].

Политическая история Малого Вэй, как легко заметить, напомина­ ет судьбу любого из уже рассматривавшихся выше царств: удел пре­ вращается в царство, первые его правители в начале периода Чуньцю становятся самовластными монархами, проводят необходимые ре­ формы, наводят некоторый порядок, забирают себе понравившихся невест у подросших сыновей, чем порождают династийные кризисы, и т.п. Результатом внутренних смут становится ослабление авторитета правителя. В Вэй оно дошло до того, что разразилась катастрофа, едва не приведшая его к полному краху. В восстановленном с чужой по­

252

мощью Вэй власть уже оказывается в руках не столько правителя, сколько интригующих сановников или ближайших родственников правителя, а завершается все окончательным упадком царства. Но на этом общем для многих царств фоне видны и специфические харак­ терные черты именно Вэй: в отличие от Цзинь и Ци это царство не­ большое, практически нет у него общекитайских амбиций, сравни­ тельно мало самостоятельных войн — в основном это столкновения с несильными соседями или участие в коалициях. В отличие от Сун или Лу нет исключительности в статусе и соответствующего этому стрем­ ления горделиво выделиться. Неудивительно, что за такое царство может вступиться, оказывая ему покровительство, даже политически слабосильный чжоуский ван, при всем том, что и само Вэй временами затрагивало интересы вана, поддерживая его соперников. Вообще заслуживают внимания близость Вэй к домену и связи домена с Вэй, взаимопроникновение интересов. Примерно то же самое, но, пожалуй, с еще большим основанием можно сказать и о царстве Чжэн.

Если Вэй располагалось к северу (точнее — к северо-востоку) от домена, к тому же на другой стороне Хуанхэ, то Чжэн было его юж­ ным соседом. Возникло это царство во времена чжоуского Сюаньвана и было едва ли не самым поздним из раннечжоуских уделов. Незадолго до переселения Пин-вана на восток к югу от Лои перемес­ тился со своими людьми на земли Го и Куай чжэнский У-гун, сын основателя удела и министра Ю-вана Хуань-гуна. При его сыне Чжу- ан-гуне (743-701 гг. до н.э.) источниками зафиксирована первая династийная интрига в этом царстве: мать правителя попросила дать суб­ удел ее младшему сыну, на что Чжуан-гун по восшествии на трон в 743 г. до н.э. опрометчиво согласился. Последовал вооруженный конфликт между братьями, в чем-то сходный с тем, что почти одно­ временно начался и в Цзинь, но с иным результатом: Чжуан-гун сумел быстро и решительно ликвидировать мятежный субудел. Правда, он при этом рассорился с матерью. Однако затем сумел найти способ примириться с ней (поклявшись, что увидится с ней лишь под землей, т.е. после смерти, он затем смягчился и велел вырыть туннель, где и встретился с ней).

Сложно складывались отношения чжэнских правителей с доменом, пока они оставались главными министрами (цин-ши сы-ту) адми­ нистрации чжоуского вана. Эти отношения осложнялись соперничест­ вом с правителями царства Го, выполнявшими (до аннексии царства Го цзиньским Сянь-гуном) аналогичные функции в домене. Не вполне ясно, зачем нужно было чжоуским ванам в начале периода Чуньцю держать у себя в качестве цин-ши двух правителей царств, чья терри­ тория была вне домена (впоследствии эти функции стали выполнять

253

чжухоу, чьи уделы были внутри домена). Видимо, здесь сыграла свою роль традиция, шедшая по меньшей мере с Ю-вана, если не с самого Сюань-вана, создавшего удел Чжэн для своего брата. Однако совер­ шенно очевидно, что это приносило больше вреда, чем пользы, что вскоре и было осознано чжоускими ванами.

Отношения домена с Чжэн обострились в конце VIII в. до н.э. на­ столько, что начались военные действия, принесшие позорное пора­ жение войску Хуань-вана, получившего к тому же в битве рану в пле­ чо. Однако, несмотря на это, в трудную минуту дворцового заговора (675-673 гг. до н.э.) чжоуский ван обратился за поддержкой против своего мятежного братца Цзы Туя именно в Чжэн. Как и другие цар­ ства, Чжэн страдало от дворцовых интриг и династийных заговоров. После смерти чжэнского Чжуан-гуна сановник-г/ш Цзи Чжун помог одному из его сыновей стать Чжао-гуном. Однако сунский Чжуан-гун настоял на том, чтобы это решение было изменено, и чжэнским пра­ вителем стал сын умершего правителя от жены из Сун. Цзи Чжун был вынужден согласиться, Чжао-гун бежал в Вэй, а правителем стал Лигун (700-697 и 679-673 гг. до н.э.), который попытался отстранить Цзи Чжуна от правления. Однако из этого ничего не получилось. Лигун был вынужден бежать из Чжэн, а трон занял Чжао-гун, на сей раз просидевший на нем два года (696-695 гг. до н.э.), пока другой чжэн­ ский сановник-г/ш, Гао Цзюй-ми, не убил его на охоте. Затем оба цина договорились посадить на опустевший трон младшего брата убитого, после чего этот последний с Гао Цзюй-ми отправился на созывавшее­ ся циским Сян-гуном совещание чжухоу, боясь, что в случае неявки правителя Чжэн чжухоу поддержат беглого Ли-гуна. Однако на сове­ щании разгневанный Сян-гун убил нового чжэнского правителя, после чего престол достался его брату Цзы Ину (Чжэн-цзы, 693-680 гг. до н.э.), статус которого оказался, однако, неясным (он не именовался гуном — им считался по-прежнему беглый Ли-гун; ситуация в своем роде уникальная).

В 680 г. до н.э. очередной заговор, приведший к убийству чжэн­ ским сановником Фу Цзя исполнявшего обязанности правителя Чжэнцзы и двоих его сыновей, позволил Ли-гуну после 17-летнего переры­ ва вернуться на трон. Ли-гун правил недолго, но успел немало, вклю­ чая оказание помощи бежавшему в Чжэн чжоускому вану. Все изло­ женное дает основание заключить, что после первых властных прави­ телей в Чжэн надолго наступила пора нестабильности, когда делами чаще всего вершили своекорыстные сановники. В основном так про­ должалось и далее.

С 672 по 628 г. до н.э., т.е. почти полвека, чжэнский трон занимал сын Ли-гуна Вэнь-гун. Это были годы господства в Поднебесной пер­

254

вых двух гегемонов, причем отношения со вторым из них у Чжэн ос­ ложнились вследствие дурного приема, который был оказан странст­ вующему Чжун Эру. В 636 г. до н.э. возник конфликт между царства­ ми Вэй и Чжэн, в который вмешался чжоуский ван, предложивший чжэнскому правителю уступить. Вэнь-гун чжэнский отказался, после чего ван пригласил северных ди вместе напасть на Чжэн, но не имел успеха. А сразу же вслед за тем ди напали на домен, и ван оказался вынужденным искать помощи в Чжэн. Вана вернул на трон в следую­ щем, 635 г. до н.э., цзиньский Вэнь-гун, получивший за это почетное звание гегемона-ба. А вот чжэнский Вэнь-гун вынужден был искать союзника против оскорбленного им некогда Чжун Эра в Чу. Именно с этого и начались тесные контакты, а за ними и политическая зависи­ мость Чжэн от сильного Чу.

Чтобы покарать Чу, цзиньский Вэнь-гун вместе со своим союзни­ ком циньским Му-гуном направились в Чжэн с военной экспедицией. Чжэнцы перепугались и обратились к Му-гуну с просьбой отказаться от нападения, напомнив, как обманул его цзиньский правитель, пред­ шественник Вэнь-гуна, и дав понять, что ослабление Чжэн и соответ­ ственно усиление Цзинь не в интересах Цинь. Циньский Му-гун при­ нял к сведению это суждение и даже заключил с чжэнцами соглаше­ ние: он оставил троих своих представителей в Чжэн, а сам отправился назад. Цзиньский Вэнь-гун со своей стороны тоже пошел на мировую с Чжэн в обмен на признание искавшего помощи в Цзинь сына чжэнского Вэнь-гуна, Ланя, наследником. Чжэнцы вынуждены были на это согласиться [114, 30-й год Си-гуна; 212, т. V, с. 215 и 217; 103, гл. 42; 71, т. VI, с. 35], и вскоре после этого, когда умер чжэнский Вэнь-гун, трон занял Лань под именем Му-гуна (627-606 гг. до н.э.).

Первый же год его правления был омрачен военной экспедицией циньского Му-гуна против Чжэн, которая, однако, была приостанов­ лена после встречи с чжэнским торговцем в районе Хуанхэ. Неудиви­ тельно, что в 625 г. до н.э. Чжэн присоединилось к коалиции царств во главе с Цзинь, выступившей против Цинь. Впрочем, уже через пару десятилетий Чжэн вновь оказалось союзником усилившегося к этому времени Чу и в 607 г. до н.э. нанесло сильное поражение царству Сун, взяв в плен Хуа Юаня и заставив заплатить за него огромный выкуп.

Му-гун был, пожалуй, последним из сильных правителей Чжэн. Его сын Лин-гун на первом же году правления (605 г. до н.э.) был убит двумя повздорившими с ним из-за пустяка (если верить источни­ кам) сановниками. А преемник его Сян-гун в 597 г. до н.э. оказался пленником чуского вана, который решил наказать Чжэн за его контак­ ты с Цзинь. В «Цзо-чжуань» подробно рассказано, как чуский ван триумфально вошел в столицу Чжэн и как навстречу ему, ведя за со­

255

бой овцу, шел с обнаженным торсом Сян-гун, униженно просивший о милосердии и соглашавшийся превратить свое царство в одно из тех владений типа уездов, которые создавались из аннексированных царств и княжеств в разросшемся Чу [114, 12-й год Сюань-гуна; 212, т. V, с. 311 и 316; 103, гл. 42; 71, т. VI, с. 37]. Увидев это, чуский Чжуан-ван великодушно отступил, оставив все как есть, но заручив­ шись покорностью Чжэн.

Положение Чжэн, оказавшегося между двумя соперничавшими ги­ гантами, стало критическим. Преемник Сян-гуна Дао-гун, пытавшийся наладить контакты с Цзинь, вскоре умер, а его брат Чэн-гун (584571 гг. до н.э.) был вынужден лавировать между Цзинь и Чу, что в конечном счете послужило одной из причин войны 575 г. до н.э., за­ вершившейся поражением Чу и Чжэн. Преемник Чэн-гуна Ли-гун был

в566 г. до н.э. убит сановником Цзы Сы, который в начале правления Цзянь-гуна, малолетнего сына убитого (565-530 гг. до н.э.), сумел уничтожить выступивших против него членов правящего дома Чжэн, но затем сам был убит одним из уцелевших родственников. Вообще, как то специально отмечено Сюй Чжо-юнем [200, с. 85], зсе видней­ шие кланы в Чжэн, активно действовавшие в VI в. до н.э., восходят к 11 сыновьям чжэнского Му-гуна, т.е. были близкими родственниками правителей. Они ревностно боролись друг с другом за власть и влия­ ние, причем уже в середине VI в. до н.э. многие из них были уничто­ жены либо изгнаны [103, гл. 42; 71, т. VI, с. 40]. Тогда же выдвинулся

вряды сановников-цинов и вскоре стал главным министром и просла­ вился своей мудростью Цзы Чань, внук Му-гуна, который много сде­ лал для упрочения позиций царства Чжэн.

Цзы Чань, долгие десятилетия державший в своих руках бразды правления царством и тем немало способствовавший стабильности в нем, умер в самом начале V в. до н.э. (в 499 или 496 г. до н.э.; см. [71, т. VI, с. 295, примеч. 80]) и, как замечает Сыма Цянь, оплакивался всеми чжэнцами. После него царство стало быстрыми темпами дегра­ дировать, терпеть поражение за поражением, в первую очередь от Цзинь (Чу в те годы было занято в основном выяснением своих отно­ шений с южными У и Юэ), пока в 388 г. до н.э. оно не было аннекси­ ровано царством Хань, одним из тех трех, на которые к тому времени распалось могущественное прежде царство Цзинь.

Как легко заметить, при всем внешнем сходстве генеральной кан­ вы событий в судьбах царств Чжэн и Вэй не слишком много обще­ го — связывает их разве что близость (территориальная и политиче­ ская) с доменом и постоянные контакты с ним, в том числе и весьма недружественные. Пожалуй, стоит обратить внимание и на то, что Чжэн и Вэй, будучи царствами сравнительно небольшими, имели ма­

256