Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс ФИНАНСЫ, 2011 г..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
723.46 Кб
Скачать

2.Урегулирование задолженности перед членами Лондонского клуба кредиторов

Советский Союз в конце 80-х годов активно привлекал банковские кредиты, а зарубежные финансовые институты с охотой их предоставляли, ориентируясь прежде всего на сырьевой потенциал страны и исходя из стремления диверсифицировать свои активы. Латиноамериканский долговой кризис, разразившийся в 1982 году, их к этому подталкивал. Если в начале 80-х годов долг СССР перед такими кредиторами отсутствовал как таковой, то уже в начале 1991 года его величина составляла почти 28.0 млрд. долл. Банки-кредиторы были настолько уверены в платежеспособности суверенного заемщика, что стали предоставлять Советскому Союзу синдицированные кредиты без государственных гарантий. Задолженность по этим ссудам и стала объектом урегулирования в рамках соглашений с Лондонским клубом кредиторов.

Что такое "Лондонский клуб кредиторов"?

Если у государства-должника возникают проблемы с обслуживанием и погашением долга перед коммерческими банками, то последние формируют для их урегулирования координационный орган, призванный обеспечить коллективную защиту их финансовых интересов. Данный координационный орган носит название - Банковский консультативный комитет (БКК). Именно в отношении к БКК и применительно к нему и употребляется термин "Лондонский клуб кредиторов". Финансирование банками своих операций осуществляется, главным образом, за счет ресурсов наднационального по своему характеру еврорынка, существующего, преимущественно, как депозиты, размещенные в банках лондонского Сити.

Такого рода орган был сформирован и для урегулирования долга России. Его основная задача состояла в том, чтобы обеспечить подготовку предложений о порядке и условиях возврата Россией кредитов, полученных Советским Союзом у этих банков. В БКК для России вошло 13 банков - крупнейших кредиторов бывшего СССР. Его сопредседателями были избраны два представителя "Дойче банка", как самого крупного кредитора бывшего СССР.

Существовало одно обстоятельство, которое необходимо было учитывать обеим сторонам переговорного процесса. С точки зрения кредитной документации, заемщиком денег выступало не государство бывший СССР, а Внешэкономбанк - юридическое лицо исчезнувшего государства. Теоретически ВЭБ мог был объявлен банкротом, однако кредиторы справедливо полагали, что данный шаг вряд ли приблизит их к решению главной проблемы. Россия, в свою очередь, не форсировала принятие решений по переводу на себя как суверена задолженности по кредитам, привлеченным ВЭБом по поручениям правительства. В 1996 году была выбрана схема реструктуризации долга перед Лондонским клубом, предполагавшая сохранение юридической ответственности ВЭБа, в качестве должника перед коммерческими банками. Членам Лондонского клуба не нравилось выбранное решение, но альтернативы не было и пришлось соглашаться.

Стороны установили, что задолженность по основному долгу будет обменена на векселя PRINs(от Principal Notes), а задолженность по начисленным, накопленным, но неоплаченным, а потому просроченным процентам на векселя IANs(от Interest Arrears Notes). Каждый доллар долга по каждой категории задолженности обменивался на 1 вексель номиналом в 1 доллар. Каждый вексель при этом имел процентный купон в размере LIBOR + 13/14 годовых. В документацию по обмену была включена оговорка о так называемой "критической массе". Это означало, что договоренности с Лондонским клубом вступали в силу, если к ним присоединялись банки-кредиторы, владеющие 75% суммы долговых требований к России. К тому же Россия дала согласие выпустить гарантию правительства о поддержке ВЭБа в его выплатах по PRINs и IANs. данное обязательство стало частью документации по выпуску этих бумаг, но так и не трансформировалось в прямое обязательство Российской Федерации.

Достаточно быстро образовался вторичный рынок векселей PRINs и IANs. В августе 1998 года Россия объявила мораторий на погашение и обслуживание ГКО-ОФЗ, а также на обслуживание ранее реструктурированных долговых обязательств Советского Союза, хотя большая их часть уже была переоформлена в суверенную задолженность России. По этой причине PRINs и IANs, как финансовый актив , настолько упали в цене (до 15-20% от номинала), что перестали устраивать кредиторов. К тому же эти векселя не получили кредитных рейтингов.

В 1999 году было решено обменять PRINs и IANs на суверенные еврооблигации (бонды) Российской Федерации. Данный проект был успешно реализован в 2000-2001 гг. Пообещав инвесторам предоставить взамен PRINs и IANs более качественный финансовый инструмент, Россия поставила вопрос о списании части долга, оформленного этими векселями. Такая договоренность в итоге и была достигнута. В результате задолженность, ранее существовавшая как долговые обязательства по банковским кредитам, уменьшилась на 10 млрд. долл., то есть на треть. Уже через несколько недель новые финансовые инструменты - облигации "Russia 10" и "Russia 30" - торговались на вторичном рынке по ценам близким или превышающим номинал.