Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
народная художественная культура.doc
Скачиваний:
374
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
2.17 Mб
Скачать

Раздел III

Формы деятельности в народной культуре 181

Эти идеи, изложенные в самых общих чертах В.И.Лениным, реализовывались не практике в течение нескольких десятилетий'. Оценка художественного творчеспш | советский период требует взвешенности и объективности: нередко восторженней восприятие массового художественного творчества приводило к неверной и одной о ронней трактовке происходящего в нем.

Сложное соподчинение народного творчества с общеполитиче скими и социальными факторами, его нередко искусственная включенность в политические структуры общества, с одной сто роны, и активное проведение со стороны государства, партийны * и общественных организаций по отношению к традиционному творчеству целенаправленной линии на подавление — с другой, вынуждают признать наличие искусственно созданных неблаго­приятных условий для его развития в России уже в 20-30-е годы Особенно это касается обрядовых и фольклорных форм творчест ва.

Народное художественное творчество предстает в большинстне работ 60-80-х годов, не говоря уже о работах 30-50-х, как одно­родное, не диалектичное явление, в котором не было серьезных противоречий, сложных изломов, недостатков в организации. Весь его путь представлен как постоянный рост рядов, обогащение жанрового состава, повышение мастерства участников2. Сущест­вование же определенных недостатков связывалось с узкими, за частую технологическими и методическими проблемами, низкой квалификацией руководителей, отсутствием репертуара. Но эти факторы имеют вторичный характер. Первопричиной всех бед являлось игнорирование основополагающих принципов развития народного творчества, его демократической природы, навязывание не свойственных ему политических и идеологических функций, что влекло за собой серьезные проблемы в его развитии, падение его престижа, забвение многих жанров и размывание вековых пластов художественных традиций. Осознание этих потерь ныне сопровождается попытками восстановить естественные механизмы социального функционирования народного творчества. Возвраща-

1 См.: Пинегина Л. А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917-1932. М, 1984. С. 3-4; Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Кн. 1-2. М., 1995.

См.: Алексеева Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. М., 1973; Про­кофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма. Ки­ев, 1978; Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунисти­ческого воспитания. Воронеж, 1981; Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства//Труды НИИ культуры. Т. 88. М., 1980; а также многочис­ленные сборники научных трудов по вопросам самодеятельного творчества НИИ культуры ЛГИК им. Н.К.Крупской, МГИК, других вузов, относящиеся к 1970- 1ЭЩ гг.

ется в обиход традиционное прикладное искусство, формируются ( груктуры его поддержки и возрождения. Все больший упор дела­ется на фольклорные формы творчества, на возрождение фольк-морной среды. Народное творчество преобразуется с учетом новых тциально-исторических реалий, становится фактом нового бытия чинности; это открывает принципиально новые предпосылки для привлечения личности в творческую деятельность.

Народное художественное творчество сейчас переоценивается с гонки зрения его социального статуса, роли и места в националь­но-культурном возрождении. Изменение эстетической доктрины Российского государства, переход от единой, социалистической по содержанию и национальной по форме культуры к культурно-национальному многообразию и плюрализму ставит вопрос о воз­рождении наиболее традиционных, устойчивых, существенных сторон и свойств народного творчества.

Многие концептуальные положения, разрабатывавшиеся и вне­дрявшиеся долгое время в практику, оказались малопродуктивны­ми. Современное народное творчество восстанавливает генетиче­скую связь как с дореволюционным, так и послереволюционным крестьянским и городским фольклором, во многих позициях утра­ченную.

Этносу возвращается его историческая функция носителя твор­ческого потенциала, создателя, реального и единственного защит­ника и хранителя национальных духовных ценностей. Отсюда -переосмысление значения художественного творчества в обеспе­чении жизнедеятельности личности. Происходят глобальные из­менения в системе отношений "человек — творчество", "человек — искусство", которая становится все более открытой, менее регла­ментируемой и жестко контролируемой государством. Творчество становится личностной категорией, относящейся к числу осново­полагающих характеристик жизни этноса.

Формы народного творчества, фольклора напрямую связывают­ся с их важной ролью в возрождении духовного облика России, с возвращением традиционной культуры в число национальных ценностей.

Фольклор в контексте народной культуры 183

ЛЕКЦИЯ 1

ОЛЬКЛОР В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

у Фольклор — традиционная для этноса бытовая художественно утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философско эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате много вековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном устной форме и в бесконечной множественности индивидуально личностных вариантов произведений.

Фольклор — сложный комплекс духовных и материальных, ху

~Щ5жественно- эстетических и нехудожественных явлений, текстов, изделий, бытующих по преимуществу в народной среде, и отобра­жающих менталитет этой среды.

Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю куль­туры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, круп­нейшие события в жизни народа и государства, с другой — опре­деленные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых за­нятий. Одновременно фольклор — это самостоятельная форма ду­ховной практики, развивающаяся по своим законам и распола­гающая своими возможностями и средствами влияния на исто­рию, человека, его мысли и действия. Каждая социальная группа в процессе становления и развития вырабатывает свою своеобраз­ную фольклорную культуру. Сложное социальное бытование фольклора, включение в него разноплановых явлений, несущих приметы искусства, быта, предметов социально-практической или духовной сферы, вызывают споры о том, что такое фольклор, ка­кие явления к нему относятся, а какие — к другим видам творче­ства. Фольклор, вышедший из недр язычества и прошедший более чем тысячелетний путь развития в христианскую эпоху, со второй половины XIX в. стал быстро менять свое место в культуре: из явления всеобщего, универсального стал превращаться в одну из ее художественных парадигм.

Вопрос об определении фольклора и его составляющих за пол­тора столетия развития отечественной и зарубежной фольклори­стики оказался весьма запутанным и разноречивым. Б.Н.Путилов, обобщая множество определений фольклора, сводит их в пять групп, весьма отличающихся друг от друга. В первую группу он включает определения, трактующие фольклор как всю совокуп­ность, все многообразие традиционной культуры, во вторую — оп­ределения фольклора как всего комплекса традиционной духовной культуры, в третью — фольклор как комплекс явлений духовной

культуры, относящихся к искусству, в четвертую — фольклор как сфера словесного искусства, в пятую группу включает явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии1.

Очевидно, что каждая группа определений весьма существенно отличается от другой прежде всего полем и объемом явлений, тек­стов, изделий, включаемых в понятие "фольклор". При этом по-разному рассматриваются его связи с другими слоями и явления­ми народной культуры: традиционно-изобразительным искусст­вом, фольклоризмом, бытовым любительским творчеством, худо­жественной самодеятельностью. В одном случае они относятся к смешанным формам творчества, в другом — взаимодействуют в рамках разных культурных систем или подсистем; в третьем — их взаимодействие опосредовано рядом условий.

Чтобы понять, каково современное поле и границы функцио­нирования фольклора, очевидно, необходимо хотя бы в общем виде представить общую эволюцию фольклора с древнейших вре­мен до наших дней.

О5; наличии первобытных форм фольклора у наших дальних предков свидетельствуют многие данные. Уже в период образова­ния восточных славянских племен распространенными были своеобразные игрища и обряды, которые сопровождались хорово­дами, пением, игрой на простейших музыкальных инструментах, /танцами, играми, комплексом обрядовых действий. Найденные (сегодня историками и этнографами изделия бытового, трудового I назначения, простейшие художественные инструменты дают осно­вания говорить о достаточно развитых формах фольклорной (в ' нынешнем понимании) практики человека на территории дохри­стианской и раннехристианской Руси. Вероятно, это можно обо­значить как формы прафольклора или раннетрадиционного фольк­лора, которые явились предтечей более поздних форм архаиче­ского фольклора. В одном из первых документов Древней Руси — \ "Повести временных лет" говорится, что "устраивались игрища \между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие ^бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними"2. ^-Документ этот отражает свое время — время раннего христиан­ства — и несет на себе его приметы. В частности, в нем дается оценка фольклору как бесовскому занятию, несущему на себе языческое влияние. Важно отметить и другое: развитость, соци­альную организацию и практический смысл подобных игрищ, ко-

1 См.: Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С. 23-24.

2 Повесть временных лет/Под ред. В.П.Андриановой-Перетц. М.;Л., 1950. С. 21.

184