Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО СЭПС.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
738.82 Кб
Скачать

А. Государственный суверенитет

В XVI в. общество столкнулось с проблемой произвола множества феодалов и церковников, по своей прихоти развязывавших междоусобные войны и лишавших многих людей жизни и иных прав. Для устранения этого произвола необходимо было решить задачу наделения абсолютной властью короля и тем самым лишения власти тысяч сеньоров. С этой целью Ж.Боден выдвинул концепцию государственного суверенитета. Как и Аристотель, он определял государство как совокупность семей, выделяя, однако, важное отличие государства от семьи – суверенность власти. Выдвигая идею этатизма, верховенства государя, Боден поставил государство над иными формами объединений. Для этого он связал понятия «государство» и «суверенитет», считая последний важнейшим признаком первого и отрицая претензии сеньоров на какой-либо суверенитет. Суверенитет государства – это единая и неделимая, постоянная и абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными. Тем самым Боден выделял такие принципы суверенитета, как абсолютность и надзаконность, постоянство, единство и неделимость.

Абсолютность и надзаконность власти означают, что она не ограничена никем, никакими условиями и законами, ибо монарх сам вводит и отменяет законы. Однако, по Бодену, надзаконность не означает беззакония, т.к. государство и отличается как от семьи, так и от шайки воров наличием права. Законы есть, нет только закона, ограничивающего монарха. Суверенитет беспределен лишь в сфере власти государства (издание законов без чьего-либо согласия, суд без права обжалования), но имеет религиозные и моральные границы (в сферах Божественного и естественного права, существовавших до государства). Власть замирает перед неприкосновенностью семьи, личности и ее собственности.

Постоянство власти подразумевает, что она не установлена на определенный срок, а существует по собственному праву и потому навечно. Исключением является захват власти тираном, попирающим естественные и Божественные законы: Боден оправдывает свержение и убийство тирана.

Единство и неделимость власти выражаются в ее концентрации в одном органе. Не должно быть смешанной формы государства, разделения верховной власти между монархом и аристократией, хотя в управлении (власти правительства) возможно разделение функций. Воплощает единство власти фигура беспристрастного монарха, примиряющего различные интересы. Но единство власти не теряется и при республике, если ее власти действуют как единое целое.

Б. Суверенитет права

Реализация концепции Бодена на практике не решила проблему произвола в целом, поскольку лишь заменила произвол множества феодалов на абсолютизм одного правителя: Людовики могли обоснованно утверждать «Государство – это я», «После меня хоть потоп». Встала задача ограничения власти самого правителя. С этой целью в XVII в. была выдвинута концепция суверенитета права, чтобы лимитировать произвол властей правом, чтобы правители сами подпадали под действие закона. Эта задача наиболее сложна, т.к. право создается самой властью, что рождает стремление к самодержавию. Власть сама должна ограничить свои права законами. Идеи власти закона, равного для всех граждан, выдвигали еще Солон в Древней Греции и римское право, однако цельная концепция суверенитета права, верховенства закона над властью создана в трудах Дж.Локка, И.Канта, В.Гумбольта, Конституциях Франции и США. Ныне она общепризнанна. Так, когда оппозиция заподозрила А.Лукашенко в узурпаторских намерениях из-за того, что в Конституцию Беларуси было вписано верховенство права «вместо верховенства закона», президент республики обоснованно сослался на юристов, указавших, что первое шире второго.

И это верно. Дело в том, что исходная концепция суверенитета права Локка подразумевает превосходство права над властью и включает ряд принципов: верховенство закона, его единство, постоянство и правовая ориентация. При этом имеется в виду верховенство закона над импровизированными указами и самими правителями, а законодательной власти – над исполнительной. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Там, где нет законов, там нет и свободы. Свобода в рамках закона – это право не зависеть от непостоянной самовластной воли. Под единством закона Локк понимал равенство всех перед законом. Закон должен быть стабильным, долговременным, постоянным, провозглашенным народом и известным ему, а не тайным и ежегодно переписываемым. По своей ориентации закон – это акт, ориентированный лишь на защиту, а не ограничение естественных прав, стоящих выше закона. Эта концепция Локка предвосхищала идею правового государства.