Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мед псих скан.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
2.2 Mб
Скачать

10.4. Отклоняющееся поведение личности

Отклоняющееся поведение человека — это поведе­ние, не соответствующее нормам, принятым обще­ством, членом которого он является.

Норма — это явление группового сознания в виде раз­деляемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которым эти нормы взаимодейству­ют и, отражая, формируют поведение.

Различают нормы биологические, относящиеся к орга­низму человека, и социальные, относящиеся к его пове­дению в группе людей.

Нарушение социальных норм личностью влечет осуж­дение или даже наказание ее группой. Среди многих со­циальных норм (профессиональных, трудовых, эстетичес­ких, религиозных и т. д.) для отклоняющегося поведе­ния особое значение имеют нравственные и правовые нор­мы. В силу этого понятие отклоняющегося поведения не­редко связывают только с поведением, нарушающим эти нормы. Однако понятие это значительно более широкое, и именно в этом широком и разностороннем плане суще­ственно для теории личности. С позиции принципа един­ства сознания, личности и деятельности это широкое по­нимание отклоняющегося поведения.

Поведение личностей, реализующее нарушение ими нравственных и правовых норм, наиболее чутко оцени­вается группами, в которые входят эти личности. И это не случайно, так как определяется самой сущностью отклоняющегося поведения и сущностью нравственных и правовых норм.

Нравственные нормы — это род социальных норм, ранее устанавливаемых обычаями и этикой, в том чис­ле профессиональной, скажем — медицинской.

Под отклоняющимся поведением иногда понимают только один из его типов: социально отклоняющееся и в своей наиболее выраженной форме — делинквентное по­ведение.

Однако не только оно, но и другие виды отклоняюще­гося поведения (вызванные болезнями, адаптацией и де-задаптацией, наличием гиперспособностей и др.) дают ма­териал для более глубокого понимания взаимодействия сознания, личности и деятельности. Отклонения поведе­ния могут иметь причиной как социальные, так и биоло­гические отклонения. Первые из них в наших условиях всегда являются следствием дефектов воспитания. Вто­рые могут вызываться как внешними условиями, так и болезнями.

Отклоняющееся поведение больной личности

Поведение больной личности всегда в той или иной мере отличается от поведения, считающегося нормальным. Наверное, не случайно на языке медицинских понятий «норма» и «здоровье» являются синонимами.

Следует отметить, что личности бывают самые раз­ные. В том числе не только здоровые, но и больные. «Бо­лезнь» и «здоровье» — основные категории медицины. Общее учение о болезнях в медицине называется общей патологией Соответственно наряду с нормальной анато­мией выделяют патоапатомию, с "физиологией — пато­физиологию, с психологией — патопсихолгию и т. д.

Можно сказать, что термины термины «больная лич­ность» и «патологическая личность», или как еще гово­рят — «патопсихологическая личность», —синонимы, говорящие, что такой личности свойственны психопато­логические явления, изучаемые патопсихологией как отраслью медицинской психологии. Но она вместе с тем и отрасль психиатрии как медицинской науки, включа­ющей, кроме того, и учения о систематике, этиопатоге-незе, диагностике, лечении и профилактике психичес­ких заболеваний. По К. К. Платонову если эти учения для психиатрии заданы, то теорией личности они также должны учитываться, но уже не как заданные, а как дан­ные ей психиатрией.

По К. К. Платонову психологическая структура от­клоняющегося поведения различной этиологии может быть похожей. Это положение сформулировано так: ди­агностическое значение любого отклоняющегося поведения может быть правильно оценено только при сопостав­лении его этиопатогенеза с его структурой.

В психологическую структуру отклоняющегося пове­дения могут входить все психологические явления, охва­тывающие все уровни личности — от биопсихического, психических процессов, до направленности. Скажем, не­выраженные черты темперамента могут как заостряться, так и меняться на противоположные, пороги ощущений могут как понижаться, так и повышаться, адекватное вос­приятие может заменяться галлюцинациями и иллюзия­ми, а сами иллюзии как искаженное отражение проявля­ются не только как иллюзии восприятии, но и как иллю­зии памяти, мышления, эмоций. Нарушение (отклонение) мышления может проявляться от иллюзорных суждений, сверхценных и навязчивых идей до бреда.

Наличие того или иного из отклонений поведения дол­жно учитываться как возможный симптом заболевания, как отклонение от биологической нормы, но утвержде­ние о наличии определенного заболевания должно опи­раться не на отдельные симптомы, а на их синдром, этиопатогенез и течение.

С 70-х гг. прошлого века, когда получил распростра­нение термин «акцентуированные личности», после вы­хода в свет книги К. Леонгарда, внимание к отклоняю­щемуся поведению личности стало повышаться не толь­ко в медицине, педагогике, но и в целом в учении о лич­ности. К. Леонгардт акцентуированными личностями на­зывал различные, еще не ставшие патологией особеннос­ти характера (скрытые акцентуированные личности), или как теперь принято называть «акцентуации характера», которые являются предрасположенностью к неврозам и психопатиям.

Леонгард предлагал сложную классификацию «акцен­туаций характера», которая перекликается с учением о психопатиях П. Б. Ганнушкина и работами Л. Е. Личко.

В связи с проблематикой отклоняющегося поведения больной личности необходимо отметить, что следует уде­лять большее внимание проблеме реабилитации больной личности.

Реабилитация личности — это восстановление лич­ностью потерянных вследствие заболевания способнос­тей или компенсация их на основе пластичности.

Это определение предусматривает две формы: как уров­ня реабилитации за счет полного восстановления временно сниженных или даже потерянных способностей и за счет их психологической компенсации как проявления пла­стичности личности. Это имеет два значения. Первое — возмещение недостаточно развитых или сниженных по каким-либо причинам свойств личности другими, обеспе­чивающими нужные способности к определенной деятель­ности, как проявление пластичности личности. Второе

— возмещение телесных или физиологических недостат­ков свойствами личности, обеспечивающими качество оп­ределенной деятельности.

Пластичность личности — это свойство личности под влиянием взаимодействия внешних условий с ее направленностью соответственно изменяться, приспо­сабливаясь к требованию и возможностям этих условий.

Проблема реабилитации личности — это основная про­блема диалектического понимания и осуществления пси­хологической трудовой экспертизы и трудоустройства ин­валидов. Более того, можяо утверждать, что с позиции именно этой проблемы предстоит еще очень много сде­лать в синтетической науке геронтологии как науке о старости и в теории и практике участия пенсионеров в коллективном труде.

Необходимо различать понятия больная личность и личность больного, поскольку последняя может быть не только больной, но и здоровой, даже у тяжело больного человека.

Учет же многовекового опыта медицинской диагнос­тики полезен и при изучении здоровой личности, в час­тности при психодиагностике ее способностей.

Дезадаптивное поведение.

Поведение присуще только живым существам, а жизнъ — это пластичное приспособление внутренних измене­ний к изменениям внешним, которое принято называть термином адаптация.

Различают три вида адаптации и дезадаптации, свя­занных между собой: физиологическую, психологичес­кую и социально-психологическую.

Физиологическая адаптация это свойство организ­ма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды. Примером, поясняющим это явление, может служить адаптация гла­за, скажем, через час пребывания в темноте, световая чувствительность глаза может стать в 200 000 раз боль­ше первоначальной, а после засвета глаза несколько се­кунд человек ничего не видит. Эта и любая другая физи­ологическая дезадаптация проявляются в более или ме­нее резко выраженной психологической дезадаптации и отклоняющемся поведении.

Психологическая адаптация. Психологическую адап­тацию отчетливо можно увидеть в случае проявления пси­хологической дезадаптации. Примером этого могут быть явления напряженности, или стресса, — состояния, про­являющиеся как отклоняющееся поведение и как синд­ром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отклонений, вызванных новизной или слож­ностью условий деятельности. Как писал И. П. Павлов «Дело тут не столько в силе воздействующих раздражи­телей, сколько в новизне их. Это видно и в наших лабораторных опытах, главная реакция пассивно оборо­нительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну. Раздражение может быть слабым, но оно должно быть новым».

Необходимо отметить, что, во-первых, проблема напряженности и адаптации к вызывающим ее факторам существенна для психодиагностики, а во-вторых, она из­учена в условиях обучения полетам лучше, чем в других видах деятельности, и полученные данные могут быть использованы в любых других условиях.

Социально-психологическая адаптация это адапта­ция личности к общению с новым коллективом Легкость и эффективность, полнота этого вида адаптации, зависят от особенностей коллектива. Однако, как показали ис­следования Г. С. Васильева, в не меньшей, а иногда и в большей степени они зависят от коммуникативных спо­собностей личности как совокупности свойств личнос­ти, обеспечивающей эффективность ее общения с други­ми личностями и психологическую совместимость в со­вместной деятельности.

Г. С. Васильев в структуре коммуникативных спо­собностей выделяет три основные подструктуры и одну на них основную для всех трех, элементами которой яв­ляются коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требователь­ность к себе, опыт общественной деятельности, стеничность эмоций, активность, самообладание, сообразительность, организованность.

Первая основная подструктура — это гностическая способность как способность человека понимать других людей. Ее элементы — стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность.

Вторая подструктура — это экспрессивная способность как способность к самовыражению своей личности. Ее элементы — стремление быть понятым другими, правди­вость, культура речи, доверие к партнерам.

Третья подструктура — это интеракционная способ­ность как способность адекватно влиять на партнеров общения. Ее элементы — требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.

Надо отметить, что плохое развитие коммуникатив­ных способностей, хотя бы у части членов коллектива, а также наличие у них психологической несовместимости — это предпосылка конфликтов.

Конфликт — это вид общения, проявляющегося в виде отклоняющегося поведения его участников, в ос­нове которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в раз­личной мере осознанные противоречия в целях общаю­щихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных реакций и состояний.

Наличие или отсутствие конфликтов — основной фак­тор, определяющий качество психологического климата коллектива.

Говоря о свойствах личности, затрудняющих адапта­цию или определяющих дезадаптацию и тем приводя­щих к отклоняющемуся поведению, необходимо отметить, что развитие отечественной авиационной и космической психологии определило внимание к условиям деятельно­сти, получившим название экстремальных, т. е. вы­зывающих в силу своей необычности для человека реак­ции и организма и личности, находящиеся на грани пато­логических нарушений.

К данному времени хорошо изучено влияние таких экстремальных условий как гипоксия, пониженное и по­вышенное давление воздуха, ускорение, невесомость, по­вышенная и пониженная температура, сенсорный голод.

Все эти условия деятельности человека являются фак­торами различных форм его отклоняющегося поведения, имеющих общее, определяемое различными степенями помрачения сознания, особенное, определяемое специ­фикой и степенью выраженности каждого фактора; еди­ничное, определяемое особенностями организма и лично­сти каждого индивида.

Исследования адаптации к экстремальным условиям заострило внимание к явлению реадаптации, как вто­ричной адаптации к исходному состоянию. Например, у космонавтов есть индивидуально-различный период адап­тации к невесомости и столь же, а иногда и более различ­ный период реадаптации после возвращения на Землю. Еще более сложна реадаптация водолаза после подъема с глубины, требующая постепенности, нарушение которой трагично. Это примеры физиологической реадаптации к экстремальным условиям

Однако реадаптация может быть и психологичес­кая, и социально-психологическая, притом сугубо ин­дивидуальная. Примером первой являются различные темпы включения в привычную деятельность, скажем, утром, после сна, после отпуска. Примером второй, иногда называемой ресоциализацией, является вклю­чение в трудовой коллектив больного после его реаби­литации или вышедшего па свободу по исполнении сро­ка заключения.

В качестве примера влияния на адаптацию и реадаптацию личности являются гипнотренировки в условиях внушенной невесомости, осуществленные и описанные Л. П. Гримаком.

Следует отметить, что трудность, замедленность и не­полнота адаптации личности (а иногда и организма) к измененным, и тем более к экстремальным, условиям про­являются у человека в форме дезадаптированного откло­няющегося поведения. А стойкая адаптация к длитель­ным экстремальным или даже только к резко отличным от обычных условиям жизни и деятельности требует при возвращении к ним соответствующей реадаптации.

В условиях дезадаптированного поведения отчетливо проявляются психосоматические взаимодействия, скры­тые в норме.