Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мед псих скан.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
2.2 Mб
Скачать

1.3. Развитие психологии в россии

В 1866 г. И. М. Сеченов опубликовал свой труд «Реф­лексы головного мозга», создав свою теорию рефлектор­ной деятельности мозга. И. М. Сеченов придавал особое значение медицинской психологии.

И. П. Павлов, развивая положения И. М. Сеченова, разработал методику, пользуясь которой, стало возмож­но проникать в сущность рефлекторной функции голов­ного мозга и подвергать «тщательному анализу основные законы, управляющие всей громадно сложной работой высшего отдела центральной нервной системы». Труда­ми этих представителей русской физиологической шко­лы был заложен естественнонаучный фундамент психо­логии, который был ей необходим и без которого долгие годы не могли перейти от изучения внешнего проявления психики к познанию ее сущности.

Первая экспериментально-психологическая лаборато­рия в России была открыта В. М. Бехтеревым при меди­цинском факультете Казанского университета в 1885 г. Там, а в дальнейшем в подобной лаборатории, созданной им в Военно-медицинской академии, под его руководством было подготовлено более 20 клинико-психологических докторских диссертаций.

В 1896 г. такая же лаборатория была организована С. С. Корсаковым в московской психиатрической клинике.

Специальный курс психологии для студентов-меди­ков С. С. Корсаков еще за год до открытия лабораториипоручил читать своему ассистенту А. А. Токарскому, в дальнейшем заведующему лабораторией. Подобные лабо­ратории открылись в Одессе, Киеве и Дерпте (Тарту), где экспериментальные работы по исследованию психически больных проводил В. Ф. Чиж. Надо отметить, что во всех случаях психологические кабинеты организовывались на частные пожертвования.

В 1904 г. на заседании Российского общества невро­патологов и психиатров была избрана специальная комис­сия для рассмотрения и систематизации новейших кли­нико-психологических методов. В 1908 г. А. Н. Берништейн опубликовал первое в России руководство «Клини­ческие приемы психологического исследования душевно­больных», а в 1911 г. вышел в свет «Атлас психологиче­ского исследования личности» Ф. Г. Рыбакова.

Лабораторная аппаратура для исследования психичес­ких функций на первых порах была весьма сложной, гро­моздкой и дорогой. В связи с этим врачи, психологи, фи­зиологи предлагали новые, более простые в употребле­нии приборы, пробы и тесты. Экспериментально-психо­логические исследования велись с позиций метафи­зической функциональной психологии.

Передовые отечественные медики изучали не только самого больного, но и его среду, следуя совету С. П. Бот­кина: «...изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, ле­чить или облегчать...». С. П. Боткин — один из первых клиницистов — выявил взаимосвязь морфологии и фун­кции, единство организма и внешней среды, роль нервной системы в течении физиологических и патологических процессов.

До революции 1917 г. на медицинских факультетах университетов медицинская психология уже читалась в ряде психиатрических клиник.

А в 1918 г. был организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сфе­ры, названный впоследствии Методико-педологическим институтом. Появилась новая профессия — клинический психолог.

Советская (российская) медицинская психология раз­вивалась главным образом в плане клинико-описательных и экспериментально-психологических исследований. Развитию медицинской психологии в значительной сте­пени способствовали успехи обшей психологии, в част­ности работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.

В конце 20-х — начале 30-х гг. прошлого столетия вся отечественная психология пересматривала свои по­зиции. Отражение окружающего мира — не пассивный процесс, воздействие объектов реальности связано с ак­тивной деятельностью человека. Характер деятельности, ее направленность, содержание в значительной степени определяют процесс отражения. Это воздействие, резуль­татом которого является психика, всегда опосредуется организмом, его нервной системой. В основе взаимодейст­вия среды и организма лежат механизмы безусловных и условных рефлексов. Воспринятое преломляется в соот­ветствии с особенностями личности человека. Происхо­дит субъективная переработка отраженного объективно­го мира.

Теперь уже речь шла не о том, чтобы устанавливать свойства либо самого организма, либо окружающей его физической и социальной среды, но об изучении процес­са, составными частями которого они являются. Взаимо­действие организма и среды подразумевает ответные ре­акции, и они не могут быть предугаданными, если иссле­дователь станет исходить из изучения лишь одного ком­понента. Связь между материей и сознанием была под­тверждена экспериментально.

Советские клиницисты, следуя традиции ученых и врачей Российской империи, талантливо описывавших психологию больного, и принципам нервизма, позволя­ющим раскрыть внутреннюю сущность болезни, продол­жали успешно разрабатывать вопросы медицинской пси­хологии и деонтологии. Это проявилось в изучении об­щей психопатологии (В. А. Гиляровский, Р. Я. Голант, Е. А. Попов, А. А. Меграбян и др.), психогенеза заболе­ваний, изменений личности при неврозах, вопросов психотерапии и психопрофилактики (Е. К. Краснушкин, М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, К. И. Платонов

и др.).

Много практически, ценных данных получено отече­ственными учеными при исследовании психофизиологии, психологии и психогигиены труда, изучении особенно­стей снижения трудоспособности при соматических и не­рвно-психических заболеваниях, в вопросах трудоуст­ройства и реадаптации.

В 30-х и 40-х гг. XX в. вышел в свет ряд ценных работ по экспериментально-психологическому исследова­нию мышления и речи (Л. С. Выготский, А. Г. Иванов-Смоленский, М. С. Лебединский и др.), эмоционально-волевой сферы (А. Р. Лурия), влиянию на работоспособ­ность отношения к труду нервно-психически больных (В. Н. Мясищев и др.) и некоторым иным отделам медицин­ской психологии.

В период второй мировой войны и в последующие годы экспериментально-психологические исследования помо­гали более рационально решать вопросы трудоспособнос­ти и трудоустройства лиц, перенесших травмы головного мозга, и способствовали восстановлению пораженных фун­кций.

На съездах Общества психологов в 1959 и в 1963 гг. и на съезде невропатологов и психиатров в 1963 г. был представлен ряд докладов, свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (Б. В. Зейгарник, М. С. Лебединский, А. Р. Лурия и В. Н. Мясищев, К. И. Платонов, Б. М. Теплов, Л. Г. Членов и др.). В частности, были представлены и обсуждены но­вые данные о локализации психических функций и структурном понимании личности.

При исследовании психики одним из важнейших яв­ляется вопрос о локализации функций в мозге. А. Р. Лу­рия определяет функцию психики как результат рефлек­торной деятельности, объединяющей в совместной рабо­те «мозаику» из возбужденных и заторможенных участ­ков нервной системы, которые осуществляют анализ и синтез сигналов, доходящих до организма, вырабатывают систему временных связей и обеспечивают «уравнове­шивание организма со средой».

Головной мозг является органом отражения объек­тивной действительности и взаимоотношения организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в про­цессе деятельности человека и лежит в ее основе.

Психическая функция рассматривается как весьма сложная приспособительная деятельность организма. При обсуждении вопроса о локализации высших психических функций, таких как память, мышление, сознание и др., признается, что «ответственность» за них не может быть возложена на какую-либо группу клеток в коре головно­го мозга.

Каждая функция имеет множественное представитель­ство в коре головного мозга, а не сосредоточена в так называемых корковых центрах. Высшие психические фун­кции как бы размещены по всей коре больших полуша­рий. Можно сказать, что физиологической основой выс­ших психических функций является интегративная дея­тельность нервных клеток вне какого-либо ограниченно­го анатомического субстрата.

Различные отделы мозга, принимающие участие в осу­ществлении психических процессов, обладают спо­собностью взаимозаменяемости.

П. К. Анохин показал, что одни и те же клетки мозга могут принимать участие в осуществлении самых раз­личных функциональных связей.

Важной вехой в развитии отечественной психологии стало единое понимание и развитие взглядов психоло­гов, физиологов, психиатров на сущность сознания. Это было достигнуто на Всесоюзном симпозиуме в 1966 г., посвященном этой проблеме.

Психология, изучая сознание человека, обязана вы­яснить его сущность, законы протекания и роль, кото­рую оно выполняет в различных видах практической де­ятельности людей. Психическое (в том числе и сознатель­ное) отражение деятельности есть функция мозга.

Естественнонаучной основой современной отечествен­ной психологии является физиологическое учение о высшей нервной деятельности отечественных ученых XX века И. М. Сеченова и И. П. Павлова, дополненное и развитое далее исследованиями деятельности мозга.