Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мед псих скан.doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
2.2 Mб
Скачать

8.3.Нарушения мышления и интеллекта

Нарушение мышления — нарушение интеллектуаль­ной деятельности, возникающее при различных психи­ческих заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.

Как правило, принято выделять следующие виды па­тологии мышления: нарушение операциональной сторо­ны мышления, нарушение динамики мышления, нару­шение мотивационного компонента мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Снижение уровня обобщения. Оно выражается в том, что в суждениях человека доминирруют непосредствен­ные представления о предметах и явлениях, устанавли­ваются сугубо конкретные связи между предметами;

Искажение процесса обобщения. Это нарушение яв­ляется антиподом процесса снижения обобщения. Ска­жем, больные шизофренией отражают в своих обобщени­ях лишь случайную сторону явлений, предметное содер­жание которых ими не учитывается и искажается. Ска­жем, больные могут объединить такие разные предметы, как нож, вилку, стол, лопату по принципу твердости в одну группу. В суждениях больных шизофренией доми­нируют связи, неадекватные конкретным жизненным от­ношениям. Например сравнение «телега» и «сани» опре­деляется как «видоизменение видимости».

Одну из важнейших черт мышления представляет со­бой понимание. В понимании, как и в других мысли­тельных процессах, используются ассоциации. Когда че­ловек сталкивается с новым для него предметом или яв­лением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фра­зы имеют не один смысл, не одно значение.

Больные часто объединяют в группы разнородные по­нятия, скажем книгу и кресло, потому что книгу удобно читать в кресле/и т. д. У других больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами — услов­ными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их вос­питания, образования, умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими пораже­ниями центральной нервной системы и шизофренией ча­сто недоступен иносказательный смысл пословиц, мета­фор. Это является следствием нарушения мышления.

Близки к нарушению оперирования условными знака­ми нарушения в понимании юмора. Неумный или мало­развитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать юмор, особенно шутки, бывает особенно выражена. В основе нарушения понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.

При больших поражениях в области лобных долей мозга, отмечается патологическая склонность к «шутли­вости», однако «шутки» этих больных бывают плоски­ми, неуместными. Больной тяжелым соматическим забо­леванием часто бывает неспособен понять и оценить шут­ку, высказанную медицинским работником с целью обо­дрения или успокоения.

Нарушение динамики мыслительной деятельности:

Нарушение динамики мыслительной деятельнос­ти может выражаться в лабильности мышления — че­редовании адекватных и неадекватных решений. Проти­воположное этому нарушение называется инертностью мышления, оно заключается в затрудненности переклю­чения с одного способа работы на другой.

Лабильность мышления выражается в чередовании обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний, под­мене логических связей случайными сочетаниями; обра­зованием одноименных групп. У больных возникает по­вышенная откликаемость на любой раздражитель, не на­правленный на них, а любая фраза может вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельно­сти.

Инертность мышления противоположна по смыслу лабильности мышления, изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Характерны сниже­ние операций обобщения и отвлечения, запаздывающие ответы. Нарушение выражается в неправильном подборе синонимов: «обман — вера»,-«голоса — ложь». Следовый раздражитель приобретает большее сигнальное зна­чение, чем актуальный.

Нарушение мотивационного (личностного) компонен­та мышления.

Обнаруживается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов. Например, ложка объе­диняется с машиной «по принципу движения», кастрю­ля — со шкафом («у обоих есть отверстия»). Наиболее отчетливо это нарушение проявляется в разноплановос­ти мышления и резонерстве.

Разноплановость мышления — протекание сужде­ния в разных руслах. Мышление больных течет как бы по различным руслам, происходит «минование сущно­сти». Скажем, И. Ю. Левченко приводит такие приме­ры: больные могут объединять в группу машину, само­лет, кровать, корабль, давая объяснение, что это «же­лезные, предметы свидетельствующие о силе челове­ческого ума»; объединив шкаф, стол, этажерку, убор­щицу и лопату в одну группу, больной поясняет, это таким образом: «мебель, это группа выметающих пло­хое из жизни; лопата эмблема труда, а труд несовмес­тим с жульничеством».

Резонерство — бесплодное мудрствование. Оно выра­жается в претенциозно-оценочной позиции больных к склонности большому обобщению по отношению к мел­кому объекту суждений. Характерны многозначитель­ность, неуместный пафос, часто используются инверсии и вводные слова.

Разноплановость и резонерство находят отражение в речи, которая приобретает характер разорванности.

Вообще, патологические нарушения мышления раз­нообразны, например, при патологии мышления наблю­даются отклонения в темпе мышления, это ускоренное и замедленное мышление. Замедленное мышление, кроме снижения темпа, обычно бедно и вязко. Под вязкостью мышления понимают трудность переключения с одной мыслительной задачи на другую.

Нарушение критичности мышления. Нарушение кри­тичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так, при выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанных с бездумным манипулирова­нием предметами, а также с безразличным отношением к собственным ошибкам.

Больные шизофренией в основном безучастны к сво­им ошибкам, а больные эпилепсией остро переживают неправильные ответы и ошибки, но оценить качество от­вета не могут.

Основными характеристиками мышления (ассоциатив­ного процесса) являются: 1) темп, скорость, 2) стройность (грамматическая и логическая), 3) целенаправленность и 4) продуктивность.

В соответствии с этим психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, а так­же разорванность ассоциаций, паралогические компонен­ты, своеобразное нарушение целенаправленности с пре­обладанием погруженности в мир собственных пережи­ваний и использованием специфической символики.

Кроме того, может наблюдаться нарушение про­дуктивности мышления, когда речь бессвязна, пред­ставляет набор логически несвязанных слов и предло­жений.

Патология суждения включает главным образом на­вязчивые, сверхценные и бредовые идеи.

Классификация нарушений мышления:

I. По темпу

1. Ускорение (увеличение числа ассоциаций в едини­цу времени), (мания).

2. Замедление (уменьшение числа ассоциаций в еди­ницу времени) (депрессия).

II. По стройности

1. Разорванность (нет связи между мыслями и пред­ложениями).

2. Бессвязность (нет связи между словами).

3. Инкогеренция (нет связи между слогами).

4. Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).

5. Паралогичное мышление (умозаключения строят­ся вразрез с логикой).

6. Амбитендентность мышления (одновременное воз­никновение взаимоисключающих идей).

7. Перерывы мышления (шперрунги).

III. По целенаправленности

1. Резонерство (бесплодное мудрствование).

2. Обстоятельность («топтание» вокруг несуществен­ных обстоятельств).

3. Персеверация (застревание на одной ассоциации).

4. Аутистическое мышление (одностороннее, захва­тывающее лишь внутренний мир больного).

5. Символизм (выводы строятся на основании случай­ных ассоциаций).

IV. По продуктивности

1. Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).

2. Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).

3. Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).

4. Неологизмы (возникновение необычных, непонят­ных слов).

Патология мышления может проявляться в чрезмер­ном неадекватном символизме, когда больные люди вкла­дывают в обыденные слова и явления, воспринимаемые ими, особый символический смысл.

Вообще, нарушения мышления являются одним из наболее часто встречающихся симтомов при психических заболеваниях. Некоторые из них наиболее типичны для той или другой формы болезни. Нарушение мышления встречается не только при органических поражениях го­ловного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.

При неврозах, а также у здоровых людей при пере­утомлении, встречается бесконтрольное течение мыслей — мантизм. Мантизм объясняется нарушением равнове­сия между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, где в результате переутомления или по иной причине в соответствующих пунктах создаются очаги застойного, инертного возбуждения.

А при ипохондрическом синдроме больной человек в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопро­вождается депрессией, угнетающей волевые процессы. Иногда именно вследствие нарушения мышления боль­ные склонны пессимистически оценивать свое состояние.

Нарушение интеллекта

Основными формами нарушения интеллекта являют­ся: олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие).

Олигофрения бывает различной степени выраженно­сти. По степени тяжести различают дебилъностъ, имбецильностъ, идиотию.

Дебилъностъ.— легкая степень олигофрении. При дебильности сохраняются некоторые способности к обу­чению в специальных школах. У лиц, страдающих дебильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к сче­ту. Способность к обобщению и абстракции снижена. Де­билы безынициативны и способны только к малоквали­фицированному физическому труду.

Имбецильностъ — средняя степень недоразвития ин­теллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они практически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пре­делах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложной рабо­те под постоянным контролем и наблюдением.

Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психи­ка и речь у этих больных практически полностью отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.

Деменция — приобретенное слабоумие. Она разделя­ется на глобарную (тотальное, диффузное) и очаговую (лакунарное).

При тотальном (полном) слабоумии отмечается не толь­ко грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушается память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали.

Глобарная деменция может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно проте­кающей гипертонической болезни с выраженным цереб­ральным синдромом и повторными инсультами, в стар­ческом возрасте.

При частичном слабоумии интеллект нарушается ча­стично, однако мыслительные процессы замедляются, от­мечаются умеренное снижение памяти. Критическое от­ношение больных к своему состоянию сохранено.