Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Копия Субсидиарка. Сводный файл.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
716.86 Кб
Скачать

Пути уменьшения размера ущерба, взыскиваемого за доведение до банкротства

Вопрос из зала:

я хотел сделать акцент. В вашем примере с заправкой, есть же один из способов оценки недвижимости – доходным методом. В этом случае он может в принципе совпадать с тем ущербом.

О.Р.:

да, это тоже вариант. Но опять же, видите в чем хитрость и прелесть 45: он же на самом деле забрал не только недвижимость, он забрал и клиентелу.

Это, конечно, сложный вопрос: закладывали ли в стоимость недвижимости всю стоимость бизнеса, или их можно разделить. Ответ не всегда простой, потому что дальше начинаются темы с переманиванием работником, контрагентов, и т.д. Наверное, это можно выстроить через доказывание того, что в широком смысле слова всё это включается в стоимость недвижимости. Это не везде сработает, где-то окажется, что формально не все активы забрал. Но иногда так тоже можно.

Но, хотя, знаете, тоже не совсем. Ситуация: бизнес закредитован, и так получилось, что риск не оправдан. А ты выводишь актив, тем самым разрушая бизнес. Хотя на рынке этот бизнес столько не стоит, потому что резко изменилась экономика и нельзя сказать, что цена бизнеса равна долговой нагрузке. Но тогда ты и будешь отвечать на ту сумму, сколько справедливо стоил этот бизнес, если бы его не вывел.

С 2009 года законодатель подчеркивает, что ты не отвечаешь за такое невозможное удовлетворение требований кредиторов, которое не результат твоих действий: санкции, эффективные действия конкурентов и т.д.

Или пример этих ответчиков, которые говорили, что не они украли, а КУ активы плохо продавали. Опять же, пусть доказывают это. И тогда суд снизит объём ответственности. Кто довел до банкротства, тот и должен доказывать.

Есть иная тема: ответчик может спорить не только с объёмом актива, но и с объёмом пассива. Два таких дела было: у ВАС и ВС. Оба раза ФНС против Васильева. В деле о банкротстве оспаривают сделку. Контрагент говорит: те, кого вы пришли защищать иском, они не настоящие. Ответчик говорит: основной кредитор – налоговая. Они начислили налог, и предъявили требования. Потом ещё раз доначисляли. А потом ещё. В итоге просто взяли и сложили. Требований же несколько, они их взяли и сложили. А ему говорят: так в реестре уже. Судебный акт есть. В итоге решили, что он может обжаловать акт, потому что не участвовал в рассмотрении. Поэтому он может обжаловать акт об установлении требований.

В субсидиарной ответственности тоже так может быть. Ответчик скажет: может я и украл, но точно не у них. Потому что их требований нет, или они на самом деле намного меньше е. Тут правда тонкий вопрос, который мог бы быть в том деле. В деле Васильева ответчик был сын генерального директора.

Но в субсидиарной ответственности ответчик – всегда лицо, которое, так или иначе, контролировало Общество корпоративно. Тут какая тема: если требование установлено в наблюдении, и корпоративный контроль оставался, то тогда тут аргумент «я не участвовал в процессе» ослабевает, потому что вообще-то участвовал, или мог участвовать.

И напротив, например, в деле Васильева. Я продал компанию, а потом покупатель решил схитрить и получить актив, которого не было, когда он покупал компанию. Ситуация: я продал бизнес и контроль утратил. Через несколько лет возбуждено банкротство, я не имел возможности участвовать в деле, а ко мне приходят с требованием в рамках субсидиарной ответственности. Тут наиболее сильным будет аргумент: я могу по существу посмотреть тех, у кого я якобы украл. То есть я могу спорить и с пассивом: а действительно ли активов так мало было? Может плохо продали или плохо искали?

Но не так просто Ответчику понять, как с активами работали и это понял законодатель. Лицо привлекли к субсидиарной ответственности, оно выплатило. Позже он понял, что переплатил, потому что у Общества были ещё активы. Законодатель теперь прямо устанавливает: выплатившее по субсидиарной ответственности лицо приобретает право требования к конкурсной массе, хотя и субординируется с другими кредиторами. Может требовать розыска активов и так далее. Если он сможет найти другие активы, он может уменьшить размер субсидиарной ответственности по вновь открывшимся обстоятельствам.

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023