Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Egorov_Obyazatelstvennoe_pravo_2016.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
378.88 Кб
Скачать

Лекция 5. Несправедливые договорные условия

Я хотел бы более подробно рассказать про Германский опыт защиты от несправедливых договорных условий. Немцы выстраивают защиту по модели договора присоединения, то что было в России некоторое время назад. Регулируется вопрос параграфом 305 ГГУ, где дается определение общих условий сделок – Договорное условие, сформулированное на неоднократность заключения договоров и используемое одной из сторон при заключении договора. Не имеет значения эти общие условия непосредственно включаются в текст договора или есть общие условия заключения сделок, или какую форму имеет договор. Главное, что эти правила не применяются, если договор заключен путем согласования отдельных условия. Решение в Германии отличается для предпринимателей и потребителей. Для предпринимателей возможности защиты существенно ограничены, им позволяется защищаться если их возможности существенно ограничиваются, например, для потребителей дополнительная защита,

Другой стороне договора дается возможность ознакомиться с общими условия заключения сделки (должно быть отчетливо видно эти условия если они вывешиваются и другой стороне реально дается возможность ознакомится с данными условиями). Для предпринимателей достаточно только ссылки на общие условия сделки.

*Соотношения правил об общих условиях сделки и сделок противных добрым нравам (наша 169)

Ограничитель сделок противных добрым нравом лежит выше несправедливых договорных условий. Добрые нравы выбивают 1-2 условия, когда статья о договоре присоединения выбивает 10 -15. В России в Пленуме о свободе договора сделана ссылка на статью 169, но она не работает, желательно получить специальную норму. Хотелось бы больше защиты для пострадавших от несправедливых условий.

Противоречие добрым нравам 169: должно быть грубое нарушение интересов, существенной силы, зачастую требуется субъективная прочность поведения. Напротив, параграф 307 (договор присоединения) вводит объективные критерии т.е. несоразмерность, которая противоречит принципам доброй совести, в этом нужно разбираться.

Немцы противопоставляют сделки противные добрым нравам, субъективное нарушение и нарушение добросовестности оно может быть объективное. По смыслу защитной цели правила о несправедливых договорных условиях являются специальной нормой по отношению к нормам об основах правопорядка и нравственности. Нарушение добрых нравов может заключаться в том, что я в договоре предусмотрел сверхобеспечение себе и ущемил интересы контрагента, дисбаланс внутри сторон и у немцев дисбаланс восстанавливается через нормы о договоре присоединения.

ППВАС о свободе договора. Слабая сторона договора вправе заявить о недействительности условий по статье 10 ГК или заявить об их ничтожности по статье 169 ГК. Вопрос, что дает 169 статья? Задумано было как то, чтобы дать генеральное основание через статью 169, хотя конечно статья 169 очень мало годится для такого применяя. Судебная практика активно на этот пункт не ссылается. Это правило не заработало.

В ходе реформы обязательственного права нужно было реформировать систему несправедливых договорных условий. Сейчас это не сделано и существует сильный перегиб в пользу сильных, статья 428 должной защиты не дает.

*Соотношения общего правила о добросовестности (параграф 242) и специальных правил о несправедливых договорных условиях.

В России если работает статья 428 то дополнительной ссылки на добросовестность не требуется. Когда писали статью 428 не указали добросовестности, российская судебная практика может либо ссылаться 428 и если не подходит, то под добросовестность. У немцев исчерпывающее регулирование недобросовестности, а у нас общий принцип. Подходит ли недобросовестность под норму 428? Сравнить типичные условия несправедливости договорных условий, которые выработали немцы, и нашу правоприменительную практику.

Если условия признается недействительным, то происходит выход на диспозитивные нормы. И если что-то не нравится, то это моя ответственность за формулировку данных условий. Угроза для лица, применяющего несправедливые договорные условия должна быть в их недействительности.

Общие условия сделок, закон об общих условиях сделок в Германии и практика по ним зашкаливает, в отличии от России. В германии есть заранее сформулированные односторонние заявления сторон. Общие условия сделок распространяются и на односторонние заявления сторон. Как назвать лицо применяющее общие условия сделок? В законе не назвали, сторона разработчик?

В Германии, одностороннее заявление контрагента, которые подпадают под общие условия сформулированная в договоре подпадают под них даже когда они не касаются непосредственно договора, но находятся с ним в какой-то взаимосвязи. Например, правила о выдаче доверенности, согласие о дальнейшей передаче персональных данных, о передаче платежных поручений, согласие на операции, различного рода подтверждения другой стороны.

Подпадают ли под общие условия сделок заявления, которые делает разработчик условия? По букве закона они не подпадают, так как он ограничивает свою, а не чужую волю. Несмотря на это когда разработчик пытается ограничить доверенность и тем самым ухудшая положения клиентов. Немцы в данном случае по аналогии применяют защиту от несправедливых договорных условий.

Конкретные условия, ограничивающие сторону договора 307, 308(серые списки- скорее всего плохие условия), 309(черный список- условия автоматически слетают против потребителей):

Для предпринимателей работает параграф 307(абстрактная норма) – являются недействительным общие условия сделок, если они несоразмерно ущемляют интересы стороны вопреки принципу доброй совести, несоразмерное ущемление может вытекать из того что правила сформулированы неясно или непонятно. Несоразмерное ущемление интересов предполагается если оспариваемое положение противоречит существу законодательного регулирования (основные идеи законодательного регулирования. Если существенные права и обязанности вытекающие из природы договора ограничиваются настолько, что достижение договорной цели становится невозможной.

Статья 309 – черный список

Недопустимо условия:

1) Краткосрочное повышение цен. Ничтожным становится условие, по которому согласовывается повышение цены, которое поставляется после 4 месяцев после заключения договора. В чем идея, надо разбираться? Мы договорились что я продаю компьютер за 30000, но договорились что если я поставлю его в течении 4х месяцев, то я продаю вам за 35000. Отпускные цены повысились.

2) Право на отказ от исполнения. Нельзя ограничивать право контрагента на задержку исполнения. Любое ограничение прав в подобной ситуации признается недействительной. Все поползновения в отношении синаллагмы запрещаются.

3) Запрет производить зачет, но не любой, только зачет при помощи требования которое бесспорно или подтверждено судебным актом.

4) Если в общих условиях сделок положение, которое освобождает от обязательных предупреждений (арендатора и.т.д.)

5) Заранее исчисленные убытки. Согласование заранее оцененных убытков является неприемлемом в том случае, если оцененный подобным способом размер убытков превышает возможно понесенные потери.

6) Если контрагенту не предоставляется возможность ограничить сумму заранее оцененных убытков.

7) Неустойка, которая возлагается за случаи просрочки кредитора, за просрочку платежа, на случай если другая сторона отказывается от договора (в России плата за отказ).

8) Исключение ответственности за вред имуществу при грубой неосторожности. Если вред жизни и здоровью запрещено ограничивать любую форму вины.

9) Невозможность отказаться от договора с разработчиком таких условий.

10) Ограничение права обращаться к разработчику типовых условий. (т.е. сначала обратитесь к производителю, а потом ко мне).

11) Установление пресекательных сроков на заявлении о недостатках.

12) Если речь о договоре длящимся, то недействительным является правила о том, что другая сторона связана этим договором на срок более 2 года, о молчаливом продлении договора если стороны не откажутся от него или более длительный срок об уведомлении о прекращении договора более чем за 3 месяца.

13) Нельзя передавать права разработчика типовых условий, за исключением если новый кредитор был поименован в договоре.

14) Перенос бремени доказывания на другую сторону.

15) Особые ограничения по поводу получения уведомлений. (кроме простой письменной формы).

Параграф 308 – серый список. Судья решает является ли данное условие несоразмерным.

1) На стадии заключения договора разработчик предусматривает несоразмерно длинные сроки на принятие, выполнение работ, исправления недостатков.

2) Право безмотивно отказаться от договора.

3) Право разработчика менять объем оговоренного предоставления, откланяться от него.

4) Фиктивное волеизъявление ( определенному поведению придается определенное значение) За исключением случаев если у стороны есть разумный срок на то чтобы сделать прямое волеизъявление. Если на разработчика типовых условия возлагается обязанность отдельно указать стороне, что поведение стороны свидетельствует об определенном волеизъявлении.

5) Фикция доставка уведомления. Какое-либо волеизъявление разработчика условий считается доставленным другой стороны, например: любые заявления связанные с неблагоприятными правовыми последствиями (отказ от договора, установление срока на исполнение, уведомление о предстоящем обращении взыскания на заложенное имущество, уведомление о приглашении на общее собрание участников поэтажной собственности)

6) Условие если любая из сторон отказывается от договора, то для другой стороны устанавливается несоразмерная оплата за пользование вещью, деньгами или несоразмерное возмещение понесенных расходов. Например: условие о сохранении полной цены услуги при досрочном завершении посреднических договоров, сбор за обработку документов.

Лекция №6 от 13.04.2016