Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конотопов М.В., Сметанин С.И. - История экономи...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
3.18 Mб
Скачать

Раздел IX

Огромные расходы требовались и для содержания гос viki/н пчи-шш го аппарата. Высокий уровень зарплаты государегвенныч uiv жаших здесь был унаследован от колониальных времен, коим высокой платой европейцам компенсировались неудобспм, сия занные с климатом и отсутствием привычных аксессуаром циви­лизации.

Этому способствовало и то обстоятельство, что этногене* н Африке еще не завершен. Нации еще не сложились. В большин­стве своем африканцы не воспринимают принадлежности к на­ции, заключенной в рамки государства. «Своим» является племя, а государство рассматривается как аппарат для сбора налогов и распределения благ. Поэтому в сознании африканцев государ­ственная служба должна обеспечивать повышенный доход, а че­ловек, занявший государственный пост, должен оказывать покро­вительство своим соплеменникам.

В индустриальных странах зарплата государственного служа­щего в среднем в 1,7 раза превышает ВВП на душу населения, а в Африке в 6 раз. В маленькой Гвинее на содержание 75 тыс. госу­дарственных служащих тратится больше половины бюджетных расходов, в ЮАР — 63% расходной части бюджета.

В определенной степени преимущества государственных слу­жащих распространяются и на весь государственный сектор. Сред­няя зарплата на государственных предприятиях здесь в 5-6 раз пре­вышает доход надушу населения, тогда как в развивающихся стра­нах Азии — только в 1,5-2 раза.

Итак, первые 10-15 лет экономическое развитие почти всех аф­риканских государств шло по сценарию административно-силового регулирования, развития импортозаменяющей промышленности, ог­раничения иностранного капитала. В этом проявилась гипертрофи­рованная идея национальной независимости. Однако в 70-х гг. этот курс привел к инфляции, свертыванию инвестиций и резкому воз­растанию потребности к иностранной помощи. Стало очевидно, что сценарий «опоры на собственные силы» завел в тупик.

В начале 80-х годов МВФ и МБРР, представляя интересы госу­дарств-доноров, предложили африканским государствам провести реформы, круто изменив курс экономической политики. Предлага­лось принять за основу рыночную модель развития, начать поиски возможностей участия в международном разделении труда и со­трудничества с иностранным капиталом. Для этого следовало ос­лабить государственный контроль над хозяйством, провести час­тичную приватизацию государственного сектора, создать условия для частного предпринимательства. Было рекомендовано ускорить рашигис производства на экспорт при сдерживании импортоза­мещающих отраслей, В состав предлагаемых мер включалось так-

354

Осо6«нности экономического развития стран «треьего мира» (на примере Африки)

*г i окр.ицсние государственных расходов (в том числе расходов п.11 одсржлние государственных служащих), девальвация нацио-н.пп.ных нал ют, либерализация внешней торговли.

1>ол1.|иинстно африканских государств приняло предлагаемый курс реформ. Этот курс, в сущности, был навязан им: новые зай­мы 1спсрьмо1ли получать л ишь те государства, которые обязались переключиться на рыночную модель развития.

Прсшдент Замбии К. Каунда заявлял: «Мы согласились на осу­ществление предложении МВФ во многом вопреки нашим убеж­дениям». Руководители Заира и Мозамбика также рассматривали выполнение инструкции МВФ как вынужденную меру, необхо­димую для получения помощи.

Принимая предложенные извне программы реконструкции, африканские правительства возлагали ответственность за их ус­пех на внешние силы, на международные организации. Принятие программ в той или иной степени означало потерю уверенности в собственных силах.

МВФ и МБРР исходили в своих предложениях из опыта раз­вивающихся стран Азии, где аналогичные реформы привели к хо­рошим результатам. Но эти рецепты не вполне соответствовали аф­риканским условиям.

Правда, некоторые положительные результаты все же были. Если в первой половине 80-х гг. региональный ВВП ежегодно со­кращался на 1,2%, то в 1986-1988 гг. он возрастал на 2,1% в год, а в 1994 г. впервые был отмечен небольшой прирост ВВП на душу населения.

При этом за 1987-1992 гг. среднегодовые темпы экономическо­го роста в целом по региону составили 2,1%, а по странам, вклю­чившимся в реформы — 4,6%. С другой стороны, темпы инфляции в этих странах оказались выше, чем в остальных. Но в целом резуль­таты реформ оказались значительно слабее, чем предполагалось. Африка оставалась «зоной экономического бедствия». Почему?

Прежде всего потому, что специалисты международных финан­совых институтов не учли преобладания в Африке натурального хозяйства, на которое не действуют кредитно-денежные рычаги. Капиталистические отношения еще не развиты, слой капиталис­тических предпринимателей крайне мал, поэтому с ослаблением роли государства контроль переходит не к национальному част­ному сектору, а к международным организациям и иностранным донорам.

Очень медленно идет приватизация. Ее проведению препятству­ет сопротивление армии государственных служащих, которые при этом теряют свои доходы и положение, слабость частного секто­ра, нехватка капиталов.

355