Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
bahin_nyu (1).doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
1.36 Mб
Скачать

2 Семестр.

Многосторонние договоры в области иностранных инвестиций.

Заключение таких договоров проблематично, так как есть непримиримые противоречия между государствами развитыми (инвесторами) и развивающимися государствами (принимающими). Поэтому те договоры, о которых мы будем говорить, лишь частично решают проблемы. Попытки составить нормальный многосторонний договор продолжаются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) функционирует, однако они не пригашают к участию в этом процессе развивающиеся государства и проблемы это опять же не решает.

На сегодняшний день мы имеем 4 многосторонних договора, напрямую касающихся инвестиций или затрагивающих их в той или иной мере.

  1. Сеульская конвенция. Конвенция об учреждении Международного Агентства по Гарантиям Инвестиций (МИГА, МГИА, МАИГ) 1985 года). Объектом соглашения стали гарантии инвестициям от некоммерческих рисков (инвестор вправе застраховать некоммерческие риски в отношении своих инвестиций в МАГИ). В Конвенции даётся понятие некоммерческих рисков. Стоит иметь в виду, что МАГИ, находится в статусе специализированного учреждения ООН. В него входят, как развивающиеся, так и развитые государства. Цель конвенции: стимулирование инвестиций и предоставление им гарантий (например, страхование).

Некоммерческие риски по данной Конвенции:

  • невозможность конвертации валюты

  • экспроприации и аналогичные меры, включая национализацию

  • нарушение инвестиционного договора со стороны принимающего государства

  • война и гражданские беспорядки.

Условия страхования инвестиций по Конвенции:

1 условие: инвестор должен быть иностранным лицом по отношению к принимающему государству;

2 условие: инвестор должен быть лицом государства участвующего в Сеульской конвенции, как и принимающее государство;

3 условие: принимающее государство должно быть развивающимся (перечень в приложении к Конвенции).

МАГИ при выплате страхового возмещения приобретает требования к принимающему государству. Страхования сумма не может быть более 50 000 000 долларов на один инвестиционный проект (175 000 000 дол. в одну страну) и 90 % стоимости проекта. Стандартный срок- 15-20 лет.

2. Вашингтонская конвенция. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 года («Вашингтонская конвенция»). Этот договор регламентирует разрешение споров между государством и частным инвестором.

Эта конвенция учредила МЦРИС (международный центр разрешения инвестиционных споров), который создан при МБРР. Природа его спорна, но на самом деле это специализированный международный арбитраж. Специализация проявляется и в том, что он разрешает только инвестиционные споры и в том, что эти споры должны иметь место между государством и частным лицом.

Для того, чтобы инвестор мог подать иск в международный центр по разрешению споров, необходимо, чтобы:

1) его государство было участником Вашингтонской конвенции и государство на которое он жалуется тоже;

2) в контракте должна быть ссылка на то, что спор будет разрешаться в МЦРИС;

3) спор должен касаться инвестиций.

Сейчас в эту конвенцию входят 152 государства. РФ в 1992 г. подписала эту конвенцию, но до сих пор не ратифицировала.

Тут очень важен вопрос: признаётся ли лицо частным инвестором. На что опирается МЦРИС, определяя является ли лицо иностранным инвестором? Источника для МЦРИС два: национальное законодательство принимающего государства, и двусторонние договоры между двумя государствами (ДИД) о поощрении инвестиций и капиталовложений. Эти договоры конечно типовые, но они разнятся по содержанию и МЦРИС вынуждено всегда изучать ДИД. Пример: канадец, который раньше был итальянцем, подал в МЦРИС жалобу, ссылаясь на договор между Италией и ОАЭ («Дело Суфраки»). Суфраки проиграл.

Бахин рекомендуе: Доронина и Симелютина «Международное частное право и иностранные инвестиции».

Канашевский: стороны вправе обратиться к примирительной процедуре. В этом случае создается примирительная комиссия, которая выясняет обстоятельства, по поводу которых между сторонами возник спор и предпринимает усилия для дружеского регулирования и достижения компромисса. Если стороны желают прибегнуть к арбитражному разбирательству, то при МЦРИС создается арбитраж, состоящий из арбитров, назначаемых в соответствии с соглашением сторон. Если стороны не договорились по количеству и порядку назначения арбитров: арбитраж состоит из 3 арбитров, по одному от каждой из сторон и одного- председателя, назначаемого по соглашению сторон. Арбитраж применяет нормы применимого права, а если стороны по поводу него не определились, то применяет право государства- участника спора и применимые международные нормы.

3. Договор в рамках ВТО: Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер. («ТРИМС»). Западные государства желают протолкнуть иностранные инвестиции везде, где только могут. «Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер»- цель – дать такую же защиту иностранным инвестициям как и национальным. Оно запрещает использовать некоторые меры торговой политики, которые могут отрицательно повлиять на иностранные инвестиции. То есть ТРИМС стремиться обеспечить такой же благоприятный режим в отношении инвестиций, как и в отношении товаров. Соглашение содержит перечень запрещённых мер: требовать от предприятий с иностранными инвестициями определённую долю товаров, требовать от предприятия закупки определённой доли национальной продукции наравне с иностранной, требовать экспорта фиксированной доли продукции.

4. Договор к энергетической хартии 1994 года («ДЭХ»). Существенная доля инвестиция приходится на сырьевые отрасли. Поэтому пришли к выводу о необходимости введения правовых рамок в сфере энергетики. Сперва, приняли хартию (декларацию), а потом договор к ней. Договор очень сложен, так как помимо текста есть ещё очень много приложений. Договор касается не только добычи, но и всего оборота энергоресурсов. В основном договор был рассчитан на постсоветское пространство. РФ его временно применяло, а потом отказалось от его применения. Одним из основных требований было допущение западных стран к нашим трубопроводам, при отказе Западных стран от аналогичных мер в отношении РФ. Некоторые авторы отмечают, что этот договор подрывает суверенитет государства, так как допускает разрешение энергетических споров в судах без согласия самого государства.

Кстати, Бахин считает, что, в принципе, государство можно лишить суверенитета (пример: Германия после второй мировой).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]