Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лазарус.doc
Скачиваний:
63
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Глава 9. Два примера работы...

тивности, часто обнаруживают, что когда пациенты научаются требовать того, что они хотят, сопротивляться нежелательным требованиям или использованию со стороны других, начинать разговор -и устанавливать более близкие отношения, терапевтически достижения становятся впечатляющими. Тем не менее, мультимодальный взгляд заключается в том, что пока не будут проработаны значительные проблемы в сфере BASIC I.D., достижения будут недолговечными. В той степени, в которой возможно определить инициирующие моменты общения (например, комментарии критически настроенного супруга), пациентов можно излечить с помощью десенсибилизации, ролевого проигрывания и других известных поведенческих копинг-стратегий.

7. Лекарственная и другие зависимости. Часто, когда терапевт имеет дело с биполярными нарушениями или когда диагностируется глубокая депрессия, настойчиво рекомендуется биологическое вмешательство; и даже в случае дистимии клиницисты обнаружили, что многие пациенты, очевидно, получают пользу от употребления антидепрессантов. По моему опыту, когда пациенты сами спрашивают о возможном преимуществе медикаментов, обычно эффективна ссылка на компетентного психофармаколога, но только после того, как терапевт удостоверится, что пациент не ищет «магическую пилюлю». Несомненно, внимание нужно уделять увеличению объема физической нагрузки, релаксации, соответствующему образу сна и обеспечению хорошей «физической формы».

Пример из практики

Для лечения 36-летнего мужчины, чей Модальный профиль описан в начале данного раздела, были выбраны три стратегии вмешательства. (1) Первой целью стали его сниженная активность и ограничение социальных контактов. Мы обсудили

157

Краткосрочная мультимодальная психотерапия

развлечения, забавы, хобби, формы проведения досуга и другие приятные события, которыми он мог бы заниматься вместо того, чтобы сидеть дома и размышлять о грустных вещах. (2) Также внимание было уделено его негативным представлениям о себе и его заниженной самооценке. Снова и снова мы обращались к его «мысленному фильтру», через который он был склонен пропускать только негативные детали и который полностью дисквалифицировал любой позитивный опыт. Я посоветовал ему «настроить весы» так, чтобы у него появился более сбалансированный взгляд на жизнь. (3) Его представления одиночества, неудач и отрицания были компенсированы домашними заданиями, где он должен был фокусироваться на образах успеха. Ему также потребовалось три сеанса для прохождения формальной десенсибилизации к критике и отрицанию.

На седьмом, последнем сеансе он не только сообщил о том, что чувствует себя значительно лучше, но также сказал: «Вы не поверите в это, но я начинаю новую работу в следующий вторник». В его случае глубокий страх отрицания и неудач мешал ему принимать любой эмоциональный риск. Наши сеансы, как он сказал, позволили ему стать относительно невосприимчивым к его прежнему «бедствию - глубокому страху неприятия!» Он настаивал, что впредь он не будет чувствовать себя «выбитым из колеи» в результате неприятия со стороны женщин, его родителей, начальников. Хотя этот случай был достаточно прозаичным, он, заслуживает внимания тем, что тримодальный подход посредством обращения к модальностям поведения, когниций и воображения быстро вызвал ряд изменений, которые со временем, вероятно, станут еще более ощутимыми. В конце терапии я всегда спрашиваю себя, перефразируя старую поговорку, выловил ли я рыбку для клиента сам или все же научил его самого ловить рыбу.

158