Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тодд Основы когнитивной и консультативной психо...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
545.79 Кб
Скачать

372 Часть 5. Поведенческие и когнитивные подходы

оральной и рационально-эмотивной терапии. Это связано с работами Лазаруса (A. Lasarus, 1976,1981). Психологические расстройства рассматриваются автором с точки зрения семи модальностей - повеления, эмоций, ощущений, представле­ний, познания межличностных взаимоотношений и биологического (лекарствен­ного) аспекта. Клиентов оценивают относительно их функционирования в каждой из семи модальностей, и для каждой из них составляется особый план лечения. Например, застенчивый клиент может проявлять: пассивность и уступчивость в поведении - тогда ему показана тренировка уверенности в себе; беспокойство и страх в области эмоций - предписывается десенсибилизация; образы беспомощ­ности и насмешек в представлении - его обучают упражнениям совладания с пред­ставлениями; перфекциоцизм в познании - выполняется когнитивное обсужде­ние (см. главу 12); избегание и уход в себя в межличностных взаимоотношениях - клиенту даются задания, связанные с риском; переедание и избыточное употребле­ние кофе в биологическом (лекарственном) аспекте - назначаются диета и физи­ческие упражнения.

Левинзон с соавторами (Levinsohn, Clarke, Hoberman, 1989; Levinsohn, Hoberman, 1982) разработали поведенческую модель для работы с людьми в состоянии депрес­сии, включая лиц пожилого возраста (Zeiss, Levinsohn, 1986) и другие особые группы населения. Эту модель назвали «совладание с депрессией». Она предусматривает использование мультимодального, психообразовательного группового метода лече­ния. На групповых занятиях пациентов, страдающих депрессией, обучают навыкам решения проблем, включал анализ проблемы, обнаружение и оценку новых подходов и разработку стратегии для их осуществления. Акцент в группе делается на решении проблемы, когнитивном реструктурировании и тренировке социальных навыков. Можно также использовать ежедневный мониторинг приятных и неприятных собы­тий в отношении настроения, обучение релаксации, домашнюю работу. Цель состоит в том, чтобы повысить как саму активность, так и вознаграждения за нее у ранее замкну­тых, все отрицающих, депрессивных людей. Вместо «приобретенной беспомощности», наблюдаемой при депрессии, их обучают «приобретенной находчивости».

Глазодвигательная десенсибилизация и переработка (EMDR)1, предложенная Францином Шапиро (Shapiro, 1995), является сщеодний относительно новой бихевиоральной методикой. EMDR - десенсибилизационная процедура, но вместо релаксации кли­ент выполняет определенные движения глаз по команде терапевта. Эти движения сов­мещаются со зрительными образами того, что пугает или беспокоит клиента. Клинический опыт показывает, что EMDR является быстрым, высокоэффективным способом лечения посттравматических стрессовых расстройств, хотя опубликованные работы не всегда поддерживают это заключение (Shapiro, 1995). Кроме споров - работает ли этот

1 Eye Movenment Desensitization and Reprocessing.

Глава 10. Поведенческие подходы к терапии 373

метод, - существуют разногласия в том, как он работает. В то время как он может действовать подобно другим методам десенсибилизации, Шапиро (Shapiro, 1995) пред­полагает, что EMDR изменяет способ, которым мозг перерабатывает травматические переживания и воспоминания о них. Как и в случае большинства методов бихевиоральной терапии, принцип работы EMDR требует дальнейшего исследования.

Новейшая (постмодернистская; бихевиоральная терапия

Новейшие бихевиоральные терапевты переосмыслили обычные разновидности терапевтических вмешательств и языке бихевиоральных понятий (так же полвека назад поступал бихевиорист Нэйл Миллер (Dollard, Miller, 1950). Некоторые ради­кальные бихевиористы (Hayes et al., 1995; Jacobson, 1994; Kohlenberg, Tsai, 1991, 1994; Linehan, 1993) потребовали, чтобы бихевиоральная терапия вернулась к экспе­риментальному анализу поведения по Б. Ф. Скиннеру. Они не только подвергли критике бихевиоральную терапию, назвав ее простым набором методик, не имею­щих к бихевиоризму никакого отношения, но и заявили, что в прошлом Скиннера исказили и поняли неправильно. В противоположность общим положениям скиннеровского бихевиоризма, радикальные бихевиористы считают важным понимание влияния мышления и эмоций (они называют эти процессы индивидуальным пове­дением) не только на «наблюдаемое» (социальное) поведение. Они серьезно рас­сматривают генетические детерминанты поведения, а также выражают интерес к детерминантам поведения, имевшим место в раннем детстве.

С точки прения радикальных бихевиористов, бихевиоральная терапия не мо­жет быть методом, который стереотипно применяется к каждому человеку, а ско­рее наоборот, она должна быть сугубо индивидуальной. Любое вмешательство бихевиоральной терапии следует производить в расчете на определенного индивида, потому что повеление является функцией истории научения, генетики и ситуаци­онного контекста, которые в значительной степени варьируются у различных лю­дей. Даже если стороннему наблюдателю покажется, что два человека находятся в одинаковой обстановке, на самом деле это не так, поскольку они имеют различные истории научения и, соответственно, переживают одну и ту же ситуацию по-раз­ному. Терапевтическое вмешательство можно разработать лишь с помощью функ­ционального анализа всех этих переменных, учитывая их воздействие на опреде­ленного человека.

Функциональный анализ рассматривает функцию поведения в индивидуальном контексте, а не изучает поведение как таковое. Например, радикаль-ные бихевиори­сты обычно не концентрируют внимания на поведении избегания при фобиях, а анализируют функцию фобического поведения определенного индивида в его ситу-