Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Вопросы для повторения

  1. Во второй половине 1920-х гг. перед Советским правительством встал вопрос о выборе курса развития экономики страны. Какое направление было выбрано?

  2. Расскажите об основных этапах коллективизации сельского хозяйства.

  3. Что вы знаете о политике раскулачивания?

  4. Как государство решало проблему обеспечения колхозов машинно-тракторной техникой?

  5. Что вы знаете о политике индустриализации?

  6. За счет каких источников происходило субсидирование индустриализации?

  7. Назовите особенности развития промышленности в годы первых пятилеток.

  8. Что вы знаете о социалистическом соревновании в 30-е гг. ХХ в.?

  9. Охарактеризуйте социальные последствия коллективизации и индустриализации в СССР.

  10. Что вы знаете о лагерном секторе социалистической экономики в 1930-е гг.?

Глава 12. Экономика ссср в годы великой отечественной войны (1941—1945). Послевоенное развитие народного хозяйства (1945—1953)

12.1. Советская экономика в годы войны.

12.2. Послевоенное развитие народного хозяйства.

12.1. Советская экономика в годы войны

22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.

Накануне войны СССР имел высокий военно-промышленный потенциал, значительно возросший в результате индустриализации, огромные природные и людские ресурсы. Доля СССР в мировом промышленном производстве в конце 1930-х — начале 1940-х гг. составляла 10 %. Советский Союз занимал первое место в мире по добыче марганцевой руды, производству синтетического каучука, второе место по добыче нефти, валовой продукции машино- и тракторостроения. В результате ускоренной индустриализации было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом, были проложены новые железные дороги. Появились новые для страны отрасли — подшипниковая, авиационная, автомобильная и др. Формировались мобилизационные запасы и государственные ресурсы. В 1940 г. была организована государственная система профессиональной подготовки молодежи, которая была рассчитана на обучение до 1 млн молодых рабочих в год.

Начавшаяся война в Европе заставляла советское руководство уделять больше внимания проблемам Вооруженных сил. В 1940 г. ассигнования на военные нужды составили более 32 % расходной части госбюджета. По количеству производства оружия и военной техники СССР превзошел Германию накануне войны. Качественные характеристики оружия еще уступали германским, но здесь Советский Союз сокращал свое отставание.

За три предвоенных года СССР выпустил около 23 тыс. боевых самолетов, из которых 2739 были новой конструкции. К июню 1941 г. в Красной Армии насчитывалось свыше 22 тыс. танков, из них почти 2 тыс.— новых образцов (Т-34 и КВ). У советских танков были более мощные пушки, они могли развивать более высокую скорость. Значительное преимущество имела и артиллерия. Германская армия намного опережала лишь в автоматическом оружии и оснащении автотранспортом. Завершение экономической и военной программы намечалось на 1942 г.— последний год третьего пятилетнего плана. Однако эти расчеты были низвергнуты разгромом и капитуляцией Франции летом 1940 г., что неизбежно вело к сокращению отпущенных СССР сроков, но не было полностью осознано военным руководством. В итоге в то время как германская экономика к началу войны уже была переведена на военные рельсы, СССР предстояло сделать это лишь в ходе войны.

С началом военных действий перед Советской страной встали сложные задачи, решение которых было затруднено из-за потери важных в экономическом отношении регионов. На оккупированной врагом территории СССР производилось до 33 % всей валовой продукции страны. Особенно пострадала тяжелая промышленность. Оккупированные районы давали до войны 71 % общесоюзной выплавки чугуна, 58 % стали и 57 % проката черных металлов. Был потерян Донецкий угольный бассейн, где в 1940 г. добывалось до 60 % всего угля.

Огромный ущерб понесло сельское хозяйство страны. Враг оккупировал территории, где производилось до 87 % сахара, 50 % общесоюзного зерна. С учетом этих потерь Германия стала превосходить СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза.

В условиях отступления и поражений одной из главных хозяйственных задач первого года войны стала эвакуация на восток предприятий из западных районов. Из прифронтовой зоны было вывезено в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан 2593 предприятия, которые сначала размещались под открытым небом или в не приспособленных для производства помещениях.

Но эвакуировать можно было не все: этого нельзя сделать с угольными шахтами, рудниками, доменными и мартеновскими печами, электростанциями и т. д. Перемещенные предприятия теряли прежние хозяйственные связи, источники сырья, топлива, энергии. На новых местах не было достаточной материально-технической базы для обслуживания перебазированных предприятий. В первые полгода войны промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов — в три и т. д.

В это тяжелое время достаточно оперативно проявила себя сверхцентрализованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного Комитета Обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 г., к середине 1942 г. удалось полностью запустить эвакуированное оборудование и обеспечить рост производства в отраслях тяжелой промышленности.

Второй хозяйственной задачей первого года войны стала мобилизация промышленности, перевод ее на военные рельсы. Это выражалось в сокращении мирного и расширении военного производства. Был разработан военно-хозяйственный план производства всех видов вооружения, усилена жесткая система централизованного управления промышленностью, транспортом и сельским хозяйством, созданы специальные наркоматы по выпуску отдельных видов вооружений. Тракторные заводы стали выпускать танки, металлургия перешла на те марки металла, которые требовались для производства вооружения; текстильные и обувные фабрики стали готовить обмундирование для солдат, пищевые — наладили выпуск концентратов.

Со второй половины 1942 г. промышленное производство стало увеличиваться. Все большее внимание уделялось изготовлению новых типов и образцов вооружений. С весны 1943 г. советская авиационная промышленность ежемесячно выпускала в среднем 2,5 тыс. боевых самолетов, или 30 тыс. в пересчете на годовое производство, в то время как германская произвела в 1943 г. 25,5 тыс. боевых самолетов. В целом советское преимущество в соотношении военно-экономических сил и техники обозначилось к лету 1943 г., неуклонно нарастая после Курской битвы. Период с ноября 1943 г. по май 1945 г. проходил под знаком нарастающего превосходства СССР в масштабах военного производства. Важным моментом, обеспечившим этот рост, стала высокая концентрация оборонной промышленности в восточных районах страны. Советские историки отмечали, что в начале 1945 г. СССР имел танков в 2,8 раза больше, чем Германия, артиллерийских орудий — в 3,2 раза, самолетов — в 7,5. По производству оружия к концу войны СССР обогнал не только Германию, но и своих союзников — Англию и США.

Нарастание количества и качества вооружения в немалой степени определило перелом в ходе войны. Но поскольку все средства были брошены на военное производство, а предприятия, производившие мирную продукцию, переведены на военные рельсы, производство товаров народного потребления было практически прекращено. Дефицит потребительских товаров вызвал оживление кустарно-ремесленного производства.

Больше, чем промышленность, от войны пострадало сельское хозяйство. На оккупированных территориях осталось 47 % посевных площадей. Валовая сельскохозяйственная продукция составляла 37 % довоенного уровня. Из деревни на фронт ушло все здоровое мужское население. Резко понизилась техническая база села. Не хватало не только тракторов, но и лошадей. Пахать приходилось на людях. Все это привело к сокращению сельскохозяйственного производства. В 1944 г. страна получила лишь 54 % довоенного количества сельхозпродукции. Уменьшилось и производство технических культур: хлопка, сахарной свеклы и подсолнечника. Сокращение производства сельскохозяйственной продукции привело к снижению ее притока в город, где было введено нормированное распределение продовольствия по карточкам. Рабочее снабжение не ограничивалось государственным пайком. При крупных предприятиях были созданы отделы рабочего снабжения, которые изыскивали дополнительные источники обеспечения, создавали подсобные хозяйства и т. д.

Централизованно распределялись и промышленные товары народного хозяйства. Поскольку легкая промышленность обслуживала преимущественно военные нужды, для продажи населению оставалось только 9 % производимых в стране хлопчатобумажных тканей и 28 % кожаной обуви. Вместе с тем промтовары продавались нерегулярно, и часть использовалась для материального поощрения.

Продовольствие и промтовары в магазинах реализовывались по твердым государственным ценам, но на свободном рынке цены поднялись примерно в 13 раз, потому что спрос превышал предложение. В 1944 г. в городах были открыты «коммерческие» магазины, через которые государство продавало дополнительно к нормированным пайкам продукты и промтовары по повышенным ценам, близким к рыночным.

Для покрытия военных расходов государство увеличило выпуск бумажных денег. Их количество в обращении к концу войны выросло приблизительно в четыре раза. Но поскольку в магазинах практически ничего не продавалось, обратно государству возвращалась лишь незначительная часть денег, выданных в виде заработной платы. Основная часть их оставалась неиспользованной. Это приводило к росту цен. Для увеличения государственных доходов были увеличены налоги с населения. Так, был введен налог с холостяков. Большой доход государству приносили займы, облигации которых распределялись в принудительном порядке.

Значительный приток денег обеспечивал Фонд обороны, который формировался из добровольных взносов граждан. В результате всего этого государственный доход вырос в 1,7 раза по сравнению с довоенным временем.

Военная экономика — это не только промышленность, сельское хозяйство и финансы. Это — люди. В годы Великой Отечественной войны на одного солдата на фронте работало 6—7 человек в тылу. Советские граждане проявили в годы войны трудовой героизм. С началом военных действий общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве страны существенно сократилась — с 31,2 млн чел. в 1940 г. до 18,4 млн в 1942 г. Для нормального обеспечения производства необходимо было изыскать дополнительные трудовые ресурсы, способные заменить рабочих, ушедших в армию.

С февраля 1942 г. стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия и стройки трудоспособного городского населения, включая 14-летних подростков. Позже эта система распространилась и на сельское население. Основным источником дополнительных трудовых ресурсов в период войны стало население, ранее не занятое в общественном производстве, прежде всего женщины, молодежь и подростки, мужчины, не пригодные для службы в армии. Удельный вес женщин среди рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве, составил 53 %, молодежи в возрасте до 18 лет вырос с 6 % в 1939 г. до 15 % в 1942 г. Рабочий день фактически продолжался 10—14 часов, люди работали чаще всего без выходных. Все отпуска на время войны были отменены. Всего с 1942 по 1945 г. Комитет по учету и распределению рабочей силы сумел мобилизовать около 12 млн чел.

Несмотря на огромные лишения, советский народ выступил сплоченно и монолитно, опираясь на глубокое чувство патриотизма и государственного самосохранения, осознания смертельной опасности, нависшей над Отчизной.

Безусловно, одной из причин монолитности СССР в грозные военные годы была его тоталитарная сущность, ежедневное жесткое государственное и партийное регулирование жизни отдельных людей и целых народов, террор против реальных и мнимых противников режима. Так, в годы войны продолжала работать система ГУЛАГа, где пребывало огромное количество людей, объявленных «врагами народа». Эта структура обеспечивала кадрами в годы войны многие отрасли экономики. Труд заключенных применялся в промышленности, строительстве, в шахтах, рудниках, на лесозаготовках. За первые три года войны на подведомственных НКВД стройках работало более 2 млн чел. Силами заключенных построено 612 оперативных аэродромов и 230 аэродромов с взлетно-посадочными полосами. Они проложили 4700 км шоссейных дорог и свыше 1000 км нефтепроводов и т. д. Труд заключенных использовался не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. К середине 1944 г. ГУЛАГ имел 414 сельскохозяйственных подразделения.

Немалое количество ученых, инженеров, конструкторов трудилось в так называемых «шарашках», обеспечивая разработку и проектирование новых видов вооружения. Многие советские конструкторы (А. Туполев, С. Королев и др.) прошли через эти организации.

В системе ГУЛАГа наряду с заключенными содержались и юридически свободные советские люди, которые были трудмобилизованы в рабочие колонны. В основном это были мобилизованные советские немцы, представители национальностей, воюющих с СССР стран: финны, венгры, болгары и др.,— а также мобилизованные из Средне-Азиатского военного округа. Жить и работать они должны были в условиях особого лагерного режима.

Усилению военной мощи СССР способствовали поставки из США, осуществленные в соответствии с законом о ленд-лизе («Акт содействия обороне США»), по которому происходила передача Советскому Союзу взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др.

Поставки проводились в основном через занятый союзниками Иран (23,8 %), через Тихий океан (47,1) и в меньшей степени Северным морским путем (22,7). Если в 1941 г. поставки по ленд-лизу были символическими, то начиная с 1942 г. они вылились в существенную помощь СССР в 11,2 млрд дол. США. В СССР было поставлено 427 тыс. грузовиков, 13,5 тыс. танков, более 22 тыс. самолетов, 4,5 млн т продовольствия и т. д. Эти цифры уступали общему объему производства СССР в годы войны более чем в 20 раз, но их стратегический характер несомненен: каждый девятый танк, каждый седьмой самолет, воевавший в Красной Армии, был иностранного производства.

Говоря о военной экономике СССР, мы должны учитывать, что именно опыт первых пятилеток — мгновенной мобилизации ресурсов в нужное время и в нужном месте — помог в годы войны. Административно-командная система была наиболее приспособлена к экстремальным условиям. В годы войны главным потребителем продукции стало государство. Товарно-денежные отношения при этом потеряли прежнее значение. Централизованная система управления позволила сконцентрировать все силы и средства на решении главных задач: развитии производства военной техники и вооружений, переключении транспорта на перевозку важнейших грузов и т. п. Рыночные отношения не могли бы обеспечить такой мобильности и концентрации усилий. Не случайно, что именно государственное регулирование хозяйства в годы Второй мировой войны усилилось и в ведущих капиталистических странах.