Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Вопросы для повторения

  1. Расскажите о предпосылках реформ Александра II.

  2. Расскажите о деятельности правительства по подготовке отмены крепостного права.

  3. Какими документами было положено начало отмены крепостного права? Что вы о них знаете?

  4. Как проходил процесс освобождения крестьян? Остановитесь на каждом из этапов.

  5. Охарактеризуйте понятия: временнообязанный, отрезки, чересполосица, отработки, выкуп, уставные грамоты, мировые посредники.

  6. Какие реформы стали продолжением процесса отмены крепостного права? Расскажите о них.

  7. Раскройте буржуазный характер реформ 60—70-х гг. XIX в.

  8. Что вы знаете о контрреформах Александра III?

  9. Что такое «банковское грюндерство»?

  10. Расскажите о развитии финансовой системы России во второй половине XIX в.

Глава 8. Развитие капитализма в россии (1861—1917 годы)

8.1. Развитие агарного сектора экономики после отмены крепостного права.

8.2. Капиталистическая индустриализация.

8.3. Торговля и финансы.

8.4. Новые российские предприниматели.

8.1. Развитие аграрного сектора экономики после отмены крепостного права

В экономике России во второй половине XIX — начале ХХ вв. господствующее положение занимал аграрный сектор. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла наиболее медленными темпами.

Помещики владели большей и лучшей по качеству частью земельного фонда страны. Поэтому основным показателем буржуазной эволюции аграрного сектора было состояние помещичьего хозяйства. После реформы 1861 г. оно стало перестраиваться на капиталистические методы хозяйствования, и среди помещиков произошло своеобразное расслоение. Основой существования значительной части дворянских хозяйств были отработки. Крестьяне или отрабатывали долг помещику, или расплачивались своим трудом за аренду земли. Они работали на земле помещика своими средствами производства. Следовательно, при отработке помещик не выступал как капиталист, так как не вкладывал капитал в производство. Крестьяне не являлись наемными рабочими, так как не были отделены от средств производства. Поэтому отработки были продолжением феодального хозяйства.

Широкое использование помещиками отработок было вызвано следующими обстоятельствами: еще не созрели условия для ведения капиталистического хозяйства, помещики не привыкли заниматься капиталистическим предпринимательством, условия крестьянской реформы давали широкие возможности для их использования. Отработка была бесплатной (помещику не надо было рассчитываться с крестьянином), а производительность такого труда всегда бывает низкой. Все это снижало уровень производства и рентабельность помещичьего хозяйства. Отработочные помещичьи хозяйства приходили в упадок, помещики разорялись. В 90-е гг. XIX в. в среднем за год продавалось свыше 2000 имений. Покупали имения зажиточные крестьяне-кулаки. В 1905 г. в руки новых землевладельцев перешло около половины бывших помещичьих земель.

Разорялась и теряла землю лишь часть помещиков. Другие вполне успешно перестраивали свои хозяйства в крупные капиталистические фермы. Эти помещики применяли научные достижения агротехники, машины, минеральные удобрения и т. д. Отработки они заменяли наймом. Совершенствовалась структура производства, и быстрыми темпами росла его товарность. Товарность «по-капиталистически» означает, что вся продукция предназначена для продажи, а все необходимое для потребления покупается на выручку от продажи продукции. Рост товарности вел к углублению специализации хозяйства по производству товарного зерна, льна, сахарной свеклы и т. д. Это способствовало рыночному обмену между регионами. Такой тип хозяйств был характерен для Западной Белоруссии, Украины и Прибалтики. На Украине, например, стали возникать крупные имения — экономии, которые насчитывали по нескольку тысяч десятин земли и были уже ориентированы на рынок. Хозяйство экономии было основано на хорошей технической базе и наемном труде. Благодаря этим изменениям уровень сельскохозяйственного производства в России значительно повысился: в 90-х гг. XIX в. производство зерна увеличилось в 1,7 раза, картофеля — в 2,5 раза, свекловичного сахара — 20 раз по сравнению с 1860-ми гг.

В начале ХХ в. в результате покупки земли банками, монополиями и некоторыми представителями буржуазии (Рябушинские, Морозовы и др.) сложилась новая форма землевладения, где хозяйство велось по капиталистическому типу.

Наряду с отработкой и капиталистической системой ведения хозяйства в поместьях существовала смешанная система, при которой использовались отработки и вольнонаемный труд. Она была распространена в Левобережной Украине, Восточной Белоруссии и некоторых западных русских губерниях.

Крестьянское хозяйство медленнее, чем помещичье, приспосабливалось к капиталистическим отношениям. Это было вызвано малоземельем. На одно крестьянское хозяйство приходилось около семи десятин, что было недостаточно для ведения рентабельного и товарного хозяйства. В европейской части России остро стояла проблема «земельного голода» крестьян. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у помещика. Высокая арендная плата в совокупности с выкупными платежами не позволяла большинству крестьян (около 85 %) развернуть рентабельное производство. Их хозяйства имели полунатуральный характер. К тому же в деревне взамен помещичьей власти укреплялся диктат общины, основу которой составляла общинная собственность на землю. Земля делилась между членами общины по принципу уравнительного землепользования по числу душ мужского пола в семье. Община бдительно следила, чтобы все имели одинаковые наделы — как по количеству, так и качеству. Каждое поле разбивалось на полоски, и крестьяне по жребию получали свою долю. В соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части. Крестьяне были обязаны подчиняться существовавшему традиционному севообороту. Община, таким образом, замораживала земледелие на примитивном традиционном уровне, когда агротехнический процесс на надельной земле был просто невозможен.

Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась, но эти бедняки были не безземельными, а безлошадными. Основным источником их существования являлась не земля, а заработок на стороне. Уйти в город и стать рабочими они не могли. Прежде всего обедневший крестьянин не мог продать свой надел, поскольку не являлся его собственником. Не мог он уйти и потому, что его не отпускала община: он должен был вносить свою долю подати и выкупных платежей за землю, которой не мог пользоваться. Община отпускала крестьянина в город лишь на заработки.

Особенно мешали общинные порядки формирующейся сельской буржуазии — кулакам. Вести товарное хозяйство на общинном наделе в условиях принудительного трехполья и чересполосицы было невозможно. Не мог зажиточный крестьянин увеличить свой надел за счет бедняцких. Поэтому кулаки для предпринимательской деятельности использовали другие сферы — торговлю и промышленность. Кулак скупал зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам, для переработки. Он брал подряды на перевозку различных грузов и нанимал возчиков. Типичный кулак в пореформенный период — это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке хозяйственной продукции. Гораздо реже кулак выступал как фермер — сельскохозяйственный предприниматель. Это происходило, когда он осуществлял свою деятельность не на общинной, а на купленной или арендованной на стороне земле, как правило, у помещиков. Только там, где зажиточный крестьянин не зависел от общины, он мог развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. В конечном итоге община задерживала расслоение крестьян и тормозила развитие сельского хозяйства.

Попытку преодолеть влияние общины на развитие крестьянского хозяйства сделал министр финансов России Сергей Юльевич Витте (на этом посту он пробыл с 1892 по 1903 г.). Он осознавал, что расширить границы внутреннего рынка можно было за счет роста покупательной способности основной части населения — крестьянства. Сделать это было можно лишь путем замены общинного землевладения частным. В 1902 г. было создано Особое совещание для определения нужд сельского хозяйства с целью пересмотра ряда законов по крестьянскому вопросу, чтобы «водворить личную собственность в деревне». Было предложено постепенно переводить крестьян от общинного к подворному и хуторскому хозяйству. Но в 1902—1903 гг. идею реализовать не удалось, так как эти меры были расценены как преждевременные: общинное землепользование было объявлено незыблемым, крестьянские наделы — неотчуждаемыми. Несмотря на то что в аграрном секторе во второй половине XIX в. начался процесс превращения его из застойного в развивающийся и товарный, земельный вопрос не был решен.

Массовое участие крестьян в революции 1905—1907 гг. заставило правительство пересмотреть свое отношение к решению аграрного вопроса в России. Дворянство, напуганное крестьянским выступлениями, просило правительство разрешить крестьянам свободно выходить из общины, продавать свои наделы, поощрять свободное переселение на окраины России.

Правительство прежде всего объявило об отмене с 1 января 1907 г. выкупных платежей. Но этого было недостаточно, крестьяне требовали землю. Непосредственное осуществление аграрной реформы началось после опубликования 9 ноября 1906 г. Указа «О дополнении некоторых положений действовавшего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Реформа получила название Столыпинской. Этой реформой председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин стремился направить развитие сельского хозяйства по буржуазному, фермерскому пути. Для этого надо было разрушить крестьянскую общину, которая сковывала предприимчивость крестьян и тормозила развитие сельского хозяйства. Указ 9 ноября 1906 г., который стал в 1910 г. после принятия его Государственной думой законом, разрешил крестьянам выходить из общины вместе с землей. Выделенные участки земли стали называться отрубами, а если крестьянин переносил туда свою усадьбу — хуторами.

В 1907—1914 гг. из общины вышло около 2,5 млн хозяйств, или 26 % всех общинников. Было подано заявлений от 3,4 млн хозяйств. Наиболее интенсивным этот процесс был в 1908—1909 гг., когда более 1 млн крестьянских хозяйств вышли из общины. Правом выхода из общины воспользовались в основном бедняки и зажиточные крестьяне, причем удельный вес бедняков в этом процессе был преобладающим. Они или уходили в город, или переселялись на новые земли за Урал. Их наделы покупали не только кулаки, но и середняки, а также сама община. Но процесс выхода из общины шел медленно. Российский крестьянин предпочитал иметь гарантированный надел, который нельзя было потерять даже при самом плохом хозяйствовании. Такую возможность ему давала община. Она гарантировала ему землю. Если есть земля, считал крестьянин, то всегда есть надежда стать «справным» хозяином. Обедневший крестьянин совсем не рвался в ряды пролетариата, которые формировались за счет того беднейшего крестьянства, которое уже имело постоянный заработок на стороне. Они продавали полученную в собственность землю, чтобы укрепиться в новом положении наемных рабочих.

Большую роль в проведении аграрной реформы сыграл Крестьянский поземельный банк, которому было дано право самостоятельно скупать земли у помещиков и продавать их крестьянам. Всего помещики продали около 11 млн десятин земли. Помещичье землевладение сокращалось безо всяких экспроприаций. Крестьянам для приобретения земли выдавались под незначительные проценты ссуды сроком на 55,5 года. За время реформы было выдано ссуд более чем на 1 млрд золотых рублей. Кроме помещичьих земель было продано около 4 млн десятин казенных и удельных земель. При этом продажа угодий запрещалась не крестьянам и иностранцам. Наибольшими льготами по ссуде пользовались отрубники и хуторяне. Тем самым банк способствовал усилению позиций крепких крестьянских хозяйств на селе.

Второй стороной Столыпинской реформы было переселение крестьян за Урал. Оно позволяло снять социальную напряженность, решить проблему крестьянского малоземелья, освоить новые, ранее пустовавшие земли. Переселению предшествовал подготовительный период: для поиска пригодных земель в регионы отправлялись экспедиции, направлялись уполномоченные от сельских обществ и т. д. Правительство в процессе переселения давало ссуды крестьянам для обустройства на новом месте, создавало казенные склады сельскохозяйственной техники, обеспечивало агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь. С помощью государства в новых районах было проложено почти 13 тыс. верст новых дорог, построено более 160 тыс. водохранилищ. Переселенцы получили в свое распоряжение более 31 млн десятин земли. За первые три года действия реформы в Сибирь было перевезено более 2 млн чел.

Конечно, переселенцы сталкивались с огромными трудностями. Около 16 % их вернулось обратно и пополнило ряды пролетариев. После 1909 г. основной поток переселенцев стал сокращаться, поскольку наилучшие участки земли были заняты, а оставшиеся требовали больших затрат на освоение. Часть преодолевших трудности смогли подняться на ноги и скопить капитал.

В начале ХХ в. Сибирь становилась районом крупных зажиточных хозяйств, давших большое количество товарной продукции. Если в Европейской России с десятины посева собиралось в среднем 45 пудов зерна, то в Сибири — от 60 до 150. Обеспеченность лошадьми и крупным рогатым скотом здесь была в 2,5—3,6 раза выше, чем в Европейской России. Сибирь, по свидетельству современников, во многом повторяла североамериканский путь развития. Крестьяне там пришли к идее кооперации. Владельцы многокоровных хозяйств объединялись, на кооперативных началах строили маслодельные заводы и сбывали масло. Сибирское маслоделие очень быстро оказалось под влиянием иностранного капитала, особенно английского. Иностранные фирмы снабжали сибирских кооператоров кредитами и техникой, а также экспортировали масло. По Уралу на границе между Европой и Азией были вынуждены выставлять посты, чтобы не пропускать дешевые сибирские продукты в Центральную Россию, дабы не сбить там цены на продовольствие.

За семь лет действия Столыпинской реформы были достигнуты значительные успехи в развитии аграрного сектора страны. Сельское хозяйство стало переходить к интенсивному типу производства: количество используемых минеральных удобрений увеличилось в 2 раза, импорт сельскохозяйственных машин и орудий вырос с 20,2 млн руб. в 1906 г. до 59,5 млн в 1912 г. Урожайность всех сельскохозяйственных культур по стране увеличилась на 10 %. В 1913 г. валовой сбор зерна составил 5 млрд пудов, из которых 4,4 млрд было собрано в основном в зажиточных крестьянских хозяйствах, а 0,6 млрд — на помещичьих полях. Результаты подтверждали правильность избранного пути, тем более для развития аграрной реформы был достаточный резерв: 75 % крестьянских хозяйств продолжали оставаться в общине. На их приобщение к новым методам хозяйствования П. А. Столыпин отводил 15—20 лет.

О том, что ее необходимо было продолжать, свидетельствовало общее положение дел в сельском хозяйстве. Оно оставалось в основном экстенсивным, его эффективность была низкой, так как новые методы хозяйствования применялись меньшей частью сельскохозяйственных производителей. Но довести реформу до конца П. А. Столыпину не удалось. 1 сентября 1911 г. в Киеве на него было совершено покушение, он был смертельно ранен и скончался 5 сентября в больнице.

П. А. Столыпин надеялся в результате реформы создать в российской деревне новый социальный слой зажиточных крестьян-собственников, которые будут заинтересованы в социальной стабильности. По его мнению, создание хуторов и отрубов было лучшим противоядием от революционных настроений, поскольку крепкие хозяева стараются избежать потрясений. Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты, так как большинство крестьянства сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Оно отрицательно относилось к деятельности местных органов по осуществлению реформы. Не везде соблюдалась добровольность выхода из общины, допускались принудительные выделы земли и т. д. Подобные действия властей вызывали сопротивление крестьян. Не решив задачу создания социальной основы правительства в деревне, реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Первая мировая война приостановила реализацию аграрной реформы.

В годы войны сельское хозяйство понесло значительный урон. Общие посевы сократились на 12 %, производство зерна — на 20 %, мяса — в четыре раза. В 1916 г. в стране разразился хлебный кризис. В столицах и крупных промышленных городах снабжение продовольствием резко сократилось, что породило спекуляцию, воровство и коррупцию в огромных размерах. Взамен нормальной торговли в городах появилось карточное распределение продуктов.

В условиях нарастания кризиса правительство усиливает вмешательство в экономику, в том числе в регулирование экономических процессов в аграрном секторе. В 1915 г. было образовано Министерство земледелия, наделенное большими полномочиями в регулировании сельскохозяйственного производства, включая цены. В 1916 г. была введена продразверстка — принудительное изъятие продовольствия (прежде всего зерна) у крестьян по твердым ценам. Для каждой губернии были установлены нормы сдачи зерна. Товарообмен между городом и деревней практически прекратился, его место заняло государство, силой пытавшееся изъять зерно. Кроме того, была введена государственная монополия на хлеб, осуществлены реквизиции продовольствия в прифронтовой полосе. Была приостановлена деятельность аграрной реформы, что отложило решение вопроса о земле на неопределенный срок.