Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

11.3. Индустриализация в годы первых пятилеток

Курс на индустриализацию в декабре 1925 г. провозгласил XIV съезд Всесоюзный Коммунистической партии (большевиков). Речь на нем шла о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах обосновывалась потребность в максимальном развитии производства средств производства (группа «А») для обеспечения экономической независимости страны. Начало политики индустриализации было закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР.

На рубеже 1920—30-х гг. руководство страны приняло курс на всемерное ускорение индустриального развития, форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. В декабре 1927 г. были приняты директивы по составлению первого пятилетнего плана. Их можно было выполнить: первоначально заложенные среднегодовые темпы прироста промышленной продукции составляли 16 %. Но в апреле 1929 г. на XVIII партийной конференции был утвержден исходный вариант пятилетнего плана, где ежегодные темпы прироста равнялись уже 18 %. Затем пересмотрели и его. Был составлен оптимальный вариант, в котором уже стояли цифры 20—22 %. Но и их И. В. Сталин поднял на более высокий уровень (так называемый исправленный вариант). По его мнению, к концу пятилетки можно было выплавить чугуна 17 млн т вместо планируемых 10 млн, выпустить 170 тыс. тракторов вместо 55 тыс., произвести 200 тыс. автомобилей вместо 100 тыс. и т. д. Новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собой реальной основы. Руководство страны выдвинуло лозунг: «Темпы решают все». В декабре 1929 г. на съезде ударников было предложено выполнить задания пятилетки за четыре года. За всем этим стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны от капиталистических государств и построить новое общество.

Субсидирование промышленности велось в основном за счет внутрипромышленного накопления и перераспределения национального дохода через госбюджет в пользу промышленности. Важнейшим источником ее финансирования стала перекачка средств из аграрного сектора в индустриальный.

Постоянно использовалась денежная эмиссия. Увеличение денежной массы, находившейся в обращении в 1930 г., происходило в два с лишним раза быстрее, чем стоимости всей продукции отраслей, производящих потребительские товары. Правительство не могло продолжать политику предыдущих лет, направленную на поддержание стабильных цен или даже их понижение. Начиная с 1931 г. был взят курс на значительное повышение цен на все потребительские товары. Надежды на получение средств от растущих прибылей государственных промышленных предприятий оправдывались лишь незначительно. И существенным источником пополнения ресурсов стали прямые и косвенные налоги. С 1931 г. главным источником бюджетных поступлений стал налог с оборота, начисляемый на цену всех товаров в розничной торговле и, следовательно, взимаемый автоматически. Другим источником были займы, размещаемые среди населения, которые со временем сделались обязательными.

Крупнейшим источником средств стала торговля водкой. В 1930 г. правительство пошло на максимальное увеличение ее производства и продажи.

Для нужд индустриализации и оплаты заграничных счетов продавались художественные произведения и ценности; с помощью ОГПУ изымалось золото у частных лиц, снимались и переплавлялись бронзовые колокола церквей, а также золото с куполов храмов.

Потребности индустриализации покрывались и счет доходов от внешней торговли, которая функционировала в условиях государственной монополии. В годы первой пятилетки в огромных объемах вывозилось продовольственное сырье, в то время как собственное население находилось на грани голода. В последующие годы значительный объем внешней торговли составили экспорт нефтепродуктов и пиломатериалов.

Рост экспортных поставок на мировой рынок позволил СССР заметно увеличить импортные закупки. В 1931 г. на долю Советского государства приходилась треть всего импорта машин и оборудования в мире. Около 85 % всего установленного в этот период оборудования на предприятиях СССР было закуплено за рубежом. Необходимо также отметить, что экономическое развитие страны в годы первых пятилеток было бы невозможно без иностранной помощи. Инженерно-технические работники, рабочие из Западной Европы и США проектировали и сооружали предприятия советской индустрии.

Основные силы в первой пятилетке (1928—1932/33 гг.) были брошены на строительство предприятий-гигантов, которые заняли господствующее положение в своих отраслях, а в некоторых случаях были первыми в новых отраслях. Это такие предприятия, как Уралмаш, Ростсельмаш, Днепрогэс, Горьковский автомобильный, Харьковский тракторный заводы и др.

Заводы строились в необыкновенно короткие сроки. Так, Сталинградский тракторный был возведен за 11 месяцев, Горьковский автомобильный — за 17. Поскольку создавались новые отрасли производства, которых прежде в России не существовало, а значит, не было и соответствующих кадров, то были приглашены сотни специалистов из других стран. Значительная часть их впоследствии оказалась в лагерях.

Наибольшие успехи были достигнуты в машиностроении: освоено производство автомобилей, самолетов, тракторов, различного промышленного оборудования. Достижениям машиностроения способствовал мировой экономический кризис 1929—1933 гг., в условиях которого капиталистические страны остро нуждались в сбыте своей продукции и все запреты на продажу Советскому Союзу стратегических товаров снимались. Страна получила возможность закупать в крупных масштабах то оборудование для машиностроения, которое раньше не продавали.

Производство машин в СССР выросло в 4,7 раза, хотя в целом план по основным отраслям машиностроения выполнен не был. Аналогичная ситуация складывалась и в других отраслях: производство электроэнергии составило 60 % от намеченного планом задания, добыча угля — 86 %, выплавка чугуна — 60 %.

Главная особенность второй пятилетки (1933—1937 гг.) заключалась в освоении новых предприятий, построенных в первой.

Капиталовложения, сделанные в первой пятилетке, начали приносить плоды — новые предприятия стали выпускать продукцию. Вместе с тем их работа тормозилась из-за нехватки квалифицированных кадров. Поэтому очень важным явлением второй пятилетки стала массовая техническая учеба рабочих без отрыва от производства. Практически весь состав рабочих за годы этой пятилетки прошел через розничные формы повышения квалификации, которые создавались при каждом предприятии.

Естественным следствием этого стала новая форма соревнования — стахановское движение. Его участники показывали пример небывалого подъема производительности труда. Конечно, это был не стихийный, а организованный процесс. В декабре 1935 г. ЦК партии одобрил «инициативу трудящихся», и вскоре весь Советский Союз был охвачен пропагандистской кампанией по распространению стахановского движения. Почин Алексея Стаханова, шахтера из Донбасса, был подхвачен в других отраслях. Страна узнала имена ткачих Евдокии и Марии Виноградовых, кузнеца Александра Бусыгина, машиниста Петра Кривоноса и многих других. На основе этих достижений передовиков производства повсеместно были резко повышены нормы выработки в целом на 15—20 %.

Итоги второй пятилетки оказались несколько лучшими, чем первой. Промышленное производство в целом выросло на 120 %, в тяжелой промышленности (группа «А») — на 139, в пищевой и легкой (группа «Б») — на 99. Среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 17,1 %. Машиностроение увеличило выпуск продукции в 2,9 раза, металлургия — в 2,2, химическая промышленность — в 3, выработка электроэнергии — в 2,7 раза.

Кроме общих цифр роста следует отметить некоторые качественные достижения отдельных отраслей. Повысился технический уровень металлургического производства, по производству электростали СССР обогнал США. В составе продукции химической промышленности появились новые виды — искусственное волокно и пластмассы. В пищевой промышленности возникли механизированные хлебозаводы, предприятия по производству консервов.

В годы второй пятилетки была в основном решена задача индустриализации — превращение аграрной страны в индустриальную. К концу этой пятилетки промышленность давала уже больше продукции, чем сельское хозяйство, причем 60 % ее составляли средства производства — продукция группы «А». Это позволило обеспечить экономическую независимость СССР от остального мира: даже оказавшись в полной экономической изоляции, страна могла продолжать развиваться, опираясь на силы только своей промышленности.

Поскольку основные задачи индустриализации были реализованы, в хозяйстве страны практически уже не было капиталистов, а крестьяне стали колхозниками, было решено, что переходный период от капитализму к социализму закончен и социализм в СССР построен. Третий пятилетний план (1938—1942 гг.) был принят как план дальнейшего развития построенной социалистической экономики и первый шаг в строительстве материально-технической базы коммунизма.

Так как в годы первых двух пятилеток была выполнена задача догнать и перегнать капиталистические страны по общему объему промышленной продукции, то в третьей на первый план была поставлена задача догнать и перегнать их по производству продукции на душу населения. В этот период промышленной продукции на душу населения в СССР производилось в пять раз меньше, чем в капиталистических странах Западной Европы и в США.

Третья пятилетка была объявлена пятилеткой качества. Если в первые пятилетки уделялось внимание количественному росту производства, то теперь ставилась задача качественных изменений в промышленности. Приоритетными стали проблемы ускоренного развития химической промышленности, комплексной механизации и даже автоматизации производства.

Политическая ситуация в Европе была нестабильной, и в третьей пятилетке были предприняты меры для укрепления обороноспособности: вместо предприятий-гигантов решили строить средние по величине предприятия-дублеры. Новое строительство было перенесено на восток, ускоренными темпами росло военное производство.

Третья пятилетка была прервана войной. За три довоенных года промышленное производство, по официальным данным, выросло на 44 %, что было намного меньше запланированного на эти годы. Сократилось производство автомобилей, паровозов, тракторов, сельскохозяйственных машин. Некоторые отрасли вообще прекратили свое развитие.

Это было обусловлено тем, что административная система исчерпала свои возможности. Административное планирование могло давать хорошие результаты при строительстве предприятий-гигантов, в котором преобладал ручной труд. Но эти новые предприятия оборудовались передовой техникой. Новый технический уровень повышал требования к качеству управления и к работникам. Теперь нужны были знания, компетенция — экономические регуляторы хозяйственного развития, а не только выполнение приказов. Вместо повышения материальной заинтересованности были использованы методы усиления трудовой дисциплины, которые были значительно ужесточены: за три опоздания на работу в течение месяца человек попадал под суд; увольняться и переходить на другую работу было запрещено. Человек прикреплялся к работе и становился практически крепостным. Но принудительный труд, как известно, имеет низкую производительность.

Кроме того, многие заводы выполняли дополнительные военные заказы и сокращали производство основной, мирной продукции. Именно этим объяснялось падение производства в ряде отраслей машиностроения. И все же к войне страна подошла недостаточно подготовленной. Прежде всего продолжалось производство морально устаревшей военной техники. Создание современных для того времени видов вооружения затягивалось. Так, например, в годы третьей пятилетки были разработаны новые конструкции самолетов, но массовое их производство до войны наладить не сумели. То же самое можно сказать и о моторизованной технике. Стрелковое оружие — винтовки — мало чем отличалось от винтовок Первой мировой войны и т. д.

Особенностью развития социалистической экономики в 1930-е гг. было создание ее лагерного сектора. Многие «достижения» обеспечивалось ГУЛАГом. Заключенные строили каналы, железные дороги, города, добывали руду и заготовляли лес. По имеющимся данным, к концу второй пятилетки в лагерях находилось от 10 млн до 15 млн заключенных, то есть до 20—25 % всех занятых в материальном производстве. Этот даровой труд существенно снижал затраты на производство и строительство. Труд заключенных стал включаться в пятилетние планы. Внутри ГУЛАГа были созданы специальные отраслевые управления: Главлеслаг, Главпромстрой, Главное управление лагерей горно-металлургической промышленности, Главное управление лагерей железнодорожного строительства. В годы первых пятилеток система ГУЛАГа по объему выпускаемой продукции занимала первое место среди всех наркоматов.

В конце 1930-х гг. в СССР сложилась специфическая социально-экономическая система, которую называют государственным социализмом. Ее характерными чертами были полное огосударствление производства и труда, ликвидация частной собственности. Все это соответствовало принципам социализма.