Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

4.2. Экономические преобразования Петра I и их социальные последствия

Первая четверть XVIII в.— период реформ Петра I. Целью этих реформ была ликвидация экономической отсталости России, развитие промышленности. Развивая промышленность, российское государство, являвшееся феодальным, не стремилось ускорить переход страны к капитализму. Оно старалось подчинить капиталистические явления интересам феодалов. Результатом этой политики было такое полуфеодальное-полукапиталистическое явление, как крепостная мануфактура. Это первая особенность мануфактурного периода.

Второй особенностью была власть государства над промышленностью. В Западной Европе мануфактура рождалась естественным путем из простого товарного производства. В России первоначальное накопление капитала делало только первые шаги и поэтому мануфактура внедрялась в хозяйство страны по инициативе государства. Перед Россией стояла задача ликвидировать отставание в экономике. Ждать, когда мануфактурная промышленность возникнет сама, значило закрепить отставание. Надо было обеспечить армию и флот всем необходимым. Кроме того, в России были уже традиции государственного предпринимательства, а крепостничество обеспечивало условия для административного внедрения мануфактур.

В промышленности России сложилась ситуация, значительно отличавшая ее от развития мануфактур в Западной Европе. Основную часть мануфактур Петровского времени составляли казенные и посессионные, то есть формально также принадлежавшие государству. Подавляющая часть продукции поступала в распоряжение государства, поэтому цены на нее определялись не рынком, а устанавливались государственными указами.

Государство управляло не только казенными и посессионными, но и всеми остальными предприятиями. Оно давало государственные заказы даже тогда, когда продукция не предназначалась для казны. Если мануфактурист не справлялся с заданиями, государство отбирало у него мануфактуру и передавало другому «завододержателю». Все это свидетельствовало о том, что частная собственность на мануфактуры не признавалась.

Но вмешательство государства в процесс развития мануфактурного производства делало невозможной конкуренцию, а значит, и совершенствование производства. Предприниматель был заинтересован в том, чтобы получить казенный заказ, монополизировать производство определенной продукции, получить высокую «указную» цену на свои изделия. В этой ситуации не было необходимости в совершенствовании производства, достаточно было иметь связи в правительстве и деньги для чиновников.

При создании мануфактурного производства Петру I необходимо было найти капитал и рабочие руки. Недостаток капиталов преодолевался тремя путями. Во-первых, путем строительства казенных мануфактур на государственные деньги; во-вторых, мобилизацией частных капиталов административными мерами; в-третьих, с помощью экономических мер стимулирования.

В первой четверти XVIII в. было построено 90 казенных мануфактур. В создание промышленности втягивался частный капитал. Если отдельные капиталы были недостаточны для основания мануфактуры, группу купцов заставляли объединяться в «компанство» и вместе ее строить, причем процесс полностью контролировался государством. Правительство следило за тем, чтобы вошедшие в компанию действительно участвовали в деле. Компанию запрещалось учреждать без ведома правительственных органов. Они определяли размер капиталов, которые должны были вложить в дело его учредители. При передаче казенных предприятий компаниям регламентировался состав фабричных мастеров. Также устанавливались вид, форма и цена на те товары, которые покупались казной.

Капитал, который скрывался от властей и не использовался в хозяйстве, подлежал изъятию в пользу государства. Причем тот, кто сообщал о таком факте, получал треть конфискованных денег.

Государство предусмотрело целую систему мер, чтобы заинтересовать будущих заводчиков: им отводилась бесплатно земля, лес, давались ссуды. Чтобы обеспечить сырьем железоделательные заводы в России, была провозглашена «горная свобода»: каждому жителю страны разрешалось искать руду на чужих землях, в том числе на помещичьих.

Порою в качестве поощрительных мер использовалась передача казенных мануфактур в частные руки. Но такая передача нередко была принудительной. Дело в том, что в основном они были убыточными и передавались в частные руки тогда, когда приходили в полный упадок. Но иногда такая передача действительно была стимулом. Так, тульский купец Никита Демидов, получив по собственной просьбе на Урале казенный завод, сам построил еще 10 заводов.

Другая проблема, которую необходимо было решать при налаживании мануфактурного производства, была связана со второй стороной первоначального накопления — образованием слоя свободных рабочих. Первоначально Петр I предполагал, что на мануфактуре будет использоваться наемный труд. Пока мануфактур было немного, контингент рабочих составляли городские низы. Но с увеличением их количества государство стало вынуждено отправлять на работу военнопленных и солдат, «винных девок и баб». Затем пришлось обеспечивать промышленность крепостным трудом. И это не случайно. Большинство населения России составляли крепостные крестьяне.

В 1721 г. Петр I разрешает купцам покупать крепостных крестьян с целью их превращения в крепостных рабочих. Чтобы ограничить права купцов-мануфактуристов, правительство объявило крепостных и мануфактуру не их собственностью, а условным владением — посессией. Собственником такой мануфактуры являлось государство, а крепостные работники считались прикрепленными к мануфактуре. Хозяин не имел права их продавать или использовать за пределами мануфактуры. Все законы для казенных мануфактур распространялись на посессионные.

К казенным и посессионным мануфактурам приписывались государственные крестьяне. Но это были не крепостные рабочие. Приписные оставались крестьянами, которые вместо уплаты государственных податей должны были отработать их на вспомогательных работах при мануфактурах в течение определенного срока. Затем они возвращались обратно в свои деревни.

Наряду с казенными и посессионными мануфактурами существовали вотчинные и купеческие. Вотчинная мануфактура принадлежала дворянину на правах полной собственности и являлась разновидностью крепостной. Мануфактуры четвертого вида — купеческие — назывались так не потому, что принадлежали купцам. Последние владели и посессионными мануфактурами, а купеческая могла быть собственностью крестьянина или дворянина. Купеческие — это мануфактуры с наемными рабочими. Основной контингент рабочей силы на таких мануфактурах составляли крепостные крестьяне помещика, отпущенные на оброк. По отношению к мануфактуристу они были наемными и эксплуатировались капиталистическими методами.

Таким образом, из четырех видов мануфактур три являлись крепостническими. Но крепостную мануфактуру неправильно считать феодальной. Производственные отношения в ней в основе были капиталистическими. Хозяин крепостной мануфактуры вкладывал в производство свой капитал, который подразделялся на основной и оборотный. Доход мануфактурист получал в виде прибыли, а не феодальной ренты. Крепостной рабочий существовал за счет платы за свой труд. Но производственные отношения были облечены в феодально-крепостническую форму. Крепостной рабочий не добровольно, а принудительно продавал свой труд и не мог сменить хозяина. Предприниматель, в свою очередь, одновременно был помещиком, имел в собственности не только предприятия, но также землю и рабочих. В сущности крепостная мануфактура была проявлением «второго издания крепостничества» — крупным товарным производством с применением крепостного труда. Именно крепостное право было тем инструментом, который позволил приспособить мануфактуру к феодальному строю.

Мануфактурное производство выдвигает Россию в число передовых стран по развитию промышленности. Наиболее интенсивно развивались металлургическая и текстильная промышленность. В середине 20-х гг. XVIII в. в стране насчитывалось 69 предприятий черной и цветной металлургии, которые в основном были сосредоточены на Урале, в Туле и на берегу Онежского озера. Уральские заводы Демидова и других промышленников имели передовой технический уровень даже по европейским критериям. К концу царствования Петра I Россия начала вывозить металл за рубеж. На экспорт шло до 80 % производимого в стране металла, и столько же его выплавлялось на Урале. При Петре I было построено около 30 текстильных мануфактур, которые практически обеспечивали Европу парусиной.

Кроме металлургической и текстильной промышленности в России успешно развивались кораблестроение, пороховое, бумажное и стекольное производство.

Помимо крупных мануфактур в России был в наличии в городах ремесленный сектор, а также домашние промыслы на селе. Городские и сельские ремесленники производили глиняную посуду, серпы, сбрую, кожаную и валяную обувь и другие изделия. Петр I предпринял попытку поставить под государственный контроль мелкое ремесленное производство. В 1722 г. был издан указ, в соответствии с которым все ремесленники должны были объединяться в цеховые организации. Здесь должна была идти подготовка учеников, которые могли стать мастерами не менее чем через девять лет работы. В цехах избирались старшины, которые должны были наблюдать за качеством продукции. Но эта система не получила в России такого широкого распространения, как в Западной Европе.

Крепостной строй при Петре I не только не смягчился, а, наоборот, ужесточился. Модернизация промышленности в частности и страны в целом требовала концентрации всех сил и средств. Феодально-зависимое население страны (крестьяне и посадское население) было обложено непомерными налогами. При Петре I в три раза увеличились податные обложения населения, что приводило к обнищанию народа. Уже в 1725 г. правительство было вынуждено уменьшить подушную подать, в 1727 г. взимание ее было отсрочено. В 1733 г. императрица Анна Иоанновна велела помещикам кормить крестьян и выдавать им семена, чтобы предотвратить нищенство и бродяжничество. Крестьяне долго не могли оправиться от Петровских реформ.

Развитие товарно-денежных отношений вело к имущественному расслоению крестьян, выделяло из их среды торговцев, ростовщиков. Но основная масса жила плохо, страдая от обременительных поборов. Помещичьи крестьяне выполняли барщину и оброк. Барщина могла доходить до пяти-шести дней в неделю и обычно применялась в черноземных районах. Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный оброк. Кроме этого, они несли и государственные повинности. Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов.

При Петре I появились новые категории крестьян: посессионные, приписные, а также был ликвидирован такой разряд населения, как люди вольные, или гулящие. В начале 20-х гг. XVIII в. было ликвидировано различие между холопами и крепостными крестьянами. Они были обложены подушной податью.

Государственные крестьяне несли различные повинности и платили оброк государству. Их количество сокращалось за счет раздачи их дворянам. Права дворцовых крестьян были также ограничены, но все же их положение было несколько лучше, чем у помещичьих крестьян.

Крестьяне по-разному отвечали на произвол феодалов. Одной из форм протеста являлся побег, получивший массовое распространение. Правительство всеми способами боролось против беглых крестьян. Только за первую четверть XVIII в. был издан 41 указ, где предусматривались жестокие наказания для совершивших побег. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимали восстания. В 1716 г. правительство вынуждено было ужесточить уголовное наказание за подобные деяния: если по Уложению 1649 г. смертная казнь предусматривалась в 60 случаях, то с 1716 г.— в 73, включая сопротивление начальству.

Ухудшилось и положение посадских людей. В 1721 г. все население города было разделено на регулярных, знатных граждан и «подлых» людей. Права последних были значительно ограничены. Они не могли участвовать в городском самоуправлении и избираться в магистрат.

Осуществляя модернизацию страны, Петр I опирался на поместное дворянство. С целью экономической поддержки дворянства в 1714 г. он издает Указ о единонаследии, по которому происходило окончательное слияние двух форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья). Оба вида хозяйства уравнивались во всех отношениях, поместье становилось наследным, а не условным держанием. Этим указом Петр I решал еще одну важную задачу — не допускал дробления помещичьих хозяйств. Имение по наследству стало передаваться одному из сыновей. Остальные должны были поступать на военную или гражданскую службу. Петр I добивался, чтобы дворяне считали государственную службу своим долгом. В 1722 г. он издал Табель о рангах — документ, который вводил принцип выслуги и окончательно устранял все еще существовавший в стране принцип местничества. Дворяне могли теперь дослужиться до высших государственных чинов и реально приблизиться к власти.