Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

8.3. Торговля и финансы

Во второй половине XIX в. завершилось формирование всероссийского рынка. Производство и потребление окончательно приобрело товарный характер.

Рост производства и рост рынка — две взаимосвязанные стороны одного процесса. Тяжелая промышленность, развиваясь, создавала рынок для себя, поскольку ее продукцию составляли средства производства, необходимые для развития промышленности. Развернувшееся железнодорожное строительство значительно увеличило этот рынок.

Рынок легкой промышленности также расширяется с развитием самой промышленности. Развитие промышленности означало увеличение количества вольнонаемных рабочих, которые вынуждены были покупать все необходимое для потребления. Увеличению рынка легкой промышленности способствовал промышленный переворот. В результате технического перевооружения падали цены на промышленные товары и фабричный ситец вытеснял домотканое полотно. Наконец, с ростом товарности сельского хозяйства деревня все больше покупала промышленных, в том числе потребительских, товаров.

Железные дороги увеличивали рынок не только тем, что поглощали промышленную продукцию. Они увеличивали рынок, присоединяя к нему окраины империи. Использование железнодорожного транспорта позволило доставлять в центральные районы России среднеазиатский хлопок и зерно из Сибири. Железные дороги превратили Россию в единый рынок сельскохозяйственной продукции, завершив формирование всероссийского рынка.

Правительство активно защищало внутренний рынок от иностранных товаров. Так, в 1891 г. была установлена таможенная пошлина на все иностранные товары в размере 33 % от их стоимости. По сравнению с 1868 г. импортные пошлины, например, на чугун повысились в 10 раз, на рельсы — в 4,5 и т. д. В то же время экспортные пошлины были незначительными.

По мере развития промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Постепенно падало значение ярмарок, они носили сезонный характер и располагались на перекрестке водных путей и сухопутных трактов. К началу XX в. их насчитывалось более 16 тыс. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировывались товарные биржи, которые функционировали по специализированному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материалов и т. д.

Своими масштабами отличалась Нижегородская ярмарка. Ее оборот достигал 200 млн руб. в год, что составляло пятую часть оборотов всех русских ярмарок, вместе взятых. Она имела универсальный характер, работала с 15 июля по 10 сентября — разгар речной навигации. Другие же ярмарки имели специализацию: Ирбитская — пушнина, Ильинская в Тюмени — сырые кожи и т. д.

Стационарные торговые заведения подразделялись на пять разрядов, с учетом которых устанавливалась стоимость патента и размер промыслового налога. К первому разряду относились оптовые магазины и склады, крупные предприятия, занимавшиеся скупкой, хранением и перевозкой сельхозпродуктов, большие рестораны и аптеки. Ко второму — заведения оптово-розничной торговли, куда входили средние по оборотам оптовые склады, магазины, трактиры. Третий разряд составляли мелкие лавки, чайные и распивочные. В четвертый входили палатки и лавки. Пятый разряд был установлен для развозной и разносной торговли.

В 1885 г. в России действовало более 126 тыс. различных крупных и оптовых предприятий, 274 тыс. стационарных лавок, и более 153 тыс. палаток и ларьков. Около 170 тыс. чел. торговали в развоз и в разнос. С 60-х гг. XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге появился особый род торговых заведений для торговли мукой и хлебом — лабазы.

В конце XIX в. в России действовала 21 биржа. К 1910 г. их число возросло до 76, включая девять хлебных, лесную (в Минске) и каменноугольную (в Харькове). В Петербурге помимо основной товарной биржи открылись четыре специализированные: яичная и курятно-дичная, винная и чайная, фруктовая, мясная; в Москве также появились мясная, пищевых продуктов и вин, хлебная. Развитие биржевой торговли было вызвано формированием монополистического капитализма и подчинением оптовой торговли крупным промышленным объединениям и коммерческим банкам.

Во второй половине XIX в. значительно выросли объемы внешнеторгового оборота, страна быстро входила в мировой рынок. Первое место в составе экспорта занимал хлеб, второе — лес, далее следовали лен и семена масличных культур. Промышленные товары составляли всего 3—4 % экспорта, причем основная их часть вывозилась в страны Азии.

Первое место в составе импорта занимали машины, отодвинув на второй план хлопок. Третью позицию занимал металл. Таким образом, Россия ввозила преимущественно товары промышленного потребления. Импорт в основном промышленных товаров, а экспорт большей частью сельскохозяйственной продукции свидетельствовали о том, что Россия оставалась аграрной страной.

Подавляющая часть внешнеторгового оборота (до 80 %) приходилась на европейские страны — Англию и Германию, остальное — на Азию и США.

Первая мировая война значительно расстроила сложившиеся экономические связи. С ее началом железные дороги оказались забиты военными эшелонами. Для хозяйственных грузов не хватало подвижного состава. Экономическая система оказалась раздробленной на изолированные друг от друга районы. Это привело к тому, что, в то время как на юге скапливались излишки продукции, на севере начались продовольственные трудности. В Донбассе росли горы угля, а заводы останавливались из-за недостатка топлива.

Война вызвала снижение сельскохозяйственного производства и нарушила товарооборот между городом и селом. Промышленность, выполняя военные заказы, резко сократила производство товаров для деревни. В условиях начавшейся инфляции продавать сельскохозяйственную продукцию за деньги стало невыгодно. В итоге в городах промышленного центра и Севера стало не хватать продовольствия. Для регулирования и управления хозяйством были образованы в 1915 г. особые совещания — по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию. Действие этих органов было направлено на налаживание расстроившихся экономических связей.

Были прерваны многие внешнеэкономические связи, прекратился импорт оборудования и сырья для промышленности. Союзники России, охотно поставлявшие до войны вооружение, перестали принимать новые заказы, а изготовленное по старым заказам оружие стали направлять в свои армии. Но более серьезным ущербом для России было то, что она оказалась «выбитой» из западноевропейской экономической системы. Фронты расположились так, что осуществление внешнеэкономических связей оказалось невозможным. Произошло не только сокращение масштабов внешней торговли, но был перекрыт и денежный поток от французских и бельгийских банков иностранным предпринимателям, действовавшим в России. Значительная часть иностранных предпринимателей покинули страну. Началось массовое закрытие фабрик и заводов.

Большие изменения претерпела финансовая система. В 1882 г. был создан Крестьянский поземельный банк для кредитования крестьян. В 1885 г. основан Дворянский банк. В 1883 г. возобновлено учреждение акционерных банков. Особенностью банковской системы в России было то, что во главе ее стоял Российский государственный банк. Его основной капитал составляли государственный золотой фонд и средства госучреждений. На Западе главные банки в странах не являлись собственностью государств и были акционерными. Госбанк был эмиссионным, то есть именно он выпускал бумажные деньги. Несмотря на появление акционерных банков, население больше доверяло Государственному банку: в 1895 г. срочные вклады в Госбанк превышали сумму вкладов во все акционерные банки России.

В начале XX в. одновременно с образованием промышленных монополий в России проходил процесс концентрации банков и формирование финансовых групп. Следует отметить, что крупнейшие акционерные банки находились в зависимости от иностранного капитала: до 40 % акций и более принадлежало иностранным банкам. Лидирующие позиции принадлежали Русско-Азиатскому, Петербургскому международному и Азово-Донскому банкам. Им принадлежала почти половина всех банковских активов страны.

Одним из направлений их работы было активное вмешательство в деятельность предприятий самых различных отраслей. Так, Петербургский международный банк осуществлял контроль над судостроительным заводом «Руссуд», предприятиями горной, металлургической, стекольной, текстильной промышленности, железнодорожными компаниями, соляной монополией «Океан». Азово-Донской коммерческий банк оказывал влияние на «Продамет» и «Продуголь», финансировал некоторые уральские металлургические предприятия и т. д. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.

На 1 июля 1914 г. в России насчитывалось 47 акционерных коммерческих банков: в Петербурге — 13, в Москве — 8, в провинции — 26. Столичные банки открывали свои филиалы и отделения по всей стране, их количество за 1900—1913 гг. увеличилось почти в три раза. Также развивались общества взаимного кредита, сеть сберегательных касс и др.

Начиная с 80-х гг. XIX в. правительство вносит изменения в систему налогообложения. В 1882 г. были понижены выкупные платежи, а 14 мая 1883 г. была отменена подушная подать для основной массы крестьян. В результате крестьяне были освобождены от уплаты около 53 млн руб. в год. Эти средства были компенсированы подоходным земельным налогом (1875 г.), акцизами и введенным в 1898 г. государственным промысловым налогом, которым облагались не предприниматели, а предприятия (менее 20 % прибыли). Акцизы, или косвенные налоги, были введены на товары массового спроса: водку, табак, спички, керосин, сахар, хлопчатобумажные ткани и т. д. Увеличился гербовый сбор.

За счет новой налоговой системы дефицит государственного бюджета был устранен. Государственные доходы благодаря этим источникам выросли с 651,7 млн руб. в 1881 г. до 780,7 млн в 1886 г.

В 1895 г. в России была введена винная монополия, то есть исключительное право государства на торговлю спиртными напитками,— к началу XX в. доход от нее вырос в 7,5 раза.

Все эти мероприятия позволили в 1894—1895 гг. стабилизировать рубль и провести денежную реформу, подготовка которой началась в первой половине 80-х гг. XIX в. В 1884 г. министр финансов Николай Христианович Бунге (ученый, юрист по образованию, экономист и финансист по опыту работы), убедившись в невозможности стабилизации рубля на прежней серебряной основе, перешел к политике девальвации и взял курс на золотую валюту. Чтобы уравнять бюджетные расходы и доходы, он повысил косвенные налоги и прямое обложение зажиточной и богатой части населения; таможенные тарифы были также увеличены и стали взиматься золотом.

Политика Н. Х. Бунге позволила накопить золота и золотых монет на 125 млн руб., что послужило первой ступенькой будущей денежной реформы.

Преемник Бунге Иван Алексеевич Вышнеградский поддержал и продолжил стратегию предшественника — борьбу с дефицитом государственного бюджета в двух главных направлениях: всемерная бережливость и экономия в расходовании денежных ресурсов и увеличение доходов, прежде всего за счет повышения косвенных налогов. И. А. Вышнеградский ввел два новых акциза: на спички и керосин (осветительное масло).

В сфере денежного обращения Вышнеградский стремился сдержать эмиссию кредитных билетов. Тактика министерства в этот период состояла в том, чтобы выпускать бумажные деньги в обращение небольшими партиями в 25—50 млн руб. в основном весной или осенью, когда спрос на наличные деньги обычно возрастает.

Такая тактика позволила решить две задачи: почти втрое увеличить золотой запас (до 361,5 млн руб.) и вплотную приблизиться к решению проблемы устойчивости государственного бюджета. Это был еще один крупный шаг на пути к новой денежной реформе.

В августе 1892 г. эстафету принял Сергей Юльевич Витте. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России как несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка. Но в отличие от Бунге и Вышнеградского, преувеличивавших значение финансовой стабилизации для развития экономики и являвшихся по сути проводниками идеи монетаризма (экономическая теория, рассматривающая денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной культуры), новый министр финансов всю свою финансовую политику направлял на стимулирование производственных инвестиций, понимая, что без них невозможен экономический рост.

Первыми шагами С. Ю. Витте были решительные меры против денежных спекулянтов — как на российских, так и на зарубежных биржах. Отечественных спекулянтов он наказывал крупными штрафами, установив строгий контроль за денежными операциями. За рубежом «рублевая» биржа находилась в Берлине, так как треть экспорта России приходилась на долю Германии. Поэтому немецкие и русские торговцы часто пользовались ее услугами. В 80-х гг. XIX в. в обращении на этой бирже находилось до 10 млн бумажных рублей. Естественно, что именно здесь сложилась благоприятная обстановка для биржевых спекуляций, оказывавших заметное влияние на колебание курса рубля. В 1894 г. Витте направил в Берлин своих агентов, которые скупили рубли в тот момент, когда цены были низкими. Кроме того, они заключили сделки на срок (фьючерсные) еще на 30 млн руб. Свободных рублей в Берлине не оказалось. После такого урока «рублевые» биржи в Берлине так и не смогли оправиться, а Министерство финансов получило возможность предотвращать резкие скачки курса рубля, оперативно воздействуя на спрос и предложение с помощью текущих резервов.

В январе 1895 г. начался второй этап денежной реформы: Государственный банк в качестве эксперимента получил право покупать и продавать золотые монеты по биржевому курсу. В 1897 г. был принят закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Действовавший до этого временный курс обмена кредитных билетов (1 : 1,5) был закреплен бессрочно. На его основе началась чеканка новых золотых монет: 7,5 (пол-империала), 10 (червонец, основная монета), 15 (империал) руб.

Завершающим шагом денежной реформы стал указ о расширении самостоятельности и ответственности Государственного банка в области эмиссии кредитных билетов. Их выпуск должен был стать строго ограниченным потребностями денежного обращения под обеспечением золотом. Рублевая эмиссия до 600 млн руб. покрывалась золотом на 50 %.

Реформа была проведена безболезненно и аккуратно. Она не носила конфискационного характера и практически не вызвала недовольства, усилила прилив отечественных и иностранных капиталов в экономику и способствовала тому, что к концу века Россия стала превращаться из чисто аграрной страны в аграрно-индустриальную державу со средним уровнем развития. Россия обеспечила себе стабильность денежной сферы, по крайней мере до Русско-японской войны и первой русской революции.

Но расходы бюджета росли гораздо быстрее, чем доходы. Деньги тратились на огромный бюрократический аппарат, поддержание помещичьих хозяйств, военные нужды и выплату процентов по иностранным займам. На 1 января 1914 г. государственная задолженность России по внутренним и внешним обязательствам составила около 9 млрд руб. Но в целом финансовая система накануне Первой мировой войны сохранила устойчивость. На 1 января 1914 г. сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, достигла 1665 млн руб., которые опирались на 1695-миллионный золотой запас.

Расстройство финансов вызвала Первая мировая война. Общие финансовые расходы на войну составили астрономическую сумму — 39 млрд руб., что привело к огромному бюджетному дефициту, который за четыре года войны составил 49 млрд руб.: каждый день войны обходился России в 50 млн. Для оплаты этих расходов правительство постоянно осуществляло внутренние и внешние займы. На уплату только одних процентов по ним надо было тратить ежегодно 3 млрд руб.

Началась безудержная эмиссия денег. С 1914 по 1917 г. сумма кредитных знаков, находящихся в обращении, увеличилась до 9,1 млрд руб., в то время как золотой запас составлял чуть более 1,5 млрд. Такая эмиссия вела к инфляции. Стоимость бумажного рубля к моменту Февральской буржуазной революции упала до 27 довоенных копеек, а к Октябрьской — до 7. Платежный баланс России был пассивным в связи с закупками вооружения за границей и сокращением экспорта. Участие России в войне не только подорвало финансовую систему, но и самым тяжелым образом отразилось на экономике страны.