Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Липцик_ Авторское право и смежные права.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
5.91 Mб
Скачать

7.1.2. Объект охраны

Объектом охраны является личное выступление артиста-исполнителя. Речь идет об объекте нематериального характера, отличающемся от про­изведения. Таким образом, защита выступления артиста не подчинена требованию оригинальности или индивидуальности (см. гл. 2, п. 2.1.2).

Исполнитель занимается артистической деятельностью, одна­ко, как отмечает В. Де Санктис, это выражение не является синонимом литературного или художественного творчества, так же как последнее не является синонимом выражения интеллектуальная продукция (De Sanctis 1962: № 1: 25, suiv). Выступление артиста заключается в реализации произведения, уже созданного автором и включающего всю совокупность составляющих его элементов. В. Де Санктис подчеркива­ет, что исполнитель является посредником между творцом и публикой, так как он передает мысль уже полностью и конкретно сформу­лированную автором произведения. Исполнитель необходим для того, чтобы пробудить в публике эстетические чувства, присущие исполняе­мому произведению, однако он не вносит ничего нового в то, что каса­ется составляющих элементов этого произведения: произведение явля­ется вещью в себе, даже если оно создано для того, чтобы быть реали­зованным через исполнителя, и даже если только исполнение позволя­ет публике оценить это произведение.

В. Де Санктис уточняет, что это не противоречит тому, что исполне­ние может по своим художественным качествам оказаться выше соответ­ствующих качеств исполняемого произведения и именно исполнение может, прежде всего, вызвать интерес публики. Он пишет далее: «Может случиться так, что актер или исполнитель вообще создаст собственный специфический образ, свой стиль, который нельзя спутать с другим, даже создать какой-то персонаж. Однако содержание этой творческой работы не является сложным комплексом идей, чувств, фактов, которые могут послужить для третьих лиц элементами для создания новых про-

II*

324 Авторское право и смежные права

изведений и поэтому творчество исполнителя не является звеном в цепи культурной эволюции человечества».

7.1.3. Правообладатели

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 3 (а) Римской кон­венции 1961 г., под артистами-исполнителями понимаются «актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют, или каким-либо иным образом уча­ствуют в исполнении литературных и художественных произведений».

С некоторыми вариантами подобное определение было принято в национальных законодательствах различных стран, например в Бразилии (ст. 4.ХП), Колумбии (ст. 8.К), Коста-Рике (ст. 77.а), Франции (ст. L. 212-1, бывшая ст. 16 закона 1985 г.), Доминиканской Республике (ст. 17.J) и Испании (ст. 101, в которой специально говорится, что режиссер и ди­рижер пользуются правами, признаваемыми за артистами).

Доклад, представленный генеральным докладчиком на Дипломати­ческой конференции 1961 г., показал, что в ходе дебатов было специаль­но подчеркнуто, что в Римской конвенции выражение «литературные или художественные произведения» имеет тот же смысл, что и в Берн­ской конвенции и во Всемирной конвенции об авторском праве и что оно включает, в частности, музыкальные, драматические и музыкально-дра­матические произведения.

Кроме того, было решено, что руководители инструментальных или вокальных ансамблей должны включаться в категорию «артистов-испол­нителей»20. Однако из этого определения исключается целый ряд лиц, которые, хотя и выполняют артистическую работу, не являются испол­нителями литературных или художественных произведений, например артисты варьете и цирка (эквилибристы, воздушные акробаты, акроба­ты, клоуны, фокусники, иллюзионисты), а также артисты, занятые во вспомогательных ролях, которые не выполняют творческую работу (ста­тисты и другие вспомогательные участники спектакля), а также те, кто выполняют технические функции (рабочие сцены, реквизиторы и т. д.)21.

Однако ст. 9 Римской конвенции22 позволяет договаривающимся государствам расширить сферу охраны, включив в нее артистов, кото­рые не исполняют литературных или художественных произведений.

См. акты Дипломатической конференции о международной охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций: Actes 1967: 42.

21 См. «Руководство к Римской конвенции и к Конвенции о фонограммах», написан­ное Клодом Массуйе (Masouye 1982: 26).

- Римская конвенция, ст. 9: «Путем принятия внутреннего законодательства и под­законных актов любое Договаривающееся Государство может распространять предостав­ляемую настоящей Конвенцией охрану на артистов, не исполняющих литературных или художественных произведений». См.: Международные 1993: 454.

Смежные права 325

( Это положение, которое можно считать излишним, по-видимому, дол­жно компенсировать ущерб, причиненный некоторым из заинтересован­ных лиц вследствие их исключения из сферы применения ст. 3.) В этом смысле французский закон от 1985 г., ст. 16 (в настоящее время CPI, ст. L. 212-1) в соответствии с Римской конвенцией специально исключа­ет из сферы охвата «вспомогательный артистический персонал», с одной стороны, однако, с другой, -- включает лиц, которые исполняют «эст­радные номера, артистов цирка и кукловодов».

Ст. 19 Конвенции также является крайне важной, так как в ней го­ворится, ч го начиная с того момента, когда артист-исполнитель дал со-1ласие на включение своего исполнения (в звуковую запись или запись звука и изображения), он лишается охраны против любого использова­ния указанного исполнения в видео- или аудиовизуальном произведе­нии23. Таким образом, Римская конвенция не содержит охрану выступле­ний артистов, включенных в аудиовизуальные произведения. Это поло­жение фигурирует также в некоторых национальных законодательствах (например, Колумбии, ст. 168; Доминиканской Республики, ст. 128).

Выражение «права артистов-исполнителей» подразумевает разре­шение одного из первых конфликтов, который, как мы уже говорили, возникли между заинтересованными сторонами. В самом деле, артисты-исполнители стали правообладателями, в частности в том, что касается вторичного использования записей. Вообще выражение «артист-испол­нитель» означает, что речь идет о тех, кто участвует в коллективном исполнении музыкальных произведений (оркестра или хора), в то вре­мя как выражение «артист-интерпретатор» применяется к музыкантам, которые выступают индивидуально (дирижер оркестра и солисты), а также к актерам. Некоторые утверждают, что правообладание должно быть предоставлено лишь основным артистам, так как только они «ин­терпретируют» произведения, привнося в них собственную индивиду­альность, в то время как второстепенные «артисты-исполнители» следу­ют указаниям лица, которое руководит исполнением, и могут продемон­стрировать лишь свои профессиональные качества, в то время как «ин­терпретация» произведения не зависит от них24.

Римская конвенция, ст. 19: «Невзирая на положения настоящей Конвенции, ст. 7 перестает применяться, если артист-исполнитель дал согласие на включение своего ис­полнения в звуковую запись или запись звуков и изображений». См.: Международные 1993.

:4 В качестве примера можно привести аргентинский Закон об интеллектуальной собственности 1933 г., в котором в п. 1 ст. 56, касающейся вторичного испо!ьзования, право на простое вознаграждение предоставляется исполнителям. Использование терми­на «исполнитель» без каких-либо уточнений привело к тому, что до 70-х годов господ­ствовало мнение, согласно которому это право предоставлялось лишь дирижерам и со­листам, а простые исполнители, то есть участники оркестра или хора, исключались из этой категории. Последние вели длительную борьбу, чтобы изменить существовавший порядок вещей (см.: Villalba, Lipszyc 1976: 79, suiv.).

326 Авторское право и смежные права