Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НРД конечный.doc
Скачиваний:
127
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Глава 8. Экуменизм и «организация объединенных религий»

8.1. Экуменизм

В начале ХХ в. появляется экуменическое движение (греч. ойкумена – вселенная), изначально – движение за создание единой вселенской христианской Церкви. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям. Одними из первых экуменических собраний были: конференция 1920 г. в Женеве (Швейцария), Лозанская конференция 1927 г. (Швейцария), а формирование экуменического движения в современном виде было довершено конференцией 1945 г. в Стокгольме (Швеция).

В 1937 г. разнообразные экуменические организации объединились во «Всемирный Совет церквей» (ВСЦ), но Вторая мировая война помешала реализации договора о единстве и только в 1948 г. был проведен первый съезд ВСЦ в Амстердаме, под лозунгом: «человеческий беспорядок и Божие домостроительство»).

В 1948 г. прошло совещание глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве. В ответ на приглашение участвовать в 1-й Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей, участники заявили об отказе, указав, что в экуменизме социально-экономические идеи преимуществуют перед задачей достижения единства в вере, а земное благоустройство ставится выше небесного спасения. В докладе архиепископа Серафима (Соболева) «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» экуменизм рассматривается как ересь, искажающая догмат о Церкви.

Последующие съезды ВСЦ: в Эванстоне, 1954 г. (лозунг: «Христос – единственная надежда мира»), Нью Дели (Индия) в 1961 г., уже с участием Русской Православной Церкви под давлением коммунистов (лозунг: «Иисус Христос – свет мира»). Официально РПЦ это мотивировалось тем, что экуменическое движение якобы «претерпело значительные изменения, свидетельствующие о его эволюции в сторону большей церковности».

После Второго Ватиканского Собора (1962-1965) католическая церковь частично встала на позиции экуменизма. Съезд в Упсала (Швеция) в 1968 г., прошел с участием католиков (лозунг: «Се творю все новое»).

Для всех съездов характерны именно лозунги, космополитизм, неясность принципов, боязнь догматизма, а свобода выражения мыслей трактуется как свобода думать, ни до чего не додумываясь. Понятие соборности заменяется понятием интегральности.

Смешение понятий ведет к сведению богословских тем до уровня дешевого фарса. По мысли экуменистов, Церковь Христова еще только создается, ни одна из существующих церквей не обладает Истиной. С православной позиции (и вообще с точки зрения здравого смысла), если это так, то и объединение существующих церквей не приведет к нахождению истины, иными словами – экуменизм может привести лишь к созданию синкретической мировой религии.

Причины возникновения и развития экуменизма: окончательное разложение протестантского мировоззрения по окончании викторианской эпохи (XIXв.) – протестантизм изжил себя и безучастно растворяется в экуменизме, гибель российской Империи, усиление масонства, активно финансирующего экуменизм: «Проблема, выдвинутая проектом объединения церквей, исповедующих Христа, близко интересует масонство и является сродной масонству, так как она содержит в себе идею универсализма. Пусть нам позволено будет добавить, что если это объединение, по крайней мере в том, что касается не римских исповеданий, стоит на верном пути, то этим оно обязано нашему ордену» (журнал «Ле Тампль» – официальный орган масонства шотландского ритуала, Париж, 1946, № 3, сентябрь-октябрь).

Экументисты ссылаются на слова Христа: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, таки они (верующие во Христа, А.Е.) да будут в нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:21). Да, Господь всех призывает, но под свою защиту – в Церковь. Экуменисты призывают к другому – к смешению всех христианских, а в дальнейшем и языческих конфессий (1970-е гг. – начало диалога с нехристианскими религиями): то есть не к единению во Христе, а в неком «божестве», объединяющем в себе все религии.

Таким образом, с православных позиций экуменизм есть ересь ересей, поскольку пытается объединить их все вместе в одну церковь. Экуменизм не имеет границ, поскольку далее идет речь об объединении со всеми живущими на земле, которые суть члены церкви.

Богословски экуменизм не выдерживает критики, поскольку избегает какой бы то ни было собственной догматики, он распространяется вширь по пластам изживших себя ересей, представляя собой религиозный аналог ООН.

На Архиерейском Соборе РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 г. были приняты «Основные принципы отношения к инославию», в которых сказано, что: «Православная церковь не может принять тезис о том, что, несмотря на исторические разделения, принципиальное, глубинное единство христиан якобы нарушено не было и что Церковь должна пониматься совпадающей со всем „христианским миром“, что христианское единство якобы существует поверх деноминационных барьеров» (II. 4), «совершенно неприемлема и связанная с вышеизложенной концепцией так называемая „теория ветвей“, утверждающая нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных „ветвей“» (II. 5), «Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».

Однако в ответ Русской Православной Церкви Заграницей, Патриарх Алексий IIзаметил: «А что касается обвинения в экуменизме, скажу, что сегодня ни одна Церковь, в том числе и русская Зарубежная Церковь, не может уйти в изоляцию. Мы живем в мире сем и должны, и будем общаться с людьми других конфессий и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда в мире распространяется глобальный терроризм, всем нужно объединять усилия против зла.

Хочу подчеркнуть, что, участвуя в работе международных христианских организаций, Русская Православная Церковь всегда свидетельствовала о Святом Православии. Ее присутствие помогало представителям западных исповеданий понять православную позицию. Никогда никто из тех, кто участвовал в работе международных христианских организаций, ни на йоту не поступились своей верой. Мы всегда свидетельствовали о Православии, о своей принадлежности к Святой Православной Церкви» (Из ответа РПЦЗ, 2001 г.).

После распада СССР Болгарская и Грузинская Православные Церкви в 1997-1998 гг. покинули Всемирный совет церквей.

В 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что Всемирный Совет Церквей переживает затяжной кризис, причина которого кроется в противоречии между декларируемым стремлением к христианскому единству и, с другой стороны, усугублением расхождений между христианами по ряду доктринальных вопросов, касающихся в первую очередь антропологии и нравственности. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что попытки пересмотра норм христианской нравственности, появившиеся в недрах протестантских общин, способствуют отчуждению православных от ВСЦ. Если бы православные христиане не обращали внимание на эти тенденции, это стало бы отступлением от христианской Истины и послужило бы поводом для раскола в самих Православных Церквах. Говоря о перспективах обновления ВСЦ, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Мы живем в мире, в котором все более значимыми становятся отношения между различными цивилизациями. В этих условиях для всех христиан важно обеспечить сохранение христианской цивилизации и содействовать построению ее добрых отношений с другими цивилизационными общностями. ВСЦ может содействовать достижению этих двух целей через защиту христианской системы ценностей и развитие диалога христиан с другими религиями и нерелигиозными мировоззрениями» [123].

По мысли великих русских духовных мыслителей, в частности, Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, мы (православные) их ничему не научим, а сами можем от них заразиться.