Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НРД конечный.doc
Скачиваний:
127
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Глава 6. Синкретические направления

В основе синкретических движений лежат эклектично объединённые, зачастую внутренне противоречивые элементы западных и восточных религиозных систем. Приверженцы некоторых из этих течений признают основные религии мира лишь как разные пути к одному Богу, но только свою религию считают истинной, способной преодолеть конфессиональные расхождения и объединить все религиозные традиции.

6.1. «Теософия» е.П.Блаватской

Термин «теософия» в заглавии раздела поставлен в кавычки не случайно. Собственно теософия – богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза. К теософам относят неоплатоников и гностиков, а также ряд деятелей Нового времени и эпохи Просвещения – Як. Бёма, Парацельса, Э.Сведенборга.

«Теософия», разработанная Е.П.Блаватской представляет собой эклектично собранные и искаженные идеи буддизма, индуизма, христианства и ряда других религий. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет, что «неправильно теософией названа новая форма буддизма, основанная Блаватской».

Елена Петровна Блаватская (1831-1891) в 1875 г. вместе с полковником Олькоттом основала теософское общество с центром в Нью-Йорке. Одной из главных целей общества было «Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям. Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке».

Девиз общества: «Нет религии выше истины». Задачи общества – изучение восточных и мировых религий, соединение всех религий в одну. Сочинения Блаватской «В дебрях Индостана», «Тайная доктрина» в основном невежественны и эклектичны. Основная мысль – изначальное существование единой религии, сохраняемой до настоящего времени некими адептами, постепенно искаженное жрецами в корыстных побуждениях. Все религии согласны между собой и нет принципиального различия между христианством и нехристианством.

Теософская модель реинкарнации отрицает «буддийский пессимизм» и построена на «научном оптимизме» и вере в прогресс – перевоплощение происходит в эволюционном плане, от низшего к высшему, гарантируя возможность очищения человека от злых дел.

Отбрасывая «исторические корни религии», теософия стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определенной догматикой.

Отрицается роль Христа как Спасителя; по мысли Блаватской – это космическая личность, идентичная Кришне, Будде и другим «великим учителям человечества». Блаватская определяет «Зло как «подоснову» Бога или добра». То есть бог, которому поклоняются теософы, имеет злую подоснову, это – Люцифер, которого Блаватская отождествляет с Христом: «Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? Lux,Lucis– свет;ferre– носить: «Носитель света» - чего лучше? <…> Это только благодаря мильтоновскому «Потерянному раю»Luciferстал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос – греков, Люцифер – римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света, солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: «Я, Иисус, звезда утренняя» (Откров. Св. ИоаннаXXIIст.16) (Цитата из Писания искажена и не дословная! – А.Е.) Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды – слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!».

Е. П. Блаватская являлась редактором журнала «Люцифер» совместно с Анни Безант (последовательница Блаватской) вплоть до своей смерти в 1891 г. Она именовала сатану «педагогом» и по ее словам: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуализм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли»; «Что касается Бога, то мы не можем рассматривать Его, как вечного или бесконечного, или самосущего. Нет места Ему при наличии Материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны, другими словами, мы верим только в Материю, в Материю, как видимую Природу» [9].

В Россию теософское движение пришло в начале ХХ в. Первое теософское общество было открыто в Калуге (где затем печатались и основные теософские издания), причем местный священник отслужил молебен при его открытии! В теософии в основном господствовали женщины.

В 1912 г. индийский юноша Джибту Кришнамурти (принявший имя Альцеон) был объявлен воплощением Великого Учителя. Теософия все в большей степени приобретает антихристианскую направленность. Однако в 1929 г. Кришнамурти порывает с теософией, уезжает в США, где становится религиозным писателем пантеистического толка.

Некоторые религиозные философы (в частности, Вл. Соловьёв) видели в «теософии» приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления. В «Русском Обозрении» (1890 г.) Вл. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии».

Родственники Е. П. Блаватской пишут, что с детства она была одарена большим запасом внутренних психических сил, которые находили проявление в явлениях медиумизма. Но впоследствии, достигнув приблизительно тридцатитрехлетнего возраста, она полностью подчинила эти силы своей воле. В начале 1860-х гг. в России Блаватская устраивала спиритические сеансы – для завоевания авторитета среди последователей демонстрировала «нарушения законов материальной природы», которые включали падение ей в руки с потолка писем, как она утверждала, исходивших от Махатм, необъяснимые появления различных предметов (цветов, чашек, брошек), «энергообмены» и т. д. Однако эти вещи носили характер мистификаций.

В 1892 г. Всеволод Соловьёв (старший брат Вл.Соловьева) выпустил книгу «Современная жрица Изиды», где Блаватская и ее идеи подвергались резкой критике. В книге сообщается, что во время одной из встреч Вс. Соловьева с Е. П. Блаватской, она высказала ему следующее: «Что ж делать, — говорила она, — когда для того, чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, когда для того, чтобы их увлечь и заставить гнаться за чем бы то ни было, нужно им обещать и показывать игрушечки… Ведь будь мои книги и „Теософист“ в тысячу раз интереснее и серьёзнее, разве я имела бы где бы то ни было и какой бы то ни было успех, если б за всем этим не стояли феномены? Ровно ничего бы не добилась и давным-давно поколела бы с голоду. Раздавили бы меня, … и даже никто не стал бы задумываться, что ведь и я тоже существо живое, тоже ведь пить-есть хочу… Но я давно уж, давно поняла этих душек-людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Вот вы так „не удовлетворены“ моими феноменами, а знаете ли, что почти всегда, чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается. Я могу вам рассказать на этот счёт когда-нибудь такие анекдоты, что животики надорвете от смеху, право! Громадное большинство людей, считающих себя и считающихся умными, глупы непроходимо. Если бы знали вы, какие львы и орлы, во всех странах света, под мою свистульку превращались в ослов и стоило мне засвистеть, послушно хлопали мне в такт огромными ушами!…».

Однако книга Вс. Соловьева подверглась резкой критике со стороны либеральной публики. С опровержением книги Вс. Соловьева выступила сестра Е. П. Блаватской — В. П. Желиховская. В своей книге «Е. П. Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В. П. Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву» В. П. Желиховская приводит письма Вс. Соловьева к Е. П. Блаватской, которые, как утверждает Желиховская, показывают, что обвинения выдвинутые им против её сестры являются фальсификацией и клеветой.

Один из экземпляров книги «Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути» Е. П. Блаватская подарила Л.Н. Толстому. Дарственная надпись гласила: «Графу Льву Николаевичу Толстому “Одному из немногих” от автора Е. Блаватской». По воспоминаниям, в 1906 г. Л. Н. Толстой говорил о том, что Е. П. Блаватская «писала из Англии лет 15 тому назад»; «Книги известные. В них много хорошего, нехорошо только то, [что] они говорят о том, что не надо знать человеку» - такую запись сделал Толстой. Изречения из подаренной книги, он использовал в своих книгах-напутствиях: «Мысли мудрых людей», «На каждый день», «Круг чтения» и «Путь жизни», подписывая «Браминская мудрость», что говорит о полном непонимании сути. Также Толстой в своем творчестве использовал изречения и из теософического журнала «Teosophisner Wegwiser». В дневнике писателя от 12 февраля 1903 г. есть запись: «читаю прекрасный теософич[еский] журнал, много общего с моим пониманием». На своем экземпляре Толстой отмечает афоризмы Рамакришны, Фомы Аквинского, Е. Блаватской из «Голоса Безмолвия».

Идеи Блаватской отразились в теориях русских космистов, были близки русскому авангарду в философии и искусстве. Согласно «Новейшему философскому словарю», «ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру высоко оценили Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Николай Рерих».

Некоторые исследователи указывают на наличие в работах Блаватской (в частности, в «Тайной доктрине») так называемых «расовых теорий» о существовании высших и низших рас. Например, об этом пишут Я. Спейлвогел и Д. Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни». «Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, — благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении — они быстро вымирают». Или, например, отдельные расы людей Е. П. Блаватская называет «полуживотными» (или «полулюдьми»): например, аборигенов Австралии и Тасмании.

Блаватская поддерживала идею «духовного расизма», согласно которой некоторые расы духовно превосходят остальные. Так, семитскую расу (особенно арабов, но также и евреев), она называет духовно деградировавшей, хотя и достигшей совершенства в материальном аспекте.

Существует мнение, что оккультные идеи Блаватской, особенно связанные с её учением о расах, легли в основу оформившихся в начале XX в. оккультных учений германских авторов (в частности, ариософии Гвидо фон Листа и Ланца фон Либенфельса), которые, в свою очередь, оказали влияние на формирование идеологии Третьего рейха. Соответствующие указания можно найти в работах многих авторов, занимавшихся исследованием нацистских оккультных учений. Получившие широкое распространение в Германии начала XX в. теософские идеи (в первую очередь о расах и мистике природы), были соединены в ариософских учениях с националистическими, фашистскими, расистскими и антисемитскими воззрениями немецких авторов, и именно этот сплав идей, а не сами по себе теософские теории, лёг в основу идеологии Гитлера.

Однако необходимо отметить существенные различия во взглядах на расы между националистическими идеями Гитлера и теософской концепцией Блаватской. В частности у Блаватской арийская раса не идентифицируется с германскими народами; она также не выступала за использование силы и считала, что расовая эволюция — это естественный и неизбежный процесс, протекающий по духовным законам. Цель Теософского общества «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания» не согласовывалась с замыслами Гитлера по утверждению господства посредством геноцида, за счёт истребления целых рас и этнических групп. Видимо в связи сэтим, по личному распоряжению рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и шефа германской полиции Министерства внутренних дел Р. Гейдриха от 20 июля 1937 г. Теософские общества были закрыты, а их имущества конфискованы.

В СССР «философское наследие» Е. П. Блаватской было объявлено «одной из форм мракобесия реакционной буржуазии» и запрещено как несоответствующее официальной государственной идеологии. Члены теософских обществ в России испытали на себе гонения со стороны властей. Крупнейшее Калужское теософское общество прекратило своё существование в 1929 г. в связи с арестом 16-ти его членов.

Однако идеи Блаватской распространились по всему миру. Практически в каждой стране мира есть теософские центры. В Оксфорде существует научное общество имени Блаватской. В Голландии - университет искусств имени Блаватской. Современные оценки трудов Е. П. Блаватской имеют широкий спектр мнений. Так с одной стороны говорится о сборном, синкретическом характере ее учения. Некоторые исследователи объясняют популярность учения Е. П. Блаватской в Европе тем, что оно предлагало своего рода религию, приспособленную к мышлению людей XIX в., пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало исканиям религиозных реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма с ценностями других мировых религий.

С другой стороны, «теософию» Е. П. Блаватской оценивают как крупнейшее философское направление Запада. Указывается на то, что учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями. По мнению авторского коллектива одного из современных российских учебников по религиоведению, её теософия была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путём синтеза научного и вненаучного знания. Е. П. Блаватскую называют «выдающимся мыслителем, заложившим первые камни в здание нового мышления, разработавшим основы космогенезиса и антропогенезиса».

На Украине в Днепропетровске с 2004 г. начал работу государственный «Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи», который ставит своей задачей «возвращение имени Е. П. Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли», а также «активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е. П. Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала».

Биографы выдающегося русского композитора и пианиста А.Н. Скрябина оставили много свидетельств о его глубокой увлеченности теософскими идеями и уважительном отношении к Блаватской. Леонид Сабанеев в книге «Воспоминания о Скрябине» (1925) писал, что «Тайная Доктрина» Блаватской, а также журналы «Вестник теософии» постоянно лежали на рабочем столе Скрябина. Скрябин перечитывал «Тайную Доктрину» чрезвычайно внимательно, подчеркивая наиболее значимые места карандашом. Блаватская была для него большим священным авторитетом, чем какое-нибудь Евангелие... [84]. «Он верил … Блаватской как ребенок верит родителям, — пишет Л. Сабанеев, - в присутствии Скрябина «против Блаватской спорить было уже нельзя».

Отзывы единомышленников и последователей тем более восторженны:

  • «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!» (Е. И. Рерих);

  • «Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине [Е. П. Блаватской], тем это сейчас необходимее. Ещё недавно мы опять слышали, что некоторые люди книг не читают и в то же время со злорадством и несправедливостью невежества высказываются о том, чего они не знают и не желают. Печально, что некоторые люди желают бороться, только вовсе не там, где их борьба нужна» (Н. К. Рерих);

  • «Е. П. Блаватская, пожалуй, первая, после долголетнего пребывания в Индии, установила крепкую связь между этими «дикарями» и нашей культурой. Этим было положено начало одного из величайших духовных движений, которое объединяет сегодня [1910] большое число людей в «Теософском Обществе» (В. В. Кандинский, русский живописец, график, один из основоположников абстракционизма);

  • Согласно книге культуролога и политолога Ксении Мяло, Махатма Ганди говорил, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».

В 1991 г. киностудией «Центрнаучфильм» был снят фильм «Кто вы, мадам Блаватская?». Главную роль в фильме сыграла народная артистка России Ирина Муравьёва.

Распространение получило мнение о том, что 1991 г. был объявлен ЮНЕСКО годом памяти Е.П. Блаватской. Упоминания об этом встречаются в том числе в весьма уважаемых источниках. Однако ссылок на официальные документы ЮНЕСКО, подтверждающие факт такого объявления, в этих источниках не приводится. Доступны свидетельства частных лиц, направлявших в ЮНЕСКО запросы с просьбами подтвердить или опровергнуть эту информацию, и приводящих тексты полученных от ЮНЕСКО официальных писем. В них утверждается, что от официальных лиц ЮНЕСКО были получены ответы, в которых говорилось, что «ЮНЕСКО вообще не объявляет никакие «Годы» и занимается лишь составлением Календаря памятных дат. В Календаре памятных дат ЮНЕСКО на 1990—1991 гг., который был составлен в 1989 г., имя Е. П. Блаватской не фигурирует.

Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на все европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки.