Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gukov_cult.pdf
Скачиваний:
107
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
1.62 Mб
Скачать

Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Они видели в игре фактор воспитания коллективизма. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется

управление поведением.

Некоторые историки культуры, например В. ВсеволодовГенгросс, рассматривали человеческую игру как разновидность общественной практики, состоящую в воспроизведении жизненных явлений вне реальной практической установки. Социальная значимость игры на разных ступенях развития общества связывалась с ее коллективизирующей и тренирующей ролью. Отмечалось также, что в ходе истории эту роль постепенно начинают выполнять драматическое искусство и спорт.

В игре важна роль. Она является ключевой единицей игры, ее центральным моментом, объединяющим все ее аспекты. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Но в игры играют и взрослые.

Игра может носить индивидуальный («театр для себя») и коллективный характер.

Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой, – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двупланность обусловливает развивающий эффект игры. Социологи видят в игре способ самовыражения человека. В

избранной игре человек всегда может добиться мастерства, успеха и признания, стать лидером, что не всегда удается в реальной жизни (на службе, в семье). Игра позволяет получить самоудовлетворение, повысить самоуважение.

Психотерапевтическая роль игры

Игра полезна и с медицинской точки зрения.

54

Американский психиатр Якоб Леви Морено (1890–1974) решил помочь взрослым людям выйти из жизненного кризиса тем способом, который он подсмотрел в детских играх. В начале 1920-х годов он разработал метод игровой терапии (игротерапии), позволяющий лечить неврозы и психические недуги. Он предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека, и назвал новый метод психодрамой.

Это психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности.

Процедура групповой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Метод игровой психотерапии получил широчайшее распространение и признание во всем мире. В настоящее время созданная Я. Л. Морено психодрама широко используется в педагогике и медицине в целях личностного развития, психокоррекции, для тренировки новых поведенческих навыков.

Игровой метод широко применяется в обучении, деловые игры – в бизнесе и менеджменте (искусство управления).

Игровая концепция культуры

В мировой культурологии сложилась игровая концепция культуры. Многие мыслители внесли свой вклад в ее развитие (Э. Берн, Х.-Г. Гадамер, К. Гросс, Г. Гессе, Ф. Ницше, Й. Хёйзинга, Х. Ортега-и-Гасет, Э. Финк, З. Фрейд, М. М. Бахтин, С. Лем и др.).

Игровая культурологическая концепция рассматривает возникновение культуры как результат реализации врожденной склонности человека к игре.

Игровая концепция культуры исследует роль мифов, фантазии в мировой цивилизации, игры как всеобщего принципа становления

55

человеческой культуры и основы человеческого общежития в любую эпоху.

Цивилизационная роль игры — в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихии страстей, в возможности выбора игровых средств, в отсутствии гнета «серьезности».

Йохан Хёйзинга (1872–1945), голландский философ, историк и культуролог, впервые выдвинул новую идею об игре.

Игра является условием формирования и функционирования культуры.

Он внес существенный вклад в теорию игры как всеобщей характеристики человеческой деятельности. Основу культуры он видел в игре как высшем проявлении человеческой сущности.

В своей фундаментальной работе «Человек играющий» (1938) Й. Хёйзинга отождествлял игру и культуру на ранних стадиях истории, показывал, как проявляется игровая природа в мифах, обрядах, театрализованных действиях, в поэзии и других сферах культуры. Особенно тесно игра связана с искусством. Основоположник игровой концепции культуры Хёйзинга помещал в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, и быт, и пр. Он считал, что «игра есть основание и фактор культуры в целом».

Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру, которая возникает в форме игры (обряды, ритуалы, мифы). Хёйзинга выдвинул положение, что культура – продукт «играющего человека», результат заложенного в людях стремления к воспроизведению форм реального мира с помощью игровых приемов. Это было особенно характерно для ранних форм культуры.

В более поздних культурах игровое поведение человека реализуется в оргиях, мистериях, карнавалах, фестивалях, праздниках и пр. В различных цивилизациях придавалось большое значение разнообразным явлениям игровой культуры.

И сегодня игра как бы «вплетена» в культуру. Хёйзинга считал, что игра имеет существенное значение в формировании человека как социального существа, для его социализации. Элементы игры

56

важны для снижения социально-психологической напряженности в обществе, способствуют гуманизации самого человека путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушительных сил («разрядка»). «Игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития», – утверждал он.

Игра – форма свободного самовыражения человека в виде состязания или представления, моделирования («проигрывания») (мысленного или реального) каких-либо заведомо вымышленных или предполагаемых (вероятных) либо наверняка ожидаемых (предстоящих) ситуаций, состояний, смыслов.

«Игра есть свобода», – утверждал Хёйзинга. Игра гармонизирует человеческие отношения, это единственный способ спасти мир.

Трудно сказать, насколько этот рецепт является спасительным для общества. Но действительно, игровая культура имеет давние народные традиции и является важной формой развития искусства, общения и взаимодействия, творческого самовыражения человека.

Можно утверждать, что игра есть жизнь, а в жизни всегда есть место игре.

Игра – это развивающая форма непроизводительной активности индивида, направленной на условное моделирование той или иной реальной ситуации и деятельности.

Герман Гессе (1877–1962), немецко-швейцарский писатель, занимает особое место среди теоретиков игровой культуры.

В его романе «Игра в бисер» подчеркивается значение свободной игровой деятельности для снятия жизненных противоречий.

Игра рассматривалась им в самом широком смысле – как множество разнообразных смысловых ситуаций человеческой деятельности. Игровое поведение человека чаще всего реализуется в различного рода оргиях, мистерия, карнавалах, праздниках, фестивалях, зрелищах и пр. Высшее предназначение интеллигенции состоит в служении культуре и обществу.

Хосе Ортега-и-Гасет (1883–1955) – испанский философ и публицист, один из видных представителей концепций «массового

57

общества», массовой культуры и теории элит, противопоставляет игру обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия.

Жизнь духовной элиты сосредоточена в сфере игровой деятельности. Новое игровое искусство модернизма элитарно. Оно доступно только одаренному меньшинству. Х. Ортега-и-Гасет конструирует мир эстетической игры как мир подлинного бытия духа.

В игровой деятельности изначальная жизненная активность проявляется непринужденно, бесцельно, свободно.

Человек может подняться над тоскливым миром обыденности только перейдя в область не утилитарных отношений. Лучший пример бесцельного напряжения, считал Ортега-и-Гасет, – это спорт. Общий смысл понятий «игры» у Хёйзинги и «спортивности» у Ортеги – совпадает.

Эйген Финк (1905–1975), немецкий философ, в творчестве которого игра занимает исключительное место. В своей работе «Основные феномены человеческого бытия» он рассматривал игру как фундаментальную особенность бытия людей наряду с трудом, властью, любовью и смертью.

Он анализировал бытийный смысл, содержание, статус и формы человеческой игры, способы ее постижения.

Это специфически человеческий феномен, общечеловеческая ценность. «Ни животное, ни Бог играть не могут», – замечал Э. Финк. В игре человек выходит за пределы реального, расширяет свои возможности, способности, преодолевает заданную жизнью необходимость объективных условий и границ бытия.

По Финку, игра – основной способ человеческого общения с действительным возможным и нереальным.

Как способ становления личности игра входит в жизнь человека в детстве и сопровождает человека всю его жизнь. Игра есть один из способов осмысления жизни.

Человек «проигрывает» в своем сознании любой свой поступок, событие, встречу, разговор (состоявшиеся и предстоящие). Игра есть «инструмент» свободного выбора, средство самовоспитания, совершенствования, утверждения человека как личности. Без игры,

58

считал он, человеческое бытие превратилось бы в растительное существование.

Как и Й. Хёйзинга, Финк считал, что игра старше культуры. Ее истоки – в животном мире. Звери используют игру в качестве средства разрядки энергии, тренировки молодняка и освоения им полезных навыков. Некоторые ученые видят в играх животных, например, в брачных ритуалах, зачатки эстетической деятельности.

В первобытном обществе игровая деятельность выполняла ряд важных функций: 1) учебно-тренировочную; 2) функцию социализации; 3) творческого самовыражения; 4) формирования коллективного сознания; 5) трансляции (передачи) духовнокультурного опыта.

Например, учебно-тренировочная функция выражалась в подготовке к коллективной охоте; социализации – в подготовке подрастающего поколения к усвоению традиций и норм первобытного общества, обязанностей и ролей ее членов (особенно обряд инициации). Формой игры были праздники, ритуалы, обряды, первобытное искусство (танцы, музыка, миф). Игра выступала источником развития духовной деятельности, индивидуального и коллективного сознания.

Со времени становления классового общества, выделения религии, искусства, образования, литературы, позднее науки как самостоятельных сфер деятельности игра утеряла свое прежнее значение. Но сохранилась в виде праздников, имеющих сакральное (священное) значение общения с божественными силами, а также в виде спортивных, бытовых и зрелищных (досуговых) игр (гладиаторские бои, навмахии (морские бои), ипподромы и пр.).

Рыцарские турниры и народные игры (карнавалы, корриды, скоморохи) были неотъемлемой частью средневековой культуры.

Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975) – отечественный литературовед, философ и теоретик искусства, труды которого оказали значительное влияние на современную культурологию, рассматривал игру как форму бытия, как образ жизни широких народных масс в противовес официальному общественному порядку.

Игра, по Бахтину, – это праздничное бытие народа, неиссякаемый источник народной мудрости, свободы, фольклора,

59

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]