Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 курс / Патологическая физиология / Chastnaya_patologia_2020_Vasilyev_AE_Vasilyeva_EA.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
55.86 Mб
Скачать

отсутствие фактора Хагемана, инициатора внутреннего пути свертывания в классической теории, приводит к тромбофилиям, но не к кровотечениям,

влияние прекалликреина и высокомолекулярного кининогена (активаторов ф.XII) на свертывание крови проявляется только в исследованиях in vitro, и их недостаток у пациента выявляется случайно, т.к. клинически никак не проявляется.

Современная каскадно-матричная (клеточная) теория (2002 г) подразумевает, что в организме "внешний" и "внутренний" пути не изолированы друг от друга, а представляют собой единую систему, имеющую множество прямых и обратных положительных связей и перекрестных влияний отдельных факторов друг на друга.

Взаимодействие факторов свертывания плазмы и образование протромбиназы укладывается в 3 стадии:

1.Инициация.

2.Амплификация (лат. amplificatio - расширение, усиление).

3.Пропагация (лат. propagatio - разведение, распространение).

Врезультате выполнения трех стадий образуется тромбин, далее превращающий фибриноген в фибрин-мономеры.По данной клеточной теории "контактные" факторы (ф.ХIIa, калликреин, высокомолекулярный кининоген) имеют весьма ограниченное значение при коагуляции с целью остановки простого кровотечения, но необходимы для формирования фибрина в ходе воспалительной реакции.

1 стадия – инициация

Около 1-2% фактора VII находится в крови в активном состоянии (VIIa), но со слабой ферментативной активностью, и он не реагирует с другими факторами системы свертывания крови. Однако, как только травмируется сосуд, кровь контактирует с клетками субэндотелия (фибробластами, гладкими миоцитами, макрофагами) и тканевой фактор, находящийся на их мембране, связывает факторы VII и VIIа. В результате формируются комплексы TF-VII и TF-VIIa.

В каскаде коагуляции комплекс VIIа-TF-Ca2+ играет главную, пусковую роль.

1.VIIа-TF-Ca2+ активирует на поверхности субэндотелия фактор Х и полученный фактор Xa действует по двум направлениям:

по положительной обратной связи стимулирует образование новых порций фактора VIIa,

под влиянием фактора Ха начинает появляться тромбин, пока еще в небольшом количестве.

2.Одновременно комплекс VIIа-TF-Ca2+ ак-

тивирует фактор IX.

Таким образом, первая стадия связана с образованием комплекса TF-VIIa-Ca2+ на поверхности субэндотелия и активацией здесь фактора X, что приводит к образованию первых порций тромбина, необходимого для активации других компонентов системы гемостаза.Для превращения фибриногена в фибрин тромбина пока еще недостаточно.

371

2 стадия – амплификация

Как только обнажается субэндотелий, возникают условия для развития событий сосудистотромбоцитарного гемостаза – адгезии и активации тромбоцитов, которые предоставляют тромбоцитарный тромбопластин и соответствующие рецепторы для присоединения факторов свертывания. Сильным стимулятором активации тромбоцитов является образуемый на 1 стадии тромбин.Тромбин превращает факторы V, VIII, XI в их активные формы. Эти активированные факторы и мигрирующий от субэндотелия фактор IXa связываются с поверхностью адгезированных тромбоцитов.Таким образом, события второй стадии обеспечивают образование активных кофакторов и переход процесса активации свертывания крови от субэндотелия на активированные тромбоциты.

3 стадия – пропагация

На стадии пропагации происходит каскадная активация факторов свертывания на поверхности тромбоцитов, имеющих рецепторы для активных и неактивных V, VIII, IX, X, XI факторов, для протромбина и тромбина. Активация на предыдущей стадии небольших порций фактора VIIIa позволяет сейчас сформироваться на поверхности тромбоцитов теназному комплексу IXa+VIIIa+Ca2+ (теназа, англ. ten - десять), который будет активировать фактор X. Под влиянием теназы скорость накопления фактора Xа увеличивается в 50-100 раз. Образующийся фактор Ха и уже наличие небольших порций фактора Va позволяет сформировать протромбиназный комплекс, который наращивает темпы синтеза тромбина в зоне повреждения. После этого немедленно срабатывает положительная обратная связь – под влиянием полученного тромбина ускоряется получение фактора XIa (вторая стадия), который действует на фактор IX. Одновременно растет количество активных VIIIa (для теназы) и Va (для протромбиназы). Количество теназы (IXa+VIIIa+Ca2+) на поверхности тромбоцитов стремительно нарастает. Аналогично происходит с протромбиназой (Xa+Va+Ca2+). Эта положительная обратная связь ускоряет свертывание еще в 5-10 тысяч раз. Таким образом, в результате третьей стадии образуется значительное количество тромбина, которого уже достаточно для образования фибрина и формирования гемостатического тромба. Полученный тромбин образует фибрин-мономер из фибриногена и активирует фактор XIII (трансглутаминазу). Также (при достаточном количестве) тромбин активирует ингибитор фибринолиза TAFI, что дает время сформироваться плотному гемостатическому тромбу.

Этиология

При развитии синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания имеет место патологическая активация системы гемостаза в ответ на которую включается комплекс защитноприспособительных механизмов, которые становятся чрезмерными и являются причиной последующих патологических изменений.

Основные механизмы патологической активации гемостаза 1) Активация коагуляционного звена по внешнему пути вследствие массивного поступления в кровоток тромбопластиноподобных субстанций:

*шоки: септический, травматический, ожоговый, геморрагический, лекарственный и др.

* хирургические вмешательства на паренхиматозных органах (печень, предстательная, поджелудочная железы); *акушерская патология: постабортная септицемия, преждевременная отслойка плаценты, ручное

отделение плаценты, внутриутробная гибель плода, эмболия околоплодными водами, тяжелый гестоз беременных, экламптическая кома, разрыв матки, кесарево сечение; *острый панкреатит;

*массивные гемотрансфузии и реинфузии крови; введение гемопрепаратов, содержащих активаторы факторов свертывания;

372

*злокачественные опухоли (особенно метастазирующие), лейкозы (острый миелобластный лейкоз М3 вариант); *массивные травмы; *ожоговая болезнь.

2) Активация коагуляционного звена гемостаза по внутреннему пути вследствие повреждения эндотелия сосудистой стенки: *инфекции, особенно, генерализованные, септические состояния. *геморрагические лихорадки; *затяжные гипоксии; *хроническая почечная недостаточность; *системные заболевания; *геморрагические васкулиты.

3)Причины, в результате которых в кровоток попадают субстанции, содержащие гемокоагулирующие вещества, оказывающие непосредственное действие на протромбин и фибриноген: *отравления гемокоагулирующими змеиными ядами, ядами насекомых; отравления химическими ядами и прочее.

Первое место среди причин, вызывающих ДВС синдром, занимают генерализованные инфекции (бактериальные и вирусные), септицемии, иммунокомплексные процессы, патология беременных.

Частыми причинами развития данного синдрома являются ятрогенные воздействия:

-лечение препаратами, вызывающими агрегацию тромбоцитов, повышающими свертываемость крови, препаратами дефибринирующего действия, препаратами, снижающими противосвёртывающий и фибринолитический потенциал крови, а также длительная искусственнная вентиляция легких.

Патогенез

Основа патогенеза синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания заключается в глубокой дисфункции всех звеньев системы гемостаза, которая характеризуется последовательной их активацией и истощением. По этой причине происходит смена фаз ДВС-синдрома от гиперкоагуляции и высокой спонтанной агрегации тромбоцитов в начале до переходного периода и последующей глубокой гипокоагуляции, вплоть до полной несвертываемости крови, тромбоцитопении в конце. Уже на ранних этапах обнаруживается истощение не столько факторов свёртывания, сколько важнейших физиологических антикоагулянтовПРС и S, АТIII, и др. Депрессия физиологических антикоагулянтов тем значительнее, чем тяжелее ДВС. Она обгоняет снижение содержания прокоагулянтов. Эти нарушения вместе с тромбированием микрососудов органов и тканей, потреблением клеток крови, клеток РЭС и тромбоцитов имеют первостепенное значение в развитии стаза, гипоксии и глубокой дисфункции и дистрофии органов,что принято называть синдромом множащейся органной несостоятельности. В первую очередь страдают органы с хорошо развитой сосудистой сетью: легкие, почки, печень, ЦНС, надпочечники. Патоморфологическая картина в них характеризуется признаками тромботических и геморрагических повреждений: обнаруживаются участки ишемии и кровоизлияний. В клинике представленные механизмы ДВС-синдрома, как правило, сочетаются между собой. По течению выделяют острый (геморрагический), подострый и хронический. Летальность при развитии острого ДВСсиндрома составляет 30-50%. Процесс носит стадийный характер, проявляющийся закономерным изменениям состояния системы гемостаза: активация на начальном этапе, последующе потребление факторов, завершающееся истощением системы.

В рамках острого, подострого и хронического течения ДВС – синдрома согласно классификации М.С.Мачабели можно выделить четыре стадии:

-гиперкогуляция (ДВС I);

-коагулопатия потребления, подразделяющуюся на две подстадии:

373

а – без активации фибринолиза (ДВС II);

б – с начинающейся генерализованной активацией фибринолиза (ДВС IY);

-гипокоагуляции с генерализованным фибринолизом (ДВС III);

-стадия исходов или стадия остаточных проявлений блокады сосудов микротромбами.

Первая стадия – гиперкоагуляция. Характер течения синдрома или скорость его развития определяются длительностью первой стадии. При остром течении ДВС продолжительность ее составляет 15 – 20 минут. При стремительном течении ДВС она может резко сокращаться. Внутрисосудистое свертывания крови сопровождается потреблением коагулянтов, антикоагулянтов и тромбоцитов в процессе их необратимой агрегации. Имеет место выраженная генерализованная гиперпластинемия. Забор крови из вены в этой стадии не представляется возможным из-за тромбирования иглы. Быстро возрастает концентрация тромбина в плазме, что приводит к образованию из фибриногена большого количества фибрин-мономеров, которые не успевают полимеризоваться из-за относительного дефицита ф.XIII и соединяются с молекулами фибриногена, что еще больше препятствует процессу полимеризации фибрина.

Образуются рыхлые тромбы. В их состав входят фибрин, имеющий гелеобразную консистенцию, агрегаты тромбоцитов и эритроцитов, а при сепсисе и лейкоцитов. Эти тромбы по структуре существенно отличаются от классических пристеночных тромбов, формирующихся в крупных сосудах. Эти рыхлые сгустки крови, не прикрепленные к сосудистой стенке и содержащие нестабилизированный (растворимый) фибрин можно назвать претромбами. В некоторых случаях при ДВС-синдроме, инициированным первичным повреждением эндотелиальной выстилки, происходит образование микротромбов, прикрепленных к сосудистой стенке и содержащих, как правило, нерастворимый стабильный фибрин. Циркулирующие же микротромбы представляют собой эмболы и закупоривают мелкие сосуды, нарушая тем самым микроциркуляцию в органах и тканях. Развивается тяжелая тканевая гипоксия , метаболический ацидоз, некоррегируемые нарушения гемодинамики.

Вторая стадия – коагулопатия потребления с подстадиями 2а и 2b.

Для стадии 2а характерно истощение факторов свертывания вследствие их потребления без избыточной активации фибринолиза. Время свертывания крови, как правило, в пределах нормы. В условиях гипоксии тканей усиливается выделение из сосудистой стенки тканевого тромбопластина, происходит дальнейшая активация свертывания крови и вновь потребляются прокоа-

374

Соседние файлы в папке Патологическая физиология