Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политическая_регионалистика.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

5.3.2. Пространство шос

Восточная Евразия включает следующие регионы: Западную Азию, Центральную Азию, Восточную Азию, Южную и Юго-Юго-Восточную Азию, а также Азиатскую Россию. Глобализация оказала влияние на геополитическую структуру регионов Евразии. Образование новых центров силы и региональных межправительственных организаций, главным образом противодействующих диктату США на Евразийском континенте, обусловило формирование его новой региональной структуры. Так, образование Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) привело к появлению в геополитическом дискурсе нового понятия – «пространство ШОС».

ШОС как один из акторов современного мироустройства будет рассмотрена в разд. 6. Здесь же затронуты вопросы, касающиеся геополитического статуса Восточной Евразии, ядром которой выступает «пространство ШОС». Шанхайская организация сотрудничества была создана в июне 2001 г. и на сегодняшний день объединяет Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Таджикистан и Узбекистан, которые придерживаются сходных взглядов на тенденции мирового развития и готовы совместно искать согласованные подходы к решению международных и региональных проблем. Задачей ШОС является также укрепление регионального экономического и культурного сотрудничества. В декларации Шанхайского саммита (июнь 2006 г.), в частности, говорится: «Залог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует “шанхайскому духу”, для которого характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию. Все это имеет крайне важное значение для поиска мировым сообществом новой, неконфронтационной модели межгосударственных отношений, которая бы исключала мышление времен “холодной войны”, стояла бы над идеологическими различиями». ШОС не представляет собой антизападный или антиамериканский блок, поскольку это противоречит коренным интересам государств-участников, направленным на сотрудничество с Западом. С самого начала основу деятельности ШОС составляло взаимодействие в области безопасности, прежде всего борьба с международным терроризмом. Еще в 1999 г. началась работа над Конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая была подписана на учредительном саммите в Шанхае и содержала согласованные определения этих терминов. К проблемам международной безопасности ШОС подходит с гораздо более широких позиций, чем США и их союзники. В Вашингтоне на первое место ставят военные удары по международным террористическим центрам и давление на государства, поддерживающие терроризм (на роль которых порой избираются любые неугодные Вашингтону режимы). Для ШОС международный терроризм напрямую связан с сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Таким образом, страны – члены ШОС, координируя свою деятельность с Соединенными Штатами, действуют самостоятельно, тесно увязывая антитеррористическую борьбу с обеспечением своей территориальной целостности и гаран-тированием сохранения светских режимов власти в Центральной Азии.

Среди вопросов, рассматриваемых организацией, на передний план выходит экономическое сотрудничество. Будущее ШОС зависит от способности наладить эффективное экономическое взаимодействие, в первую очередь на региональном уровне. Выступая на Первом евразийском экономическом форуме, проведенном секретариатом ШОС совместно с ЭСКАТО и Банком развития Китая в китайском городе Сиань в ноябре 2005 г., председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго отметил, что преимущества стран Евразии заключаются в географической близости и большой экономической взаимодополняемости, обширных сферах и широких перспективах сотрудничества. В этой связи он призвал, основываясь на взаимном уважении, принципах равенства, обоюдной выгоды и открытости, выявить роль ШОС и других региональных организаций в наблюдающемся экономическом росте стран региона. Для центральноазиатских стран, где одностороннее влияние России и Китая все еще часто воспринимается настороженно, их совместное присутствие под эгидой организации, где равноправными членами являются и не такие крупные державы, а все вопросы решаются на основе консенсуса, более привлекательно. Очевидно и то, что без серьезного экономического базиса ШОС не сможет превратиться во влиятельную и действенную региональную силу. Государства Центральной Азии, Китай и Россия – страны древних и уникальных цивилизаций. Становясь все более открытыми и превращая достижения мировой культуры в неотъемлемую часть своей собственной, они стоят перед проблемой сохранения национальных традиций.

Геополитическое содержание имеют многие принципы взаимодействия членов ШОС (взаимное уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности государств, нерушимость государственных границ, ненападение, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силы в международных отношениях, отказ от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах; ненаправленность против других государств и международных организаций) и векторы сотрудничества (поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе; поиск общих точек зрения по внешнеполитическим вопросам, представляющим общий интерес; координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями; поддержка и поощрение регионального экономического сотрудничества в различных формах; эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций). Вопрос о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при оценке перспектив развития ШОС. Аналитики отмечают, что такие инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга – прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как альтернативный после того, как ЕС и США поддержали про-ект транспортного коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus Asia). Международный вес ШОС определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль организации в построении системы коллективной безопасности как в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС открыта для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были и остаются решающими в формировании ШОС, неверно расценивать ее как военную организацию, так как ее участники входят в другие международные союзы и организации с различными обязательствами. Так, для Китая его участие – вообще исключение из правила, ибо он традиционно исповедует политику неприсоединения к блокам каких-либо государств, придерживаясь самостоятельности и независимости во внешней политике. Членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так, некоторые ее инициативы, очевидно, нацелены на ослабление американского влияния в регионе, что соответствует стремлению Китая и отвечает намерениям членов ШОС создать многополярный мир.

В настоящее время просматриваются два сценария расширения ШОС:

1) консервативный, при котором будет возрастать активность стран-наблюдателей, а также будущих стран – партнеров по диалогу;

2) радикальный, при котором в состав постоянных членов ШОС войдет Иран, что неизбежно вызовет региональный кризис, дальнейшее обострение российско-американских и американо-иранских отношений.

Американская активизация на центральноазиатском направлении, участие представителей государств региона в проамериканских мероприятиях – свидетельство возникновения новой ситуации. Результатом недостаточного внимания к ней могут стать маргинализация ШОС и ослабление интереса к сотрудничеству у некоторых государств-членов, надеющихся получить большее экономическое содействие по другим линиям. Это затруднит проведение общего курса российской внешней политики, направленной на построение многополярного мира и укрепление взаимодействия в Азии. В большинстве центральноазиатских государств понимают, что политическая ориентация на Вашингтон создает много внутренних проблем. И все же имидж Соединенных Штатов и других стран Запада как успешных и богатых государств, способных оказать значительную финансово-экономическую помощь и в этом отношении более эффективных, чем политически более близкие Россия и Китай, остается высоким. В некоторых общественных кругах Центральной Азии высоко оцениваются режимы таких культурно близких государств, как Турция и Пакистан, а также экономически растущая Индия, способная создать альтернативу быстро усиливающемуся Китаю. Недостаточная активность ШОС на экономическом направлении, медлительность в принятии решений, а также непреклонная позиция по нерасширению членства в ней осложняют ситуацию.

Как отмечалось, пространство ШОС охватывает Россию, Китай и ряд других государств, входящих в регионы Восточной, Центральной и Южной Азии, за исключением Ближнего и Среднего Востока. Это дает основание называть «пространство ШОС» Восточной Евразией. В угоду национальным интересам США американские политологи стали обозначать регионы Ближнего и Среднего Востока и ряд прикаспийских государств как «Большой Ближний Восток». Проект «Большой Центральной Азии» нужно рассматривать как альтернативу ШОС. Следовательно, идея больших пространств в интерпретации американских геостратегов применительно к регионам Евразии обретает явно агрессивный характер и служит утверждению однополярного мира. В связи с этим необходимо подробнее рассмотреть состав регионов Восточной Евразии, геополитическое положение входящих в них го-сударств и деятельность региональных межгосударственных организаций, направленную на обеспечение безопасности на континенте.