Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
195858_9661C_yakimovich_yu_k_ugolovno_processua...doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
4.54 Mб
Скачать

§ 5. Уголовно-процессуальные гарантии

Уголовно-процессуальные гарантии в уголовно-процессуальной литературе обычно определяются как установленные уголовно-процессуальным законом положения, обеспечивающие реальную возможность осуществления участниками уголовного судопроизводства своих процессуальных прав.

Так, провозглашенное ст. 48 Конституции РФ и ст. 16 УПК РФ право подозреваемого и обвиняемого на защиту, обеспечивается совокупностью их прав, установленных ст.ст. 14, 46, 47, 86, 119-122, 159 УПК РФ. Среди этих прав важнейшими, в частности, являются: право лица знать в чем оно подозревается, обвиняется, давать показания, представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства и многие другие. Кроме того, гарантиями реализации их прав являются установленные УПК РФ и корреспондирующие правам обязанности (следователя, дознавателя, прокурора). Невыполнение этих обязанностей влечет признание не имеющим юридической силы соответствующего процессуального действия, при производстве которого были нарушены права участников процесса.

УПК РФ устанавливает точно также, наряду с правами, которыми наделен потерпевший, уголовно-процессуальные гарантии их осуществления. В частности, потерпевший наделен правом на судебную защиту. Гарантией реализации этого права является, например, возможность обжаловать постановление следователя, дознавателя, прокурора о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по делу в суде. Указанное выше относится также и к другим участникам уголовного судопроизводства: свидетелю, эксперту, понятому и т.д.

Изучая уголовно-процессуальные гарантии, следует иметь в виду два важнейших обстоятельства:

1) Наряду с гарантиями реализации своих прав участниками уголовного судопроизводства уголовно-процессуальный закон должен предусматривать также и гарантии установления истины по каждому делу. Между тем, гарантиями первого и второго вида (гарантиями реализации прав участников и гарантиями установления истины) существуют объективные противоречия. С одной стороны, не допускается установление истины любыми средствами, например, с использованием пыток. С другой стороны, чрезмерное расширение прав, например, подозреваемого, обвиняемого, может привести к такому положению, что расследование преступления будет серьезно тормозиться, и, в конечном счете, истина не будет установлена, а значит, не будут решены задачи уголовного судопроизводства;

2) следует также учитывать, что закон - лишь идеальная модель возможного поведения. Уголовно-процессуальные гарантии, установленные уголовно-процессуальным законом, не могут осуществляться без участия внешнего обеспечительного механизма – необходимых материальных ресурсов, политической воли государства, состояния общественного правосознания и т.п. Поэтому уголовно-процессуальные гарантии играют вспомогательную роль по отношению к гарантиям более высокого плана, гарантиям экономическим, политическим, социальным. Так, например, в соответствии со ст. 49 УПК РФ защитник допускается к участию в деле практически сразу же, как только появляется подозреваемый, обвиняемый. Однако ни для кого не секрет, что воспользоваться услугами высококвалифицированного адвоката может далеко не всякий подозреваемый, обвиняемый, поскольку до сих пор большинство граждан живут ниже черты бедности даже по официальным данным.

С другой стороны, какие бы суровые законы не принимали, задачи уголовного судопроизводства не будут выполняться до тех пор, пока большинство российских граждан не будет жить достойно, а власть имущие не только будут провозглашать лозунги о необходимости бороться с организованной преступностью, коррупцией, а проявят необходимую волю и действительную, а не мнимую решимость делать это.