Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
5.91 Mб
Скачать

66 Глава I. Национальное государство и империализм (1s71-19i4)

Германии на мировом рынке будет определяться развитием новых, экспортных отраслей промышленности, поэтому необходим отход от политики аграрного протекционизма. Каприви создал систему двусторонних торговых договоров с твердо обусловленными пошли- нами на 12 лет. Германия снизила ввозные пошлины на сельскохозяй- ственную продукцию, некоторые виды сырья и полуфабрикаты, а ее европейские партнеры открыли свои рынки для германских товаро- производителей.

Каприви придавал торговым договорам большое политическое значение. Он был убежден, что они будут содействовать экономиче- скому сближению Германии с европейскими государствами. Экономи- ческая «Срединная Европа» проектировалась им и как альтернатива колониальной политике. В 1891 г. были заключены договоры с Авс- тро-Венгрией, Италией, Бельгией, Швейцарией, в 1893-1894 гг. с Испанией, Сербией, Румынией и Россией. Снижение тарифов на пшеницу и рожь в полтора раза имело и социальные последствия. Оно несколько компенсировало ущерб трудящимся, нанесенный подоро- жанием продуктов питания в период экономического кризиса начала 90-х гг. Политика «нового курса» Каприви, которая в центр внимания поставила приоритеты развития промышленных отраслей, вызвала сопротивление юнкеров. Оно ожесточилось после включения в тор- говую систему России, договор с которой предусматривал понижение импортных тарифов на зерно на 30-50 %. Впервые в истории империи канцлер лишился поддержки восточно-прусских юнкеров, что, с уче- том особого положения Пруссии, означало серьезное ослабление его позиций. С целью противостояния политике Каприви остэльбские аграрии использовали Союз сельских хозяев, который начал вербовку своих сторонников среди крестьянства, положение которого в услови- ях индустриализации было крайне нестабильным. На рубеже XIX-XX вв. крестьяне составляли 90 % из его 200 тыс. членов.

В области социальной политики реформы Каприви дали относи- тельно скромные результаты. В 1891 г. при поддержке Вильгельма II канцлер провел через рейхстаг закон об охране труда. Он устанавли- вал обязательный воскресный отдых, 11-часовой рабочий день для женщин и 10-часовой для подростков, запрещал фабрично-завод- ской труд детей младше 13 лет. Закон учреждал арбитражные суды, формируемые из представителей государства, предпринимателей и рабочих, призванные разрешать производственные конфликты. В Пруссии удалось провести налоговую реформу. Прежняя система разделяла население на группы, каждая из которых платила почти

2. Кайзеровская империя Вильгельма II в 1890-1914 гг.

67

равную сумму налога. Реформа вводила прогрессивный подоходный налог, который несколько облегчил положение неимущих слоев. Часть налогов передавалась местному самоуправлению на решение проблем городов и общин.

В течение всего своего канцлерства Каприви пытался провести в рейхстаге военный законопроект. Он считал экономику важным, но недостаточно прочным фундаментом межгосударственных отно- шений. По его мнению, Германия в первую очередь нуждалась в силь- ной армии. Законопроект правительства предусматривал увеличение армии при сокращении срока службы с трех до двух лет, чтс позво- ляло обучить большее число призывников. Правительство не имело большинства в парламенте, и было вынуждено лавировать. Чтобы получить поддержку законопроекта депутатами польской фракции в рейхстаге, Каприви добился отмены проведенного Бисмарком закона о преимущественной продаже земель в польских областях немецким претендентам. Канцлер внес также законопроект, предусматрива- ющий возвращение католической церкви средств, выплата которых ей была прекращена во время действия законов «культуркампфа». Этот проект вызвал противодействие свободомыслящих и национал- либералов, а его изъятие из обсуждения настроило против канцлера партию Центра. В результате, большинство депутатов этих партий в мае 1893 г. проголосовали в рейхстаге против военного законопро- екта. Каприви, недовольный итогами голосования, назначил новые выборы в рейхстаг.

Этот правительственный кризис имел последствия и для развития партийной системы Германии. При обсуждении законопроекта об армии произошел раскол партии свободомыслящих. Незначительное большинство, выступившее против увеличения армии, преобразова- лось в Народную партию свободомыслящих, которая отражала на- строения в основном мелкобуржуазных слоев. Меньшинство учреди- ло Объединение свободомыслящих, которое опиралось в основном на буржуазную интеллигенцию. Этот раскол ослабил леволиберальный лагерь, в новом рейхстаге бывшим картельным партиям удалось уси- лить свое представительство и провести проект увеличения армии. Этот относительный успех ненадолго упрочил положение Каприви. Но, в 1894 г. начался конфликт имперского канцлера с главой прус- ского правительства графом Бото фон Эйпенбургом (1831-1912), который ратовал за новый, более жесткий закон против социалистов, получивших на выборах 1893 г. 1786 тыс. голосов (на 300 тыс голосов избирателей больше чем в 1890 г.), и поддерживал планы кайзера

5*

DÖ Глава I. Национальное государство и империализм (1871-1914)

о государственном перевороте. Каприви категорически отверг оба проекта. Ситуация исключала возможность сотрудничества между ними и окончилась увольнением обоих. Отставка Каприви означала конец «нового курса».

Германия в годы канцлерства X. фон Гогенлоэ

В октябре 1894 г. Вильгельм II назначил канцлером импе- рии и премьер-министром Пруссии князя Хлодвига фон Гогенлоэ (1819-1901), своего дальнего родственника. Канцлеру было почти 76 лет, поэтому его рассматривали как переходную фигуру, которая вскоре будет заменена более способным и динамичным политиком. Гогенлоэ был на свой лад поклонником Бисмарка, но настолько от- личался от него отсутствием бойцовских качеств, политической муд- рости, внутренней силы, что даже сам сомневался, имеет ли он право занимать его место. Политические взгляды Гогенлоэ не были четко выражены, что вполне подходило Вильгельму II, который надеялся, что новый канцлер будет более управляемым, чем его предшествен- ник. Но Гогенлоэ было трудно вовлечь в то, что не соответствовало его взглядам, и это свойство характера помогало новому канцлеру блокировать наиболее рискованные проекты кайзера. Со временем же его зависимость от императора, не без фамильярности называв- шего Гогенлоэ «дядюшкой», возрастала.

Приход Гогенлоэ означал резкий сдвиг правительственной по- литики вправо, поскольку «новый курс» не привел к снижению влияния социал-демократии среди рабочего класса. Предприни- мательские круги, среди которых особую известность получил крупный промышленник из Саара, депутат рейхстага барон фон Штумм, требовали прекратить социальные реформы, потому что, они, якобы, только повышают авторитет социал-демократии. По требованию Вильгельма II канцлер отверг предложения группы прусских чиновников, поддержанных рейхстагом, не ограничи- ваться реформами в области социального страхования, а принять более обширное трудовое законодательство, привлечь рабочих к участию в коммунальном самоуправлении, гарантировать им под- линное равенство в правах. Имперское правительство не только отклонило эти предложения, но в течение 1894 г. уволило в отстав- ку всех инициаторов проекта. Эта акция означала замораживание курса социальной политики.

В период канцлерства Гогенлоэ при поддержке кайзера был пред- принят ряд попыток наступления на социал-демократию. В декабре