Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
5.91 Mб
Скачать

5. Раскоп Германии

377

Первым практическим шагом к расколу Германии стало сове- щание военных губернаторов американской и английской зон с участием премьер-министров земель Бизоний. На этом совеща- нии, которое прошло 7-8 января 1948 г. во Франкфурте-на-Майне, Л. Клей огласил план создания правительства Западной Германии. План предполагал расширение полномочий Экономического со- вета Бизоний (право принимать законы, утверждать бюджет и др.), который, по сути, превращался в подобие нижней палаты парламента; образование Совета земель (по сути второй палаты парламента, сформированной по принципу федерализма); и созда- ние Административного совета, который фактически выполнял бы роль кабинета министров. План Клея в принципе совпадал с поже- ланиями политической и предпринимательской элиты Западной Германии, поэтому совещание одобрило американскую программу, а управленческий аппарат Бизоний приобрел полугосударствен- ный статус.

Следующим реальным шагом к расколу стала Лондонская конфе- ренция по германскому вопросу министров иностранных дел США, Англии и Франции. Она проходила с 23 февраля по 1 июня 1948 г., причем советский министр туда приглашен не был, зато участвовали министры иностранных дел Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, а также К. Аденауэр и К. Шумахер.

Главноначальствующий СВАГ маршал В. Д. Соколовский потре- бовал в СКС от своих коллег разъяснений и предоставления инфор- мации о ходе Лондонской конференции, но представители западных держав отказались это сделать. Тогда 20 марта 1948 г. Соколовский от имени советского правительства сделал заявление, в котором обвинил США, Англию и Францию в сепаратных действиях; в том, что они «взорвали» союзнический контрольный механизм; что те- перь Контрольного Совета, как органа верховной власти в Германии, «фактически уже не существует», и в качестве председательствую- щего распустил заседание. Союзный Контрольный Совет более не собирался.

В Лондоне же было решено:

созвать в ближайшее время учредительное собрание, которое разработает конституцию для западногерманского государ- ства;

распространить на три западные оккупационные зоны Гер- мании действие «плана Маршалла»; создать особый орган по контролю над Руром из представителей участвовавших в кон-

378 Глава V. Возникновение германского вопроса в годы Второй мировой войны

ференции государств (без СССР, а это было одним из главных требований советской дипломатии!); • принять согласие Франции на присоединение своей зоны к Би- зоний (объединение трех зон впоследствии получило название «Тризония»).

На конференции в Лондоне было принято также секретное решение — провести в Тризонии денежную реформу. Таким об- разом, западные державы договорились между собой о создании сепаратного западногерманского государства со своей конститу- цией, парламентом, правительством и валютой. Но решение по- добных вопросов по Германии, согласно Ялтинско-Потсдамским договоренностям, должно было входить или в компетенцию Со- вета министров иностранных дел четырех держав, или Союзного Контрольного Совета. Созыв конференции по этим вопросам без представителей СССР и приглашение на него стран, не входящих в СМИД, было воспринято в Москве как вызов, как разрыв запад- ными державами четырехсторонних соглашений по Германии В ка- честве ответной меры 23-24 июня 1948 г. в Варшаве было созвано совещание министров иностранных дел СССР и стран «народной демократии». В итоговом документе министры иностранных дел семи восточноевропейских государств обвинили страны Запада в раскольнической деятельности и заявили, что не признают за сепаратными решениями, принятыми в Лондоне, «законную силу и моральный авторитет». Конфронтация нарастала и разразилась Берлинским кризисом.

Берлинский кризис

Кризис назревал давно, со времени разделения Берлина на 4 сектора. Непосредственным прологом к нему стало проведение западными державами в своих оккупационных зонах сепаратной денежной реформы. Реформа была нужна, так как Германия была за- валена абсолютно обесценившимися рейхсмарками. СССР выступал за проведение реформы во всех зонах одновременно, путем создания общегерманского финансового департамента и центрального эмисси- онного немецкого банка.

Как пишет в своих мемуарах Л. Клей, с октября 1947 г. в США на- чали тайно печататься новые немецкие марки и к концу того же года 30 вагонов новых денежных знаков были в условиях большой секрет- ности доставлены в Западную Германию. Готовились к проведению

S. Раскоп Германии

379

денежной реформы и в советской зоне, но американцы сработали оперативнее. Сепаратная денежная реформа в западных зонах и рас- пространение ее 23 июня 1948 г. на западные секторы Берлина резко обострили обстановку в Германии. Поток обесцененной валюты гро- зил хлынуть в советскую зону, вызвать инфляцию и дезорганизацию экономики. В качестве защитной меры СВЛГ объявила о запрещении ввоза в советскую зону, а соответственно, и в Берлин, как старых, так и новых «западных» марок. В советской зоне была срочно введена своя марка.

В ночь с 23 на 24 июня 1948 г. советские войска начинают блокаду Западного Берлина, отрезав связывавшие его с Западной Германией железнодорожные, водные и автомобильные пути. Прекратилось снабжение города электроэнергией и продовольственными товарами из советской зоны. Маршал Соколовский открыто заявил, что эти «технические трудности» будут иметь место до тех пор, пока США, Англия и Франция не откажутся от своего проекта создания «трех- зонного правительства». Оккупационные власти Тризонии ответили контрмерами, запретив западногерманским фирмам торговлю с со- ветской зоной.

Итак, в Германии появились две валюты, сложились «двойные» цены, разрушались основы свободного передвижения населения и товаров, разрывались традиционные экономические связи. Ста- лин посчитал введение в обращение немецкой марки в западных секторах Берлина удобным поводом для блокады, а затем и для присоединения западной части города к советской зоне оккупации. Ведь Западный Берлин был анклавом внутри советской зоны, отсто- явшим от ближайшей точки английской зоны на 260 км. Но одним из основных мотивов блокады (как в дальнейшем, и при возведении стены в 1961 г.) стали прозападные настроения многих восточных немцев.

Пропаганда стран Запада начала массированную атаку против «агрессивных намерений» СССР. В правящей элите США нашлись люди, которые выдвинули лозунг «Берлин стоит войны!». В штабе генерала Л. Клея строились планы прорыва блокады с помощью тан- ков. По указанию министра обороны США Дж. Форрестола в Англию были срочно переброшены 90 бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Им же была вынесена на рассмотрение действующим пре- зидентом США Г. Трумэном инициатива по использованию атомного оружия для разрешения Берлинского кризиса. Трумэн не поддался атомному психозу, но 20 июля 1948 г. он твердо заявил, что союзни-

Oöü Пгава V. Возникновение германского вопроса в годы Второй мировой войны

кам нельзя отказываться ни от Западного Берлина, ни от создания западногерманского государства.

Конфронтационное мышление тогдашних лидеров — Сталина и Трумэна, а также их союзников — толкало всех на поиск военных

путей разрешения конфликта. На блокаду Западного Берлина совет- скими войсками Запад ответил неординарно — созданием «воз- душного моста*. На протяжении 318 дней, до 12 мая 1949 г., снабже- ние Западного Берлина обеспечи- валось по воздушному мосту орга- низованному США и Англией. Это была эффективно действующая Воздушный мост(17Л0.1948) система, по которой транспортны- ми самолетами в Западный Берлин было переброшено около 1,5 млн т продовольствия, медикаментов, стройматериалов, угля и много другого.

Всего было осуществлено 195 тыс. рейсов. В среднем через каждые 3 минуты в Западном Берлине приземлялся самолет западных союз- ников. На Пасху 15-16 апреля 1949 г. был устроен демонстративный «пасхальный парад», когда американские и английские самолеты взлетали беспрерывно. В течение 24 часов они совершили 1544 рейса и доставили в Западный Берлин 12 тыс. т грузов.

Конечно же» западноберлинцы с нетерпением ждали эти рейсы. Однако преодоление блокады с помощью воздушного моста в исто риографии часто изображается односторонне — как успешная и геро- ическая акция, которая спасла жителей Западного Берлина от голода, то есть как моральная победа Запада. Весьма распространена и точка зрения» согласно которой именно советская блокада развеяла послед- ние сомнения западных стран относительно необходимости создания западногерманского государства.

Однако здесь возникает ряд вопросов: кто больше виноват в Бер- линском кризисе 1948 г. — СССР или Запад? Почему ни советскими, ни западными политиками не были использованы более адекватные в той ситуации меры? В результате блокады Берлин оказался в центре мировых интересов, проблемой начал заниматься Совет Безопаснос- ти ООН. 12 мая 1949г. по приказу советского руководства блокада была снята. Но до сих пор неизвестна ее настоящая цель: или принуж- дение союзников к общей политике в германском вопросе или — как

S. Раскол Германии

381

сказал Сталин своим собеседникам Пику и Гротеволю изгнание союзников из Берлина.

Но Берлинский кризис обострил до предела международную ситуацию, стал одним из первых крупных кризисов холодной войны. Он ясно показал, что США и их союзники не могут изменить поли- тику СССР в Восточной Германии, а СССР не может повлиять на политику, проводимую США и их союзниками в Западной Германии. Возник тупик, и последними логическими шагами, которые предо- пределили раскол Германии, стали создание СССР и его союзниками Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г., а в апреле 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО) под эгидой США.

Таким образом, одной из главных предпосылок раскола Германии стала «холодная война». Хотя формально союзники и не отменяли решений, принятых в Потсдаме, но на деле в каждой зоне проводи- лась политика, отвечавшая геополитическим интересам Вашингтона, Лондона, Парижа и Москвы.

* * *

Определенную роль в расколе Германии сыграла и форми- рующаяся немецкая политическая элита западной и восточной зон оккупации. И та, и другая прекрасно понимали, что вывода оккупационных войск и свободных демократических выборов в обозримом будущем не будет. Обе хорошо осознавали, что они «не поместятся» на одном политическом пространстве единой Германии. Так, в общем-то, и произойдет в 1990-м г., ну а в конце 1940-х гг. одна часть политической элиты западных зон начинает ориентироваться на идеи «Объединенной Европы»; другая на идеи возрождения рейнского сепаратизма. Приверженцами «евро- пеизма» были известные ученые и политики: философ Карп Ясперс (1883-1969), историк Ханс Ротфепьс (1891-1976), лидер ХДС Кон- рад Аденауэр, один из лидеров социал-демократии Карло Шмид (1896-1979)и др.

Еще в мае 1945 г. крупный немецкий промышленник Ф. Тиссен и некоторые другие «рейнские политики» опять выдвинули идею создать из части Западной Германии небольшое «независимое Рейн- ское государство» под покровительством Франции. Надо сказать, что К. Аденауэр от этого «второго рождения» рейнского сепаратизма сразу дистанцировался. Свою прозападную и федералистскую пози- цию, которой он придерживался до конца, Аденауэр сформулировал

382 Глава V. Возникновение германского вопроса в годы Второй мировой войны

уже 5 октября 1945 г., заявив в одном из интервью, что лучше всего было бы как можно быстрее образовать из трех западных зон фе- деративное государство и тесно связать его с экономикой Франции и Бельгии.

Опять заявил о себе и баварский сепаратизм. Так, в программе Ба- варской партии, которая была принята в июне 1949 г., фигурировало требование создания «самостоятельного, жизнеспособного баварско- го государства». В 1947-1948 гг. обсуждалась и идея «нейтрализации Германии» под эгидой ООН.

Немецкая политическая элита советской зоны в массе своей была воспитана в правоверном коммунистическом духе, мыслила катего- риями мировой революции, находилась в постоянном страхе перед сталинскими репрессиями и единую Германию могла представлять только «советской социалистической республикой». Но, поскольку в условиях оккупации западной части страны англо-американо-фран- цузскими войсками это было невозможно, видела свою номенкла- турную выгоду в создании на востоке Германии «первого немецкого государства рабочих и крестьян».

Германский вопрос на сессиях СМИД

Война закончилась для Германии без заключения мирного договора, и не все страны-победительницы были заинтересованы в его скорейшем подписании. Как показал ход событий, эта ситуация «правового вакуума» более всего устраивала Запад.

Совет министров иностранных дел, учрежденный по решению Потсдамской конференции, собрался на свои сессии в 1945-1949 гг. всего б раз, но на них обсуждались десятки вопросов и одним из основных всегда был германский. Главной заслугой СМИД была выработка проектов мирных договоров с бывшими союзниками Германии Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финлянди- ей, которые были подписаны 10 февраля 1947 г. в Париже. Однако СМИД не решил главной проблемы проблемы германского уре- гулирования, так как слишком серьезными были разногласия между СССР и западными державами. Они проявились уже на первой сессии СМИД (Лондон, сентябрь-октябрь 1945 г.) и нарастали по восходящей.

На второй сессии в Париже (апрель май и июнь июль 1946 г.) СССР выступил с предложением создать общегерманс- кое правительство, которое взяло бы на себя ответственность за заключение мирного договора и обеспечило выполнение обяза-