Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кружкова, Арсланова. Экон. история.Учеб.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
881.15 Кб
Скачать

12.4. Экономическая политика «шоковой терапии»

В начале 80-х экономическая система, построенная на таких принципах, стала давать серьезные сбои, выразившиеся, в частности, во всеохватывающем дефиците, серьезнейшем расстройстве государственных финансов. И в 1985 г. с приходом к власти М.С. Горбачева о рынке заговорили вновь. Но только в 1992 г. так или иначе, и можно спорить о том, удачно или неудачно, в нашей стране была сделана реальная попытка осуществить рыночные реформы, начавшиеся с либерализации цен.

Этот период развития, в том числе и экономического, вряд ли можно назвать историей, это – современность. И оценка его, по всей видимости, будет отличаться от той, которую дадут историки и экономисты следующих поколений. Пока можно оценить краткосрочные результаты данных реформ и высказать достаточно туманные прогнозы относительно их дальнейшего развития.

Начиная экономическое реформирование, программу или концепцию экономических преобразований российские реформаторы не представили и практически не обнародовали. В качестве «образца» была взята польская программа «шоковой терапии». Реформа проводилась посредством принятия постановлений, указов, правительственных распоряжений. Расчет делался, прежде всего, на так называемую регулирующую роль цен, для чего правительством Гайдара были разом отпущены цены на большинство товаров и значительную часть услуг. Возникшая инфляция одним махом избавила экономику от «денежного навеса» (избытка денег, накопленных населением).

При шоковом переходе от регулируемых к свободным ценам неизбежно происходит спад производства. Испытывая недостаток денежных средств для закупки сырья, комплектующих, и будучи не в силах реализовать готовую продукцию (у потребителей нет денег, цены слишком высокие), предприятия оказываются вынужденными сокращать или свертывать выпуск продукции.

Сторонники шоковой терапии рассчитывали, что «шок» продлится сравнительно недолго, предприятия, выпускавшие ненужную, ставшую нерентабельной продукцию, обанкротятся. Резкий взлет цен (фактически гиперинфляция) будет кратковременным и сменится подъемом производства при умеренном росте цен. Цены будут служить регуляторами, способствуя оздоровлению экономики, повышению ее эффективности.

Наряду с ценовым регулированием должны были проводиться и другие мероприятия – ликвидация бюджетного дефицита, налоговая реформа, приватизация и т.д.

Однако реформаторы проигнорировали специфические условия России, допустили ряд ошибок и просчетов. Прежняя система управления была сломана (ликвидированы Госплан, министерства), а новая не была сформирована; экономика становилась все менее управляемой.

При отсутствии конкуренции и сохранении монополизма производителей рынок не поправил, а лишь обострил и усилил ценовые несоответствия и перекосы. Структура производства оказалась еще более деформированной. Относительный вес» потребительских товаров в совокупном национальном продукте упал, хотя ставилась прямо противоположная задача.

Вместо одного дисбаланса («денег много – товаров мало») возник другой («нехватка денег – падение спроса – снижение производства»). Обострилась проблема неплатежей, которую в значительной мере инициировала политика реформаторов. Государство задерживало выплату заработанной платы, не выполняло обязательств по оборонным заказам, поставкам топлива, сельскохозяйственной продукции.

Жесткое финансовое регулирование, проводимое по монетаристским схемам, вело к падению инвестиций, подрывало стимулы роста производства. Такого рода регулирование все в большей мере приобретало разрушительный характер.

Экономика оказалась в состоянии перманентного кризиса, продолжавшегося почти десять лет. Объем ВВП в 1999 г. по отношению к 1991 г. сократился, по меньшей мере, на 40%. Капитальные вложения провалились еще более значительно. Наибольшее падение испытали машиностроение, приборостроение, легкая промышленность. Производственное оборудование изношено и устарело, что ведет к снижению качества и конкурентоспособности российской продукции.

Сельское хозяйство находится в крайне тяжелом положении. Цены на технику, топливо, на удобрения и стройматериалы выросли намного больше, чем на продукты земледелия и животноводства. В результате издержки на большинство сельскохозяйственных продуктов (зерно, мясо и др.) превышают цены реализации, а производитель оказывается в плену посредников, многократно взвинчивающих розничные цены.

Инфляционный рост цен – одно из главных препятствий в развитии производства. Инфляция сопровождается сокращением номинального курса, сокращением покупательной способности рубля. В 1994 г один рубль стоил 41 цент; в 1999 – 4 цента.

Отказ от валютной монополии и переход к принципам валютного регулирования был проведен в стране путем быстрой и резкой перестройки прежней системы без формирования соответствующих предпосылок. Началась массовая утечка и невозвращение валютной выручки. В итоге непоследовательность и противоречивость финансовой политики в сочетании с неблагоприятными событиями на мировых финансовых рынках привели к острому финансовому кризису 1998 г.

Резко ухудшилось качество жизни основной массы населения. Денежные доходы каждого третьего россиянина ниже прожиточного минимума; 70% населения располагают менее 10% совокупного дохода, а 0,2% обладают 70% национального богатства. В стране расширялась теневая экономика и криминал.

Однако, начиная с 1999 г. в экономическом развитии наметился некоторый сдвиг. Но это довольно неустойчивый сдвиг. Он произошел не благодаря качественным, структурным изменениям в экономике. Пока не сформировались и не стали уверенно работать внутренние факторы, способные в ближайшее годы вытащить промышленность и сельское хозяйство из кризисного состояния.

Основной источник позитивных показателей – благоприятная международная конъюнктура, высокие цены на продукцию российского экспорта (топливо, металл, газ), обеспечившие приток долларов, увеличение валютных резервов, формирование бездефицитного бюджета.

Вместе с тем сработал и внутренний фактор, которого, правда, никто не ожидал. Четырехкратное падение рубля по отношению к доллару (1998 г.) сделало невыгодным немалую часть импорта. Это оживило легкую промышленность, создало более благоприятные условия для продукции сельского хозяйства. Сложнее стало заниматься спекуляциями с ценными бумагами.

К положительным результатам следует отнести преодоление товарного дефицита; дефицитом стали деньги. Рынок заполнился, притом, что экономика находилась в состоянии длительной депрессии. Преодолено в определенной степени несправедливое выравнивание доходов предприятий и работников. Появилась относительная свобода передвижения граждан между социальными стратами. В некоторых пока немногих сферах экономики появилась не очень выраженная конкурентная среда, например на рынке продовольственных товаров, жилищном рынке, рынке труда.

Остается множество нерешенных проблем. Назрела нужда в проведении более гибкой и эффективной налоговой политики. Требуется поддержка ведущих отраслей, особенно наукоемких. Необходима новая, эффективная стратегия реформ, которая будет понята и поддержана населением.