Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кружкова, Арсланова. Экон. история.Учеб.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
881.15 Кб
Скачать

9.3. Германия: вторая промышленная держава мира

В процессе индустриализации на протяжении последней трети XIX – начале ХХ вв. Германия по объемам и темпам промышленного производства заняла второе место в мире и первое – в Европе.

Предпосылки такого экономического роста сложились в 70-е гг. XIX столетия. Наконец завершился процесс объединения Германии под эгидой Пруссии. Это привело к ликвидации внутренних таможенных границ, образованию государственной системы финансов, денежного обращения и др. Возросли инвестиции в промышленность. Вместо феодально-раздробленной страны возникла великая держава с более 40 миллионным населением. Немаловажную роль в этом процессе сыграла победа в франко-прусской войне (1870 г.), Германия в качестве победительницы получила не только богатые железной рудой земли Эльзаса и Лотарингии, но и контрибуцию в 5 млрд. франков, которая была почти целиком использована на развитие промышленности.

Германские промышленные предприятия 70-х гг. ХХ в. возникали на базе новейшей техники того времени. Немецкая инженерия уступала только американской. Немаловажную роль играли и государственные заказы на вооружение. Росту тяжелой промышленности способствовало интенсивное железнодорожное строительство. В последней трети XIX в. промышленность стала играть основную роль в экономической системе страны. В начале ХХ в. там было занято уже 43 % населения, а 29 % - в сельском хозяйстве. В 60-70-х гг. Германия обогнала по производству промышленной продукции Францию, а в начале ХХ в. и Англию.

Технический уровень немецкой, относительно новой промышленности, был выше английской, относительно старой. Немецкая индустрия почти не знала проблемы технического перевооружения – сразу создавалась на новейшей по тому времени базе. Германские фирмы накануне I мировой войны стали основными поставщиками динамо-машин, трамваев, электроламп и др.

Значительно медленнее, чем тяжелая промышленность развивалась легкая и пищевая промышленности. В этих отраслях Германия отставала не только от США, но и от Англии и Франции, в первую очередь это было связано с меньшим платежеспособным спросом на внутреннем рынке.

Поскольку предприятия тяжелой промышленности не могли быть мелкими, Германия в начале ХХ в. выходит на первое место в Европе по концентрации производства. Высокая концентрация производства и капитала облегчали образование монополий, и в этот период Германия становится классической страной монополий. Перед I мировой войной в ней насчитывалось около 600 монополистических объединений.

Процесс монополизации в Германии происходил главным образом на базе картеле и синдикатов – соглашений между фирмами о ценах на продукцию, рынках и источниках сырья. Крупные монополии сложились в угольной промышленности (Рейнско-Вестфальский синдикат – 50 % угледобычи). Германские монополии стали самой большой и организованной экономической силой в Европе. Однако, превосходя английских и французских капиталистов в смысле организации, германский финансовый капитал значительно уступал им в политическом отношении. В Англии и Франции буржуазия управляла полностью, а в Германии оставалось первенство за феодалами и монархией. Германский капитализм имел военно-феодальный оттенок. Если во внутренней политике между буржуазией и юнкерами существовали противоречия, то в области внешней политики их интересы совпадали.

Объем германской внешней торговли за 1870-1913 гг. вырос в три раза, стоимость готовых товаров составляла более 70 % немецкого экспорта. Вместе с этим основной слабостью немецкой экономики оставалась зависимость от сырьевого и продовольственного импорта. Сравнительно небольшие немецкие колонии не могли покрыть сырьевой дефицит. Пришедший к власти финансовый капитал Германии, как и в других странах, нуждался и в рынках сбыта, и в рынках сырья. Сложная внешнеполитическая ситуация еще больше усугублялась «воинствующим» духом юнкерского сословия и создавала предпосылки для экономического и политического передела мира в долгосрочной перспективе.