Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кружкова, Арсланова. Экон. история.Учеб.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
881.15 Кб
Скачать

12.3. Реформы 1960-70-х гг.

В середине 60-х гг. наметился поворот в сторону поиска более эффективных методов управления экономикой. Административные методы уже не оправдывали себя. Возможности экстенсивного роста практически сходили на нет. Требовалось найти новые источники развития, использовать более действенные стимулы.

Одним из инициаторов дискуссии, развернувшейся в 1962-1965 гг. явился экономист Е. Либерман, выступивший с идеей повысить роль прибыли, пересмотреть плановые нормативы, доводимые до предприятий. Участники возникшей дискуссии предложили ввести на предприятиях фонды экономического стимулирования. Речь шла, прежде всего, о коррективах хозяйственного механизма. Не затрагивая политических основ общества, реформы должны были «подправить» административные 2новации» последних лет правления Н.С. Хрущева.

Дискуссии по совершенствованию хозяйственного механизма способствовали формированию комплекса задач по проведению экономической реформы, получившей название реформы А.Н. Косыгина (председатель Совета министров СССР).

Суть этой реформы, получившей название «косыгинской» сводилась к развитию хозяйственного расчета на государственных предприятиях и повышение самостоятельности предприятий. В отличие от предшествующих реформ, она затронула сразу несколько отраслей: промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Реформа промышленности включала три главных направления: изменение плановых показателей и отчетности; расширение хозяйственной самостоятельности предприятий; усиление материальной заинтересованности в результатах производственной деятельности.

Число планируемых сверху плановых показателей было сокращено с 30 до 9. Предусматривалось, что план не должен пересматриваться без согласования с предприятием. Часть прибыли оставалась в распоряжении производственного коллектива. На предприятии создавались фонды экономического стимулирования: для развития производства; поощрения работающих и на социально-культурные нужды, включая жилищное строительство.

Была восстановлена отраслевая структура управления. Упраздняются совнархозы и восстанавливаются министерства и ведомства в качестве центральных органов управления. Увеличивается число министерств. Только в машиностроении были вновь созданы восемь новых. К концу 1975 г. в стране функционировали уже 35 промышленных министерств.

Перемены произошли и в сельском хозяйстве. Были существенно увеличены капиталовложения в сельское хозяйство, введены дополнительные стимулы.

Чтобы снять остроту проблемы, было проведено снижение налогового пресса, с колхозов и совхозов списывались долги. Повышались закупочные цены, устанавливались надбавки за сверхплановую продажу продукции государству. Проводилась дифференциация закупочных цен в соответствие с особенностями отдельных зон. Несколько позже (1969 г.) была отменена система оплаты по трудодням, вводилась помесячная (а не в конце года) денежная оплата. Денежные доходы повысились по отношению к натуральной оплате труда.

Перевод колхозов на денежную оплату явился крупным шагом, включившим сельское хозяйство в общую систему социально-экономических отношений. Проведенные меры явились побудительным мотивом к новому росту производства и урожайности сельскохозяйственной продукции.

«Косыгинские» реформы дали положительный, но кратковременный эффект. Уже в следующей, второй после осуществления реформ пятилетке (1971-1976), темпы экономического развития начали резко падать.

Реформы не раз пытались реанимировать (наиболее серьезная попытка относится к 1979 г.), но без какого-либо ощутимого успеха. Причина состояла в том, что в своих попытках идти к рынку государство не отказывалось от своих позиций в экономике. По-прежнему сохранялась государственная собственность на средства производства и финансово-кредитные ресурсы; государственная распределительная система охватывала практически весь объем материальных ресурсов производства; сохранялись жесткое директивное планирование и государственная административная система ценообразования.