Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диалектика как логика.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

§ 3. Взаимопревращение необходимости и свободы

В необходимость превращается свобода, в свободу - необходимость. Сферой этого взаимопревращения является труд, материальная практика. Свобода превращается в необходимость в процессе труда – практики, опредмечиваясь, реализуясь. Необходимость также в процессе труда – практики познается, осознается, превращается в свободу.

Взаимопревращение свободы и необходимости с самого начала возникновения этого отношения есть исторический процесс, процесс восхождения, обогащения, усложнения. Развитие отношения «необходимость - свобода» первоначально было возможно лишь благодаря общественному разделению труда. Разделение труда предполагает закрепление за различными членами и группами общества отдельных сфер деятельности. Появление частной собственности и раскол общества на враждебные классы в свою очередь означали появление различия между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанными с ней условиями. Как развитие материального производства определяет развитие общества в целом, так и развитие отдельной личности определяется ее местом в системе общественного производства.

Труд по своей природе есть коллективный процесс. «Производство обособленного одиночки вне общества... такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов»25. «Труд отдельного лица с самого начала выступает как общественный труд». Даже на самой низшей ступени своего развития труд не может быть нераздельным, выполняемым каждым отдельным индивидом. Разделение труда является его условием на любой исторической ступени развития. Более того, показателем уровня развития производительных сил и производительности труда является степень развития разделения труда.

Свобода людей по отношению к природе реализуется не иначе как через их отношения друг к другу, через их взаимный обмен своей деятельностью. Процесс производства есть не только преобразование предметов природы, но и преобразование самого общества, не только производство вещей, но и производство самих людей. При этом «различные склонности и таланты людей избирают себе соответствующую сферу деятельности, а без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего значительного». Поэтому «производительные силы и общественные отношения... являются различными сторонами развития общественного индивида».

Противоречие между односторонним совершенствованием и необходимостью преодоления этой односторонности как неизбежного условия дальнейшего развития производителя обнаруживает себя во взаимопревращении свободы и необходимости в любом акте человеческой деятельности. В эксплуататорском обществе разделение труда, закрепляемое классовым делением, исключает возможность свободного выбора профессии. Труженикам закрывается доступ к другим видам труда, им навязывается определенный род занятий, над ними господствует слепая сила необходимости. Такое разделение труда является способом их эксплуатации.

Дальнейшее восхождение взаимопревращения свободы и необходимости, появление антагонизма между физическим и умственным трудом означает дальнейшее обострение противоречий между социальными группами, которые противостоят друг другу как враждебные силы.

В антагонистическом обществе социально-политический характер разделения труда выражает собою противоположность классовых интересов. Саморазорванность труда, поляризация физического и умственного труда на деле означает, говоря словами К. Маркса, лишенную мысли деятельность и бездеятельное мышление. Из физического труда исключается творческая функция умственного труда, труженик превращается в придаток машины. В свою очередь умственный труд, отрываясь от полнокровной человеческой деятельности, от практики, также утрачивает свой творческий характер.

Общественный прогресс носит враждебный индивиду характер, подобен, по выражению К. Маркса, чудовищу, не желавшему пить иначе, как только из человеческих черепов. Еще Гегель подчеркивал, что индивиды подводятся под категорию средства, приносятся в жертву и обрекаются на погибель. «Развитие способностей рода «человек», - пишет К. Маркс, - хотя оно вначале совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов, в конце концов разрушит этот антагонизм и совпадет с развитием каждого отдельного индивида; что, стало быть, более высокое развитие индивидуальности покупается только ценой такого исторического процесса, в ходе которого индивиды приносятся в жертву»26. При капитализме личность как рабочего, так и капиталиста уродуется тем, что в силу отчуждения труда рабочий поставлен в бесчеловечные условия, а капиталист оторван от труда. Оба относятся к труду как к деятельности, чуждой их природе. «Перед рабочим альтернатива: покориться судьбе, стать «хорошим рабочим», «верно» соблюдать интересы буржуа - и тогда он неизбежно превращается в бессмысленное животное - или же противится, всеми силами защищать свое человеческое достоинство, а это он может сделать только в борьбе против буржуазии»27.

Капитализм порождает, создает и развивает науки, результаты которых воплощаются прежде всего в машине. Машинный труд подавляет человека, отнимает у него возможность свободной физической и духовной деятельности: «Вследствие, - писал К. Маркс, - своего превращения в автомат средство труда во время самого процесса труда противостоит рабочему, как капитал, как мертвый труд, который подчиняет себе живую рабочую силу и высасывает ее. Отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда и превращение их во власть капитала над трудом получает свое завершение, как уже указывалось раньше, в крупной промышленности, построенной на базе машин. Частичное искусство отдельного машинного рабочего, подвергшегося опустошению, исчезает как ничтожная и не имевшая никакого значения деталь перед наукой, перед колоссальными силами природы и перед общественным массовым трудом, воплощенными в системе машин -и создающими вместе с последней власть «хозяина» (master)»28.

Развитие капиталистического производства приводит к концентрации на одном полюсе общества богатства и бурного развития науки, на другом - нищеты и умственного одичания. Применение науки к процессу производства совпадает с подавлением всякого умственного развития в ходе этого процесса. Процесс производства уже не обусловлен непосредственным мастерством рабочего, выступая как технологическое применение науки. Мастерство отделяется от рабочего, существует в машине, в фабрике, действующей как одно целое посредством научной комбинации машин и людей. Теперь машина вместо рабочего обладает умением и силой. Она является всесторонним определителем и регулятором всей деятельности рабочего. Происходит процесс, по .выражению Маркса, обесчелове-чивания человеческих отношений, ибо «наука, заставляющая неодушевленные члены системы машин посредством ее конструкции действовать целесообразно как автомат, не существует в сознании рабочего, а посредством машины воздействует на него как чуждая ему сила, как сила самой машины»29.

Знание выступает в системе машин как власть капиталистов над пролетариатом. «...Накопление знаний и навыков, накопление всеобщих производительных сил общественного мозга поглощается капиталом в противовес груду и поэтому выступает как свойство капитала...»30. Происходит отделение науки, применяемой к производству, от непосредственного труда. Духовные функции производства выполняются особой группой людей. Труд рабочего перестал охватывать процесс производства в качестве господствующего над ним единого начала, лишился своего творческого содержания. Опустошается сама способность к труду. Живой труд превращается в средство для деятельности системы машин, рабочий - в придаток механизма, в его специализированную часть, в элемент технической системы, приводимый в движение извне. Поэтому рабочий развивается не как человек, а как элемент средств производства. Разрыв физического и умственного труда приводит к тому, что они приобретают уродливые формы. Бешеная интенсификация труда при капитализме приводит к тому, что механизация и автоматизация не только не уменьшают физическую утомляемость рабочих, но и дополняют ее многочисленными заболеваниями.

Разумеется, здесь речь идет не о природе науки, не о ее объективном содержащий. Наука потому и называется наукой, что она верно отражает объективный мир. Ее выводы, проверенные практикой, имеют значение объективной истины, ее законы имеют .объективный характер, общечеловеческое, интернациональное значение. Речь идет о социальных условиях использования и развития наук.

Наука воплощается не только в технике, технологии и организации производства, но и в способностях людей приводить в движение имеющиеся средства производства, технологию и организацию производства и развивать их дальше. Нельзя обеспечить высокие темпы роста производительности труда только насыщением производства техникой, усилением механизации и автоматизации труда, системой организационных и стимулирующих мер. Для этого необходимо совершенствовать существующую технику, технологию и организацию производства, иными словами, повышать уровень научно-технических и организационных знаний и увеличивать объем, масштаб применения их к производству, степень овладения ими трудящимися.

Охват наукой всей системы общественного производства и превращение последнего в «технологическое» приложение, в экспериментальную базу науки является «показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание превратилось в непосредственную производительную силу, и отсюда - показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и .преобразованы в соответствии с ним; до какой степени общественные производительные силы созданы не только в форме знания, но и как непосредственные органы общественной практики, реального жизненного процесса»31