Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диалектика как логика.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

§ 5. Объективность рассмотрения

Из материалистического характера марксистской диалектики как теории познания и логики вытекает одно из основных ее требований - «объективность» рассмотрения (не -примеры, не отступления, а вещь сама в себе). Суть этого требования состоит в следующем: для адекватного отражения вещи в себе в нашей голове, а следовательно, для постижения истины, прежде всего нужно сосредоточить мышление на самой этой вещи (объекте познания), не отходить от нее, а проникать во всю ее внутреннюю жизнь, «просвечивать» ее внутреннюю природу, познать ее так, как она есть, независимо от сознания, в действительности, без посторонних прибавлений или убавлений, без привнесения субъектом познания в вещь того, что не принадлежит имманентно ей; пересадить в голову и преобразовать в ней самое эту вещь, а не нечто другое, не подменять эту вещь другой, не привносить в нее нечто постороннее, не принадлежащее самой этой вещи.

Мышление должно, как говорил Гегель, внимательно присматриваться к собственному движению предмета, «отдаться жизни предмета», «задержаться на нем и в нем забыться», не искажая этот предмет посредством примеси наших субъективных представлений и выдумок, не привнося со своей стороны никакой прибавки. Познание должно держаться по отношению к предмету исследования без предвзятости, сдержанно, дабы он мог себя показать не как определенный субъектом, а таким, каков он в самом себе. Мы должны всецело перенестись в сам предмет, рассмотреть его в нем самом, взять его со стороны тех определений, которыми он сам обладает, а не хвататься за что-нибудь другое. «Теоретическое отношение к предмету начинает с подавления вожделений, оно бескорыстно и оставляет предметам их самостоятельное существование и деятельность»10.

Ученый, руководствующийся принципом объективности рассмотрения, должен тщательно изучать объективные, реальные факты, хорошие они или плохие, нравятся они ему или не нравятся. И чем больше он отрешится от своих симпатий и антипатий, тем лучше сможет судить о самих фактах и их последствиях.

В более широком смысле объективность рассмотрения вещи включает в себя все 16 элементов диалектики, перечисленных В. И. Лениным в «Философских тетрадях». По меньшей мере объективность рассмотрения непосредственно -включает в себя следующие три элемента: во-первых, мышление должно быть направлено на самое вещь в себе (на предмет исследования): во-вторых, мышлением должна воспроизводиться «вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим»; в-третьих, мышлением должно воспроизводиться «развитие этой вещи (respective явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь»11.

Разумеется, рассмотрение не может быть объективным, если исключить из него второй и третий элементы и ограничиться только первым. Однако В. И. Ленин эти три элемента диалектики выделяет как самостоятельные моменты для того, чтобы оттенить, подчеркнуть значение каждого из них. Поэтому под объективностью рассмотрения в более узком смысле мы будем понимать рассмотрение самой вещи в себе, т. е. направленность мышления на предмет исследования.

Прежде всего следует подчеркнуть, что объективность рассмотрения требует соответствующего истинного способа исследования. Не может быть объективным рассмотрение, если метод рассмотрения является неистинным. Рассмотрение как по своему содержанию, так и по форме в решающей степени зависит от того метода исследования, который применяется как к процессу познания в целом, так и к незнанию данной вещи в частности. Говоря о том, что «один и тот же предмет различно преломляется в различных индивидах», Маркс в одной из своих ранних работ писал: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование - это развернутая истина, разъединенные звенья которой соединяются в конечном итоге. И разве способ исследования не должен изменяться вместе с предметом?»12

Идея совпадения истинного метода исследования с истинным результатом последнего, совпадения исследования с самой сущностью вещи и выражения ее своеобразия имеет исключительно важное значение для правильного понимания объективности рассмотрения.

Констатация того простого факта, что «один и тот же предмет различно преломляется в различных индивидах», указывает, что не всякое рассмотрение является объективным, не всякое отношение субъекта к объекту дает нам истину. В каких же случаях рассмотрение не является объективным, когда и как нарушается требование объективности рассмотрения?

  1. Рассмотрение вещи не является объективным, когда отрицается объективное бытие, объективная реальность самой вещи; когда вещи в себе извне навязывается нечто субъективное, приписывается ей субъективное мнение, ничего общего не имеющее с ней. В этом случае к вещи самой в себе примешивается нечто субъективное, что нарушает объективность ее рассмотрения. Это особенно характерно для объективного и субъективного идеализма. Если объективный идеализм отрицает объективность бытия вещи в себе тем, что рассматривает ее как сотворение абсолютной идеи, то субъективный идеализм отрицает субъективность существования вещей тем, что рассматривает их как продукты сознания изолированного субъекта, как комплексы его ощущений.

2. Объективность рассмотрения вещи в себе нарушается и тогда, когда хотя и признают ее объективное бытие, но в то же время считают, что она принципиально не может «объективным образом входить в нас», не может быть познана так, как она есть вне нас, т. е. в объективной действительности. Наиболее ярко эти мысли выражает кантианство. Исходным тезисом в логике и гносеологии Канта и кантианцев является метафизический отрыв явления от сущности как следствие отрыва познающего субъекта от объекта познания.

3. Нарушение требования объективности рассмотрения имело место не только в идеализме (в кантианстве в том числе), но и у всего домарксовского материализма. Не видя решающей роли общественно-производственной практики как в познании, так и в преобразовании действительности, этот материализм, разумеется, не мог выработать научный метод для истинного, объективного рассмотрения вещи в себе. Он хотя и признает объект познания (вещь в себе) объективным, существующим независимо от субъекта познания, но понимает его абстрактно. Вещь в себе для него внутренне не противоречива, не содержит внутренне присущего источника самодвижения; этот источник он видит вне вещи, а ее развитие понимает как только количественные изменения, как убавление или прибавление, как повторение - без скачков, без прорыва постепенности, без противоречий, или, наоборот, - как цепь только одних скачков.

В понимании домарксистского материализма не только объект познания, но и субъект познания есть абстракт. Действительную человеческую сущность он понимает не как совокупность общественных отношений, а как абстракт, присущий отдельному индивиду, как некую общность, связующую множество индивидов только природными узами. Более того, все домарксистские материалисты вообще недостаточно исследовали субъект познания - само человеческое мышление, его формы, его активную, преобразующую роль. Таким образом, рассмотрение вещи в себе метафизическим материализмом также не является объективным как по содержанию, так и по форме.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что нарушение принципа объективности рассмотрения допускается не только идеализмом и метафизикой, но и там, где познание выходит за пределы предмета, подменяется данный предмет познания другим, т. е. нарушается принцип рассмотрения в чистом виде. Так, например, нарушением объективности рассмотрения в политэкономии является подмена ее предмета - производственных отношений - предметами других наук: производительных сил, товароведения, технологии, «надстройки», народного хозяйства и т. д., или подмена тезиса во время спора и другие многочисленные разновидности софистики, подменяющей сущность внешним сходством, внешним правдоподобием.

Точно так же нельзя подменять предмет диалектического материализма - мышление - предметами других наук. Скажем, категорию материи нельзя подменять житейским представлением: «материя есть все то, что окружает нас», или предметом физики: «материя есть единство вещества и поля». Тоже самое относится к пространству, времени, движению и т. д., - всем категориям диалектического материализма.