Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диалектика как логика.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Литература

1Эйнштейн А. Сущность теории относительности. М. 1955 С. 8.

2 Та м же. С. 31.

3 Г е г е л ь Г. Соч. Т. V. С. 125.

4 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 100.

5 Та м ж е. С. 231.

6 Т а м • ж е. Т. 26. С. 55.

7 Гейзенберг В. Философские проблемы атомной физики. М., 1953. С. 98-99.

8 Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 61.

9Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 282.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 62.

11 Бергсон А. Восприятие изменчивости. СПб. 1913. С. 40.

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 621.

Глава пятая качество и количество

§ 1. Качество

Движение мысли от единичного к всеобщему через особенное к категории материи должно содержать в себе свой возврат, поскольку полученная абстракция материи есть выражение неопределенной материи, материи без своих дальнейших имманентных определений. Она, скорее, есть намек на дальнейшее движение мысли, на раскрытие и развертывание заключенных в ней в зародыше своих определений. Абстракция неопределенной материи есть противоположность абстракции определенной материи и должна снять себя в последней, стать определенной, т. е. стать качеством.

Переход неопределенной материи к определенной, к качеству, есть переход в свое другое по линии восхождения. Определение качества нужно излагать раньше определения количества. Это верно как исторически, так и логически. Исторически - потому, что представление, а затем и понятие количества возникает на сравнительно более высоком уровне истории познания, чем представление о качестве. Это верно также и логически потому, что качество - более бедная своим содержанием категория, нежели количество, поскольку оно продукт простого созерцания, выражающего определенность предмета, которая едина, слита с ним, тождественна своему предмету и есть непосредственная ограниченность. Познание предмета на уровне качества совпадает с живым созерцанием и вполне доступно благодаря чувственному опыту без теоретического анализа. Вместе с тем, хотя определение качественной характеристики предмета нам еще не дает знания о внутренних, имманентных ему процессах, т. е. недостаточно как ступень логического отражения, тем не менее содержит в себе в снятом виде абстракцию материи, а потому и является шагом по линии восхождения.

В понимании Аристотеля, впервые исследовавшего эту категорию, качество есть относящееся к сущности видовое отличие и видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду. Качество как состояние вещей находится в изменении и обладает свойством превращаться в свою противоположность.

Дальнейшая эволюция представлений о качестве характеризуется тем, что средневековая схоластика «убивает всё живое в учении Аристотеля», очищает его от диалектики и материалистических тенденций и утверждает мистический взгляд на качество, согласно которому качество есть скрытые, вечные и неизменные формы. Материалисты XVII—XVIII вв. в борьбе со схоластикой утверждают материалистический, но вместе с тем механистический взгляд на эту категорию.

Они, .во-первых, как сказано выше, все качества делили на первичные и вторичные, что было, разумеется, неполным преодолением мистики, поскольку отрицалось объективное бытие вторичных качеств, рассматривавшихся как результат деятельности органов чувств; во-вторых, выдвигая на первый план количественный анализ, вызванный необходимостью развития частных наук, они отрывали его от качества, игнорировали его роль в логическом освоении данных чувственного опыта; в-третьих, утверждали антидиалектическое понимание качества.

Историческую ограниченность метафизического взгляда на качество пытается снять немецкая классическая философия. В понимании Канта, первичные качества априорны, а вторичные - апостериорны. Качество ощущения всегда имеет чисто эмпирический характер и никоим образом не может быть представлено априори. Пространство и время мы можем познавать только априори, то сеть до (всякого действительного восприятия, и поэтому они называются чистым созерцанием; ощущения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно называется апостериорным познанием, т. е. эмпирическим созерцанием.

В понимании Гегеля, качество это прежде всего «первое», т. е. бедная содержанием ступень логического познания, простая непосредственность. Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то. что оно есть и, теряя качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Важным моментом у Гегеля является диалектический взгляд на качество. Последнее в себе противоречиво, заключает в себе тождество и различие, реальность и отрицание, нечто и некоторое другое, конечность и бесконечность, взаимопревращение противоположностей.

Подробный анализ категории качества выражает собою движение мысли по логическим ступеням, порождающее в итоге представление о бесконечном многообразии возникающих и исчезающих чувственно созерцаемых явлений. Тождество последних состоит, по Гегелю, в том, что все они обладают качеством. Отвлекаясь, абстрагируясь от их чувственно данных качественных определенностей, мы получаем качество вообще, абстрактное качество, освобожденное от чувственности, т. е. абстрактное представление о бесконечном многообразии, где каждое данное явление есть то же, что и другое, и не есть другое, представление «многих одних». Каждое из многих есть то же самое, что и другие многие, каждое есть одно или же одно из многих. А это уже есть количество. Иными словами, логическое движение самого качества, выражающее собою процесс «испарения» всех чувственно воспринимаемых вещей из определения качества, привело к тому, что в последнем сохранилась лишь его абстрактная характеристика одинаковости, одного и того же. Качественная определенность, которая достигла в одном своего определенного бытия, перешла, таким образом, в определенность как снятую, т. е. в бытие как количество. Так, Гегель намечает путь к переходу от качества к количеству. При этом категория количества является результатом движения качества, но в то же время - началом, исходной абстракцией количества. Последнее поэтому есть более богатая содержанием абстракция, чем качество.

Диалектический материализм в своем учении о качестве прежде всего подчеркивает, что качество, как и любое другое понятие, есть единство объективного и субъективного, имеет свой объективный источник в самой действительности, есть субъективный образ объективного мира. Такое понимание качества преодолевает механическое деление качеств на первичные и вторичные, мистификацию и агностицизм в решении этой проблемы. Качество, действительно, является бедным с точки зрения логического освоения мира, поскольку здесь речь идет о такой характеристике предметов, которая фиксируется непосредственно живым созерцанием.

Подробную и всестороннюю диалектико-материалистическую разработку этой категории дает Маркс в «Капитале» - и прежде всего при анализе товара. Каждую полезную вещь как, например, железо, бумагу и т. д. можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая есть качество вещи. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно, не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости.

Качество как логическая ступень познания мира выступает формой созерцания, но отнюдь не теоретического мышления, что необходимо для выражения глубоких категорий по линии восхождения. «Качество и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...»1. Но то, что фиксируется непосредственно живым созерцанием, не есть внутренняя, существенная определенность предмета, как иногда утверждается, ибо «существенная» определенность есть сущность, для познания которой необходимо теоретическое мышление.

Смешение же качества и сущности снимает вопрос о движении мысли от качества к сущности.

Поскольку каждая вещь «есть совокупность многих свойств», то она должна быть изучаема через познание ее отдельных свойств, рассматриваемых в чистом виде путем также многих логических методов и приемов, таких, как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, индукция, дедукция, членение, абстрагирование, обобщение. Эти приемы (и каждый из них) соответствуют определенным сторонам предмета познания и способствуют его раскрытию с определенной, соответствующей стороны. Сложность и множественность сторон предмета обусловливает множество логических средств и приемов. Так, сравнение основывается на наличии у предметов одинаковых и неодинаковых сторон, анализ и синтез обусловлены тем, что предмет есть образование, состоящее из взаимосвязанных сторон, элементов, связей и т. д.

Все логические приемы и средства одновременно тождественны и различны, взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и вместе с тем не существуют друг без друга. Так, например, сравнение невозможно без анализа, но последний, в свою очередь, невозможен без сравнения, без синтеза и т. д. Вместе с тем каждый логический прием имеет свою относи тельную самостоятельность и на каждом отдельном отрезке витка познания тот или иной прием или приемы играют решающую, господствующую, а остальные — подчиненную, вспомогательную роль. Это, разумеется, не означает, что раз примененный в познании тот или иной логический прием больше не применяется. Нет, конечно, каждый логический прием применяется при изучении любого предмета сколько угодно раз и всякий раз на новой основе, на новом уровне знаний о предмете, способствуя каждый раз все новому расширению и углублению познания.

Функционирование, применение логических приемов и средств в их движении, развитии выступает как развитие самих этих средств, так и развитие последовательного воспроизведения самого предмета через отдельные его свойства.

Свойство вещи есть ее отношение к другим. В понимании Гегеля, вещь обладает свойствами; они суть, во-первых, ее определенные соотношения с другим; свойство имеется лишь как некоторый способ отношения друг к другу. Во-вторых, вещь в этой положенности есть в себе; она сохраняет себя в соотношении с другой. Вещь обладает свойством вызывать то или иное в другом и проявляться своеобразно в своем соотношении с другими 'вещами. Она обнаруживает это свойство лишь при условии наличия соответствующего характера другой вещи, но оно вместе с тем ей свойственно и есть ее тождественная с собою основа.

Определение свойства через категории «вещь» и «отношение», пожалуй, является истинным, ибо оно выражает его объективное бытие: свойство не существует ни вне вещи, ни вне отношения. Оно есть их проявление, проявление взаимодействия сторон вещи и взаимодействия вещей.

Для познания предмета как целого, как системы необходимо прежде всего его логическое членение (анализ). Познание имеет дело прежде всего с отдельными свойствами целого, рассматриваемыми в чистом виде. Выделение и изучение одного данного свойства достигается путем анализа и сопоставления рассматриваемого свойства со свойствами других предметов. В результате этого познание устанавливает специфику рассматриваемого свойства и обнаруживает сходные с ним свойства предметов. Поступив таким же образом с остальными свойствами, познание воспроизводит предмет в ощущениях. На этом этапе движения мысли предмет (качество) выступает как свойство.

Дальнейшее движение мысли по предмету характеризуется изучением соотношения, связи между свойствами рассматриваемого предмета, переходом к синтезу, в итоге единением разрозненных, изолированных друг от друга свойств в систему, в целое. На этом этапе движения мысли качество предмета выступает как совокупность свойств.

Но, разумеется, познание и на этом не задерживается. Оно своим дальнейшим восхождением из этой совокупности свойств вычленяет основное и главное свойство предмета на данном уровне его развития. На этом этапе познания предмета качественная определенность его выступает, главным образом, как данное его свойство. Далее познание сопоставляет данный предмет с другими и обнаруживает общее сходство свойств класса предметов. На этом этапе качество выступает как то общее, что присуще всем предметам этого класса. Дальнейшее движение мысли по линии восхождения снимает это представление.

С выделением класса качественно однородных предметов, обобщением общих признаков, общих свойств познание стремится обнаруживать отличие данного класса от всех остальных классов. На этом этапе качеством предмета выступает специфика данного класса предметов, к которому принадлежит исследуемый предмет, такая его внутренняя определенность, благодаря которой он является именно данным, а не иным предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предмета не сводимо к отдельным его элементам, частям, признакам и т. д. Оно связано с предметом как с целым, охватывает этот предмет полностью. Качество неотделимо от объективных предметов, его нельзя считать чем-то существующим независимо от них. Как говорил Энгельс, существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами.

Как свойство, выражающее качество, с той или иной сторо ны, так и само качество является единством конечного и бес конечного. Качественное многообразие неисчерпаемо, бесконечно. Качество прежде всего конечно. Нечто вместе со своей имманентной границей, положенное как противоречие самого себя, в силу которого оно выводится и гонится вне себя, есть конечное. Нечто имеет некоторое качество, и оно в последнем не только определено, но и ограничено; его качество есть его граница. Противоречие нечто с самим собой толкает его и выводит его за пределы имманентной границы, делая его конечным. Истина вещи есть ее конец. Долженствование и предел есть моменты конечного. В долженствовании начинается выхождение за конечность, бесконечность.

Долженствование есть то, что в дальнейшем логическом развитии оказывается прогрессом в бесконечность. Познание качества как единства конечного и бесконечного заключает в себе свою противоположность - абстрагирование от качественного многообразия или точнее - от многообразия качеств, познание качеств со стороны их общего свойства, рассматривая каждое качество как одно или как одно из многих, т. е. со стороны количества.

Как известно, одним из важных завоеваний экономической мысли "является открытие впервые Марксом двойственного характера заключающегося в товарах труда и анализ им конкретного и абстрактного труда в чистом виде. Всякий труд одновременно есть абстрактный и конкретный. Он в особой целесообразной форме есть конкретный труд, создающий потребительные стоимости. Но если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда вообще, как расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Теперь продукт труда уже не стол или дом, или какая -либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нем. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра или плотника, или прядильщика, или вообще какого-либо иного определенного производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду, создающему стоимость товаров. Поэтому, если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, причем последний должен быть уже приведен к человеческому труду без всякого дальнейшего качества. В первом случае дело идет о том, как совершается труд и что он производит, во втором случае - о том, сколько труда затрачивается и сколько времени он продолжается.