Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1metodika

.pdf
Скачиваний:
416
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Ш'грубе де Пирмонта представляло собой систематически Расположенную выборку действовавших в то время зако­ ном. В результате было принято решение — книгу не пе­ чатать. Юристы более позднего времени, в частности, Николай Михайлович Коркунов (1853—1904), оценивая чту историю, писали о своем несогласии с данной харак­ теристикой работы де Пирмонта на том основании, что в канцелярии в то время не было ни одного юриста, а сле­ довательно, оценить по достоинству значение этой рабо­ ты было некому.

Итак, профессорами правоведения, как правило, были иностранцы, но они воспитали первых русских юристов. ( о временем появились и русские профессора правоведе­ нии. Среди них можно назвать Семена Ефимовича Десппцкого (ок. 1740—1789) — правоведа, просветителя, про­ фессора права Московского университета. Известно, что С. Е. Десницкий учился у Филиппа Генриха Дильтея — тирольца, приехавшего в Москву в 1756 году. Получая по 12 рублей за лекции, Дильтей купил дом в Москве за 1500 рублей. В 1765 г. университетское начальство обви­ нило Дильтея в том, что он часто приходит на лекции iid резвым, на этом основании преподаватель был отст­ ранен от занятий. Однако Дильтей пожаловался Сенату и Пыл восстановлен на службе.

Десницкий закончил духовную семинарию Троице- С'ергиевой лавры, затем Петербургскую академию и был направлен для продолжения образования в Англию — в Глазовский университет. По окончании университета Десницкий защитил докторскую диссертацию по рим­ скому праву, получил ученую степень доктора права и исрнулся на родину. Уже в те времена Семен Ефимович, йудучи сторонником идеи разделения властей, создал новый проект формирования в России «законодатель­ ной, судительной и наказательной власти». В правовой сфере Десницкий разработал ряд институтов, например, он предложил деление права на государственное, граж­ данское, уголовное и судебное. Его перу принадлежит •Слово о прямом и ближнем способе к научению юрис­ пруденции» (М., 1768). Десницкий перевел труд англий­ ского юриста Блэкстона «Истолкование английских за­ конов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юри-

11

дических терминов, используемых в русских судебниках и Соборном уложении 1649 года.

Для наших дней актуально мнение Десницкого в от­ ношении применения смертной казни. Он считал, что смертная казнь возможна только в двух случаях: умыш­ ленное убийство и измена Родине. Десницкий осуждал мучительные способы исполнения смертной казни, а также применение позорящих наказаний.

В XVIII в. юридическое образование можно было по­ лучить и в кадетском корпусе — среднем военном учебном заведении, учащиеся которого изучали юриспруденцию на третьей ступени обучения. В 1731 г. Анна Иоанновна повелела учредить корпус кадетов, где «обучали арифме­ тике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии и шпажному действию». «А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, також и в государ­ стве не меньшее нужно политическое и гражданское обу­ чение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции».

Следует отметить, что юриспруденция, по-видимому, не пользовалась популярностью среди обучающихся: из 2478 русских кадетов в 1733 г. юриспруденции училось только II1 . Тем не менее слушание указов проводилось по два дня в неделю, ибо «небесполезно есть, чтоб оным из кадетов, обучающихся юриспруденции для знания российских гражданских прав, в некоторые дни слушать уложения, уставы, регламенты и указы». А в инструкции 1789 г. предписывалось преподавать уже известную нам книгу С. Пуфендорфа «Об обязанностях человека и гражданина».

В 1860-х гг., когда кадетские корпуса были преобразо­ ваны в военные гимназии, их учебный план продолжал включать в себя законоведение. Методика изучения зако­ нов сводилась, как правило, к их механическому заучи­ ванию. В 1849 г. законоведение было введено в гимнази­ ях вместо древних языков. А гимназисты, имеющие «особенные и отличные» познания в российском законо­ ведении, получали право на 14-й чин, если они шли на государственную службу.

'Чтения Общества истории л Древней России. 1862. 1.

12

Типичным для того времени можно считать учебный план гимназии по уставу 1852 г.1, включавший такую учебную дисциплину, как законоведение:

Учебные планы 5—7 классов одной из петербургских пмназий в XIX в. содержали разнообразные курсы, наример: законы основные, законы гражданские опредеительные, законы о гражданском судоустройстве, за-

1 Каспржак Л. Г., Левин М. В. Базисный учебный план и росnicKoe образование в эпоху перемен. М., 1994. С. 46.

13

коны уголовные и полицейские с судопроизводством уголовным'.

В конце XIX в. учебная литература пополнилась новыми пособиями. В частности, в 1894 г. А. Мушников издал сокращенное изложение курса законоведения для кадетских корпусов, выпущенного в 1889 г., под назва­ нием «Основные понятия о нравственности, праве и об­ щежитии». Автор видел цель этого пособия в том, чтобы дать возможность лицам, не изучавшим данного курса, приобрести начальные теоретические сведения о праве и формах человеческого общежития, необходимые для ос­ воения русского законодательства. Кроме того, данное пособие служило для первоначального ознакомления с содержанием юридических наук и их терминологией. Учебник был небольшой по объему (48 страниц) и имел следующую структуру:

Введение: Потребности человека. Необходимость об­ щежития. Законы нравственные и юридические.

1 отдел: Право. Право субъективное. Право объектив­ ное.

Часть 1. Право: понятие о праве, правоспособность и дееспособность. Лица юридические.

Часть 2. Право субъективное: право личности. Право собственности. Право договорное. Право наследствен­ ное.

Часть 3. Право объективное. Обычай и закон. Право как наука.

2 отдел: Формы общежития. Организующие общежи­ тия.

Часть 1. Семейство: значение семейства. Брак. Нерас­ торжимость брака.

Часть 2. Гражданское общество. Дворянство. Классы людей по роду занятий. Городские и земские общества.

Часть 3. Церковь: организация церкви.

Часть 4. Государство: цель государства. Элементы го­ сударства: верховная власть, территория, народ. Виды го­ сударственной деятельности. Правительственные уста­ новления. Деятельность законодательная. Деятельность административная: полиция безопасности и благососто-

1 Пятидесятилетие Санкт-Петербургской пятой гимназии. СПб., 1896.

14

иния, государственные финансы, вооруженные силы. Деятельность судебная.

Данному автору принадлежит еще несколько учебных пособий1.

Таким образом, в XIX в. была сделана попытка со- |дать условия для основательного познания учащимися тконодательства Российской империи. И хотя в 1869 г. число студентов-юристов составляло 45,8% всех студенюн университетов, тем не менее в гимназиях курс зако­ новедения не прижился. Преподавание законоведения как самостоятельного предмета было полностью прекра­ щено после выхода в свет Устава гимназий 1864 года. )то решение объясняли отсутствием учебной литературы, квалифицированных преподавателей, желающих изучать право. Преподавание правовых знаний в школе было во­ зобновлено в советское время.

Вопросы и задания

1. К какому историческому периоду можно отнести истоки юридического образования в России?

2. Какие идеи, тенденции, подходы к правовому обраюванию, сложившиеся в XVIII—XIX вв., продолжают оставаться актуальными в наши дни?

3.Автором книги «Об обязанностях гражданина и че­ ловека» является:

а) Штрубе де Пирмонт; б) Самуил Пуфендорф; в) Семен Десницкий.

4.Назовите имя составителя первого известного нам российского методического пособия по праву.

5.Как и где преподавали право в России в XVIII—XIX исках?

'Особенная часть русских военно-уголовных законов. Кон­ спект курса для военно-юридической академии. СПб., 1980; 1'усские военно-уголовные законы в связи с законами общеуголовными. Курс для старших классов военных и юнкерских училищ. СПб., 1891; Русские государственные и гражданские шконы и сведения из международного права. Рекомендовано Ученым Комитетом Министерства народного просвещения для ученических библиотек учебных заведений старшего возраста. СПб., 1891.

15

6.Проанализируйте репродукцию картины Б. М. Кус­ тодиева «Земская школа в Московской Руси». Можно ли утверждать, что художник изобразил урок правовых зна­ ний?

7.Ознакомьтесь с предлагаемыми пособиями и про­ анализируйте их дидактический потенциал:

Дегай П. Пособия и правила изучения российских за­ конов. М., 1831.

Трубецкой Е. И. Энциклопедия права. М., 1907. Тарановский Ф. В. Учебник энциклопедии права. 1917. 8. Дайте характеристику дореволюционным учебным

пособиям по праву:

Мушников А. Общие начала законоведения. СПб., 1894.

Энциклопедия права кн. Е. Н. Трубецкого. М., 1908.

Рекомендуемая литература

Историко-статистический очерк общего и специаль­ ного образования в России / Под ред. А. Г. Небольсина. СПб., 1883.

История политических и правовых учений. М., 1996.

Колодкин А. В., Борисов А. В., Колодкин Л. Н. Становле­ ние и развитие юридического образования в дореволюци­ онной России // Государство и право. 1995. №6.

Куприц Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980.

Куприц Н. Я. У истоков юридического образования в России // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1979. №6.

Морошкин. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции // Ученые записки Московского университета. 1835. №8.

Шевырев С. П. История Московского университета. В 2-х частях. М., 1855.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Правовое обучение и воспитание школьников в совет­ ское время представляет собой феномен. Достаточно вспомнить условия, в которых оно осуществлялось, такие как неразвитость юридических традиций в России, широ­ кое распространение неправовых регуляторов в обществе, откровенный правовой нигилизм, высокая степень госу­ дарственного вмешательства в общественную жизнь. Впрочем, как это ни парадоксально, именно последняя ха­ рактеристика состояния правовой сферы общественной жизни имела положительное значение для правового обра­ зования в советский период. Общеизвестно содержа­ ние письма главы советского правительства В. И. Ле­ нина от 15 апреля 1918 г.: «Прошу членов коллегии юсти­ ции (желательно всех) посетить меня... для беседы о том, что сделано для кодификации... юридической пропаган­ ды...»1. Несомненно, что власти преследовали прежде все­ го идеологическое цели, которые требовали разъяснения социально-правового смысла первых советских декретов в среде рабочих и беднейших крестьян. Тем не менее это письмо вплоть до 1980-х гг. определило основные направ­ ления пропагандистской, агитационной, организаторской работы, в том числе и по правовому воспитанию трудя­ щихся. После принятия первой советской Конститу­ ции (1918 г.), в соответствии с указанием Ленина, V Всероссийский съезд Советов поручил народному ко­ миссариату просвещения РСФСР ввести во всех школах и учебных заведениях Российской республики изучение ос­ новных положений конституции. Так постепенно совет­ ская власть училась использовать право в своих интересах. На протяжении всего советского периода в учебном про­ цессе доминировало изучение основ государственного права. С 1937/38 учебного года в учебные планы для 7-х классов средней школы в качестве самостоятельного пред­ мета была введена новая учебная дисциплина — «Консти­ туция СССР».

Одновременно с этим были разработаны методичес­ кие указания для учителей, которым рекомендовалось подкреплять положения конституции примерами из жиз-

к Ленин В. И. ПСС. Т. 45. С. 58.

2-89

17

ни и деятельности отдельных людей и предприятий стра­ ны, использовать статистические данные, факты из жиз­ ни родного края, то есть предлагалось включать в содер­ жание уроков элементы краеведческого знания. Учителям советовали организовывать встречи со знаменитыми людьми и экскурсии на местные предприятия. Вместе с тем подчеркивалось, что эти примеры не должны быть случайными. Предполагалось, что они будут служить за­ дачам коммунистического воспитания подрастающего поколения. К середине 50-х гг. был обобщен опыт ис­ пользования периодической печати на уроках Конститу­ ции СССР1 . В методической литературе отмечалось, что статьи из газет и журналов могут и должны служить ма­ териалом, иллюстрирующим радостную, счастливую жизнь народов СССР, а также мрачную действитель­ ность существования трудящихся в капиталистических странах. Для учащихся 7-х классов были подготовлены

учебные материалы по государственному устройству

СССР2.

Однако особое внимание уделялось непосредственно изучению текста самой Конституции СССР. Отдельные статьи основного закона школьники должны были знать дословно. Прежде всего это были статьи, в которых за­ креплялась политическая и экономическая основа Со­ ветского государства, а труд объявлялся обязанностью гражданина и советского человека.

В это время А. Т. Кинкулькин предпринял попытку актуализировать правовой аспект содержания историчес­ ких курсов3.

Вполне естественно, что в середине 50-х годов в центре внимания ученых находились проблемы методики преподава­ ния Конституции СССР. В этот период защищаются дис­ сертации по темам: «Изучение основных прав и обязан­ ностей советских граждан в школьном курсе Конституции СССР» (В. И. Тихов, 1954), «Формирова­ ние общественно-политических понятий у учащихся на

'Ершова. М. А. Использование периодической печати на уро­ ках Конституции СССР. М, 1955.

2Мазуренко П. Ю. Государственное устройство СССР. Учеб­ ные материалы по Конституции СССР. М., 1952.

1 Кинкулькин А. Т. Изучение Советской Конституции 1936 г. в курсе истории СССР (10 ют.). М, 1995.

18

материале преподавания художественной литературы на уроках Конституции СССР» (Б. П. Сингал, 1955).

Общим для всех методических рекомендаций и иссле­ дований этого периода явился поиск оптимальных усло­ вий и средств реализации дидактического принципа доступности в преподавании Конституции СССР. Не­ смотря на все усилия педагогов, курс оставался малоэф­ фективным, так как он не учитывал возможности уче­ ников. В дальнейшем исследование педагогических возможностей изучения школьниками Конституции (ССР было связано с разработкой проблем воспитания учащихся.

В конце 50-х гг. произошла позитивная переоценка подходов к месту правового курса в учебном плане шко­ лы, к отбору его содержания. Так, в 1958 г. курс «Кон­ ституция СССР» был перенесен из 7-го класса в выпуск­ ной, 10-й класс. Это объяснялось желанием улучшить подготовку учащихся средней школы к активному учас­ тию в общественно-политической жизни страны. Дан­ ный учебный предмет стал знакомить школьников не только с текстом конституции, но и с положениями тру­ дового, гражданского, колхозного, уголовного права. Именно в это время учителя начали использовать на уроках задачи по трудовому праву, для того чтобы школьники смогли не только осознанно и прочно усво­ ить знания, но и приобрести умение применять эти зна­ ния на практике. Подобный опыт послужил толчком к разработке новых программ и пособий. В 1972 г. в про­ фессиональных училищах начали преподавать курс «Во­ просы советского права», переименованный позднее в «•Основы правоведения», а в 1975 г. новый предмет «Ос­ новы Советского государства и права» стал обязатель­ ным для девятиклассников. Курс систематизировал зна­ ния школьников о государстве, Конституции СССР,

знакомил с системой советского законодательства и об­ ладал значительным педагогическим и идеологическим потенциалом. К сожалению, на его изучение отводился один час в неделю, поэтому учащиеся, да и отдельные учителя воспринимали его как факультативный.

Введение «Основ Советского государства и права» спо­ собствовало тому, что в школе появился стержень правово­ го обучения, оформилась модель общеправовой подготов-

19

ки учащихся. До начала 1990-х гг. программа правового школьного курса выстраивалась по отраслевому принци­ пу и представляла собой адаптированный вариант вузов­ ских программ.

В 9-м классе школьники изучали правовой курс по учебнику «Основы Советского государства и права» под редакцией Г. П. Давыдова. Однако в 1988 г. этот учебник подвергся жесткой критике в советской печати, в частно­ сти, в таких изданиях, как «Известия» и «Крокодил». Ав­ торов учебника упрекали в том, что текст насыщен слож­ ными юридическими понятиями, малодоступными для подростков, отмечалась также склонность авторов учеб­ ника к примерам такого рода, в зеркале которых «наша действительность предстает каким-то калейдоскопом абсурдов и банальностей»'. Другой рецензент высказывал сомнения относительно содержания курса, бсльшая часть которого была посвящена государственному праву, в то время как вопросы народовластия, демократии, само­ управления не рассматривались должным образом2. В тексте учебника были обнаружены и чисто юридические погрешности. Г. Петрова писала о том, что в нем много устаревших стереотипов и догм, мало нового мышления, а со страниц веет казенным оптимизмом и заносчивым патриотизмом 50-х годов3.

Вся эта дискуссия должна была подвести к выводу о том, что данный учебник по праву не может служить ру­ ководством в процессе формирования правосознания школьников — будущих строителей правового государст­ ва. В конце 80-х гг. монополия на учебник правовых зна­ ний для школьников была ликвидирована. Появились альтернативные учебные пособия. Их альтернативность заключалась в логике и структурировании учебного мате­ риала. Так, авторы учебного пособия «Советское право» использовали тематический принцип структурирования содержания. Учащимся предлагалось изучить четыре те­ мы: «Государство. Право. Мораль», «Как устроено госу­ дарство», «Права человека в обновляющемся обществе», «Правонарушение и наказание»4. Все это можно было

'Крокодил. 1988. №5. 2Известия. 1988. 8 августа. 3Неделя. 1988. №27.

"Советское право: материалы к курсу «Основы Советского го­ сударства и права» для 9 кл. / Под ред. Н. А. Сыродоева. М., 1989.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]