Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 курс / Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина / Воронцова_М_В_,_Коротенко_Н_Ф_,_Абрамян_А_К_Социальное_обслуживание.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.37 Mб
Скачать

1.2. Социальные теории старения

Многочисленные социальные теории старения пытаются объяснить статус и положение пожилых людей в обществе, социальные изменения, которые с ними происходят.

Теория социального освобождения или разобществления, выдвинута Дж. Розеном и Б. Ньюгартен в 1960 году, Е. Каммингом и В. Генри в 1962 г.31. Эта теория предполагает разрыв между личностью и обществом, уменьшение энергии личности и ухудшение качества оставшихся связей. Теория утверждает, что уменьшающиеся психологические и биологические возможности людей позднего возраста неизбежно влекут за собой разрыв отношений с людьми, находящимися на пике активности и занимающими центральные позиции в обществе, и замещение их мест боле молодыми. Таким образом, общество самообновляется, а пожилые могут спокойно умирать. Социальное освобождение – это удаление общества от индивида (через принудительную пенсию, взросление и самостоятельность детей, смерть близких и т.п.) и удаление индивида от общества (через снижение социальной активности и более одинокой жизни).

Согласно данной теории любой пожилой человек сокращает свое жизненное пространство, количество исполняемых ролей и обращается к внутреннему миру, готовясь к смерти. Естественно, если принять эту концепцию как достоверную, то вопрос о какой-либо помощи пожилым людям, вовлечении их в социальную жизнь, дискриминации и т.п., сам собой отпадает. Зачем оказывать помощь тому, кто в ней не нуждается?

Однако многие авторы подвергают критике эту теорию, так как описание освобождения как естественного и неизбежного процесса не соответствует реальности. Исследование Shanas (1968) показало, что если пожилой человек остается здоровым и имеет разумный уровень дохода, то его активность ни в коей мере не снижается, а остается на прежнем уровне. Д.Б. Бромлей, критикуя теорию социального освобождения, выдвинул следующие замечания: 1) подобная точка зрения на процесс старения актуализирует политику сегрегации, даже равнодушия к людям позднего возраста, и провоцирует деструктивное убеждение, что пожилой человек не так уж важен; 2) теория социального освобождения в действительности не является истинно теорией, скорее прототеорией (набор близких обобщений и аргументов); 3) действительно ли каждый пожилой человек нуждается в освобождении32. Несмотря на то, что выход на пенсию приводит к потере социальных отношений (когда дети выросли или близкие умерли), отношения с другими (особенно с внуками, соседями, друзьями) несколько заменяют утраченные. На поздних этапах жизни качество активности и отношений может стать более важным, чем их количество.

Теория наименования и маргинальности также выделяет старых людей в некую отдельную, изолированную прослойку общества. Она представляет старость как состояние девиантности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

Описанные «негативные теории старения» рассматривают старость и связанные с ней процессы как аномальные, неприемлемые в социальной жизни общества, а стариков как отживших или доживающих свой век.

Теория возрастной стратификации занимает аналогичные позиции, хотя и в несколько смягченном варианте. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, то есть, по их мнению, общество разделено в возрастном и социальном отношении. Основанием для такой стратификации является, прежде всего, хронологический возраст. В рамках этой теории на первый план выдвигаются такие проблемы, как общественный статус старых людей, индивидуальные перемещения из одного возрастного страта (периода) в другой, механизмы распределения социовозрастных ролей, взаимоотношения с прочими возрастными группами. Большинство старых людей не участвует в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением. Таким образом, данная теория также способствует отношению к старости как к периоду, обладающему определенным, неизбежным недостатком, а именно: отсутствием контроля над ситуацией.

Теория активности является альтернативой теории социального освобождения. Сторонники этой теории считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. По этой теории старение понимается как «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста», как стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и состояние психики. Способность находить радости и ценности в жизни не исчерпывается в определенном возрасте, а должна сохраняться до самого конца. В последнее время эта теория находит все больше сторонников на западе.

Теория социального обмена (Dyson) считает, что более свободный образ жизни с небольшим количеством обязанностей может считаться одним из преимуществ старости. Необязательно при этом проявлять максимум активности. И в то же время ее сторонники не согласны с тем, что активность должна быть снижена до минимума. Они считают, что как теория активности, так и теория освобождения являются предписывающими теориями и слишком увлечены ценностными оценками того, что значит благополучно стареть.

Теория развития и непрерывности жизненного пути. С позиций этой теории для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов, то есть содержания всего жизненного пути, предшествовавшего старости. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни готовит личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции.

Эта точка зрения наиболее приемлема как в теоретическом, так и в практическом плане. Действительно, не бывает одинаковых стариков. Старость и социальное обслуживание также заслуживают индивидуального подхода.

Соседние файлы в папке Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина